Несезон: 7 способов не провалиться в доходе и сгладить сезонность бизнеса

Это Бренды на коне. Сезонность в бизнесе — вызов, который можно преобразовать в возможность. С правильным планированием и креативным маркетингом компании могут управлять изменчивостью спроса и создавать стабильные доходы в течение всего года. Посмотрим, как это можно сделать.

97b0fccc69879e0e0d363e56b262c8ab.jpg

Есть сферы, в которых сезонность очевидна и с этим не поспоришь. По умолчанию, валенки будут хуже продаваться летом, а холодные напитки зимой. Но есть и сферы, в которых всё не так однозначно. Клиенты могут по разному реагировать на те или иные товары и услуги в зависимости от времени года. Так, например, пик продаж инфопродуктов приходится на последний триместр года, а бьюти услуги традиционно пользуются большим спросом летом и в конце декабря. Чтобы понять, подвержен ли ваш бизнес сезонности, нужно смотреть динамику выручки за несколько лет и разбираться.

С чем связана сезонность?

Есть несколько факторов, влияющих на сезонность продаж:
• Самый очевидный — климат и температура. Покупка тёплой одежды явно более актуальна в холода, а дождевиков — летом и осенью.
• Праздники. Цветы на 8 марта и мужские аксессуары на 23 февраля.
• Традиции и привычки. Например, повышается покупательская способность в декабре, в преддверии праздников, и понижается в январе, который традиционно люди больше проводят дома с семьей.

Точно ли дело в сезоне?

Для начала, нужно убедиться, действительно ли просадка в доходах происходит из-за сезонности. Проверьте, не связано ли это, например с массовыми отпусками сотрудников летом. А может, тратами на ремонт или покупкой оборудования, которые вы затеваете в одно и то же время года.

Если все же зависимость доходов от сезона обнаружена, следует принять меры, чтобы просадка в доходах не стала угрозой для бизнеса. Вот несколько советов, как это сделать:

  1. Включите в ассортимент компании дополнительные товары и услуги, подстать тому сезону, который для вашего основного продукта считается низким. Продаете садовый инвентарь летом? Самое время переходить на гирлянды и ёлки зимой.

  2. Устраивайте сезонные промо-кампании. Стимулируйте продажи специальными предложениями, акциями и ограниченным выпуском продукции, приуроченными к сезонным праздникам. Например, что-нибудь к хэллоуину в октябре или к Новому году в декабре. Креативные идеи для бизнеса вы можете подчерпнуть в нашем телеграм-канале.

  3. Пересмотрите свой ассортимент с точки зрения маржинальности продукта. Если на какие-то позиции маржинальность сильно падает в определенное время года, возможно, имеет смысл исключить их на время из ассортимента. Например, арбузный фреш лучше продавать в августе, а не декабре.

  4. Проводите маркетинговые активности вне пиковых сезонов. Эффективные кампании могут помочь сглаживать колебания спроса и поддерживать стабильные продажи. Например, сделайте акцию: за покупку в высокий сезон выдайте сертификат на скидку в низкий.

  5. Низкий сезон — самое подходящее время, чтобы эффективно подготовиться к высокому. Пока есть свободное время, инвестируйте его в развитие бизнеса:
    • Подготовьте и обучите персонал, проведите аттестацию;
    • Вкладывайте время и силы в самообучение;
    • Проверьте и докупите оборудование;
    • Поработайте над сайтом и рекламными кампаниями. Когда наступит время высокого сезона — всё должно работать как часы.

  6. Проведите ревизию должностных обязанностей сотрудников. В низкий сезон, когда работы меньше, сотрудник может заниматься другими делами, на которые в сезон не хватает времени.

  7. Планируйте бюджет и создавайте резервный фонд. В высокий сезон откладывайте часть прибыли на времена низкого сезона, чтобы сгладить просадку в доходе.

Как видите, есть много способов пережить несезон. Главное — подготовиться заранее иметь чёткий план действий. Желаем стабильной прибыли в любое время года!

Больше о маркетинге и креативных идеях для бизнеса в нашем Telegram-канале:  @brand_horse

© Habrahabr.ru