«Нерешаемых задач не бывает»: история о том, как я пришла в разработку в 27

e71f42f586abeca5a617c664b184cf68.jpg

Привет, Хабр! Меня зовут Татьяна и уже почти два года я занимаюсь разработкой фронтенда в МКБ. Это история о том, как я сменила профессию, какую роль сыграли дисциплина, четкое видение конечного результата и пара мотивирующих цитат.

Будучи с детства в спорте, в 18 лет я пришла работать тренером по художественной гимнастике, параллельно заканчивала педагогический вуз (бакалавриат, а потом и магистратуру), затем написала кандидатскую диссертацию и попробовала себя в роли преподавателя. После 8 лет работы тренером я поняла, что лимиты роста в рамках текущей профессии исчерпаны и пора искать что-то еще. Пришло выгорание как следствие постоянных усилий в никуда, жестких рамок системы образования и отсутствия возможностей для развития.

Манящий ИТ

Сначала я пыталась найти работу с имеющимися на тот момент скиллами: результатом долгих лет в роли педагога были развитые софты, организаторские способности и, разумеется, опыт работы с людьми. Ходила по собеседованиям на должности координатора волонтеров, регионального менеджера, организатора мероприятий, методиста, но понимала, что все не мое. В итоге пришла к выводу, что нужно переучиваться.

Вспомнился детский интерес к профессии программиста: в детстве папа (инженер-конструктор) рассказывал про своих коллег из отдела ИТ, у которых в офисе был подвешен бубен. Они подпрыгивали и били в него, когда что-то не работало. И травили смешные для меня — ребенка — анекдоты про странности программистов. Все это создавало ореол тайны вокруг профессии.

В старших классах у меня возникала мысль о поступлении на прикладную математику, но в тот момент мне дали не ту литературу — это была «страшная» толстая книжка с мелким шрифтом. Явно не то, с чего нужно начинать. Я честно попробовала учиться по ней, не поняла примерно ничего и в итоге пришла к выводу, что программирование — не мое. И интерес к спорту в тот момент пересилил.

Спустя годы параллельно с преподаванием в вузе я писала кандидатскую по педагогике, и одним из найденных мною инструментов для математико-статистической обработки данных были возможности языка R: он позволяет путём ряда нетривиальных консольных команд произвести необходимые расчёты и вывести результаты в виде графиков, таблиц и диаграмм. Написав по шаблону пару десятков строк кода и разобравшись в них, я поняла, что это не так уж сложно и очень даже интересно.

Стечение этих обстоятельств привело меня к решению попробовать себя в разработке.

Как выбирала язык? В момент принятия решения попробовать я не знала о сфере ни-че-го, даже о существовании фронтенда и бекенда — для меня это был чёрный ящик. Благодаря хайпу вокруг ИТ в структуре сферы удалось быстро разобраться. Обилие платных курсов вводило в ступор: не было идей, как выбрать подходящий. Тем более, я не представляла, какой из языков я хочу выучить.

Решено было самостоятельно начать с бесплатного курса по веб-разработке на MDN Web Docs. Затянуло сразу, курс прошла до конца. Изучала базовый HTML, CSS и основы JS.

После 5 месяцев ежедневных занятий я поняла, что не знаю, куда двигаться дальше: как создать свой проект и в чем заключается будущая работа. Нужен был проводник, поэтому решила пойти на курсы. В силу своего характера искала курс на две головы выше: понимала, что чем сложнее будет осваивать, тем быстрее будут расти навыки.

Выбрала в итоге курс по React-разработке. Решающую роль сыграло то, что в предлагаемой программе обучения не было ни одного знакомого слова. Вступительный тест, кстати, я еле прошла: мой уровень оказался ниже, чем требовалось. Но — прошла!

Учиться было сложно, но радовало наличие четкого критерия: если работает, значит, задача выполнена. Работа в образовании таких критериев не давала.

«Нерешаемых задач не бывает, просто на эту потребуется чуть больше времени», — эта случайно найденная на просторах интернета фраза стала своеобразной мантрой для меня в этот период. Она помогала находить силы на обучение после рабочего дня и зачастую до 02:00 искать баг, из-за которого не работало учебное приложение.

После окончания курсов началось самое сложное — поиск работы. Рынок работодателя я прочувствовала сполна. На 10 отправленных откликов приходило один-два отказа, все остальные даже не были просмотрены. Но я продолжала стабильно отправлять отклики, добавляла сопроводительные письма, старалась не обращать внимания на отказы, хотя они довольно ощутимо били по самооценке. Брала тестовые от работодателей, выполняла их и складывала в свой репозиторий на github, тем самым постоянно пополняя резюме и совершенствуя навыки. Не переставала учиться, осваивала новые технологии: помимо более-менее освоенных на курсах React, Typescript, Redux и ряда библиотек самостоятельно разбиралась с Webpack, React Native, Redux toolkit, попробовала Vue.

Не сдаваться помогал четкий план действий. «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть», — приняв на веру цитату Т.Рузвельта, я продолжала упрямо и стабильно двигаться в выбранном направлении.

Ушла в себя ИТ

После 5 месяцев активных поисков, 350 откликов и 4-х собеседований я одновременно получила 2 долгожданных оффера. Приняла оффер от МКБ — это был очередной набор в ИТ-Академию. Было сложно поверить, что наконец получилось. Брали сразу на позицию джуна, не стажера. Формат ИТ-Академии подразумевал 3-месячное обучение с постепенным началом работы над задачами.

Мои первые недели на новом месте можно описать как «ничего не понятно, но очень интересно». Новым было абсолютно всё: подключение к удаленке, таск-трекеры, созвоны, тестовые и боевые порты и контура… — параллельная Вселенная. Нужно было с нуля разобраться в этой системе, благо, ментор и старшие коллеги были готовы ответить на любые вопросы.

Ментор назначается каждому академику МКБ: он составляет индивидуальную программу обучения в зависимости от исходного уровня навыков начинающего коллеги, следит за ее освоением и проводит регулярные срезы знаний. В течение второго месяца академик и ментор работают в формате парного программирования: формат лайвкодинга позволяет закрепить полученные знания на практике. На третьем месяце обучения происходит погружение в один из внутренних проектов банка и начинается разработка уже настоящих боевых задач.

Сейчас, будучи уже не начинающим разработчиком, я работаю в команде корпоративного мессенджера МКБ. Мне импонируют ценности проекта: сделать продукт суперудобным для коллег-пользователей и ускорить процессы разработки. Реализация задач позволяет почувствовать себя частичкой бОльшего и ощутить свой вклад в развитие Банка.

Спустя почти два года работы не перестаю ощущать эйфорию от достигнутого и регулярно подпитываю это чувство. Понимаю, что больше всего в сфере мне нравятся безграничные возможности для роста. Мне нравится с головой бросаться в новые сложные и непонятные для меня задачи, м, постепенно раскрывая завесу тайны, понимать, как же просто, оказывается, это решается! Нравится искать новые подходы и получать удовольствие от их реализации.

Все это я делаю с интересом и уверенностью, что нерешаемых задач не бывает, просто на эту потребуется чуть больше времени =)

© Habrahabr.ru