Как крысячить и выжить, или крысы бегут первыми с ИТ-корабля

Для меня загадка, почему программисты не могут оценить бизнес компании, в которую устраиваются. Почему у них прямо разрыв между тем, что компания должна быть прибыльной ежегодно, и тем, что она ему платит и повышает зарплату из-за этого, чтобы удержать программиста.

2be0dfe03521f1ac92c7c186db2b0a17.png

В школе меня учили истории, в которой говорилось, что рабочих обучали математике и расчету прибыли завода, чтобы они поднялись на революцию, потому что их обманывают работодатели, не соглашаясь повысить зарплату по причине того, что у них большие расходы на аренду, материалы и т.д.

Мой скромный опыт говорит мне, что условно ИТ-компании делятся на две группы.

Первая группа либо разрабатывает свой продукт и его продает, либо разрабатывает свой сервис и его предлагает арендовать. Такие компании обычно называют продуктовыми.

Вторая группа находит заказчиков и исполняет контракт, чтобы разработать и потом поддерживать какой-то продукт или сервис. Такие компании обычно называют галерами.

Со второй группой компаний все очень понятно. Очень высокий риск того, что контракт будет не продлён, и все нанятые под этот контракт программисты будут уволены. Самый главный страх программистов в этой компании — что не будет задач дальше, которые будут оплачивать.

С первой группой ситуация несколько сложнее. У такой компании есть стабильный доход, который получается от ежемесячных (или годовых) платежей от клиентов. И этот тип бизнеса существует на разнице между тем, что он потратил на аренду офиса (или серверов) и зарплату программистов, и тем, что заплатили постоянные клиенты или подписчики их услуг или продуктов.

Когда я устраиваюсь на работу, я первым делом пытаюсь выяснить не на каких технологиях и методологиях мне придётся работать, а какой это вид компании. Какие услуги или продукты она продаёт, какие у неё есть клиенты или контракты. Сколько лет существует компания.

Это позволяет мне прогнозировать, сколько лет я смогу более-менее стабильно и спокойно работать в этой компании, если они меня примут на работу. И что меня ждёт с точки зрения карьерного роста или профессионально.

К сожалению, некоторые программисты, которые пришли с галер, пытаются реализовать свою стратегию карьерного и зарплатного роста через получение большего числа задач и обязанностей. Но в продуктовых компаниях это не работает. От того, что ты получил больше задач и обязанностей, возможно, ты первый раз получишь повышение зарплаты или должности, но в итоге ты упрёшься в то, что компания тебя рассматривает как увеличивающийся расход компании, который снижает прибыль с продаж продукта или сервиса.

Программисты, работающие в продуктовой компании, не могут понять, что даже если они сами уволятся, компания продолжит без них продавать продукт или сервис ближайшие 6–12 месяцев, пока не найдут ему замену. А даже если не успеют так быстро найти, то просто немного просядут в продажах из-за отвалившихся клиентов. Это не галера, на которой если контракт вовремя не выполнен в срок и идут штрафы и т.д. Это совсем другая кухня.

Другими словами, работая в продуктовой компании, если программист хочет расти карьерно и профессионально, ему надо думать о продукте или сервисе, что продаёт компания. Делать новые фичи, чтобы поднять продажи, чтобы у компании появилась возможность и желание нанять ещё программистов ему в помощь, чтобы он мог с помощью их ещё больше увеличить продажи компании.

В целом даже в компаниях, называемых галерами, есть та же проблема. Программисты часто оторваны от исполнения контрактов в срок и т.д.

Устраиваясь на работу, просто немного поразмыслите и поймите, что вас ждёт с этим работодателем. Сколько времени вы будете иметь работу до закрытия контракта или снижения продаж по продукту или сервису. Ну и прогнозируйте, когда вам придётся бежать с тонущего корабля как крыса.

© Habrahabr.ru