Некиношные супергерои. Кто и как защищает стройку Лахта Центра от пожаров?
Как думаете, на фото пожар или нет?
В этом посте рассказываем — все-таки было когда-нибудь возгорание в Лахта Центре или не было? А также — почему опасность пожара на стройке выше, чем в готовом здании? Как с этим бороться? Наконец, почему мы вас обманули, когда сказали, что первым в башне Лахта Центра высоту набирало ядро, и что на самом деле возводилось, опережая небоскреб.
ПОЧЕМУ ПОЖАРНЫЕ НЕ ЛЮБЯТ СТРОЙКИ
Всем известно, что пожарные не любят небоскребы. Больше небоскребов огнеборцы не любят только их стройки. Возведение высотного здания — всегда зона рисков.
Тут работают тысячи людей, одновременно выполняются сотни технологических операций, включая такие «нехорошие», как сварочные работы или прокладка электрических сетей, а еще применяются нестандартные нагревательные и отопительные приборы. На площадках тесно — маневрирует сложная техника, складируются материалы, возводятся временные строительные городки…
Огневые и сварочные работы на строительной площадке Лахта Центра, архив
Хуже всего, что строительный ландшафт постоянно меняется: здание растет и неизменного плана действий просто не может быть — надо постоянно изучать обстановку. А противопожарные системы? Они ведь еще совсем не такие, как в готовом объекте. Чувства пожарной службы вполне понятны.
Изменения строительного ландшафта в ходе возведения комплекса Лахта Центр, 2012–2018 г.
Иногда огнеборцы — возможно, с мыслью: «Так мы и знали!», выраженной чуть менее литературно, едут на стройку. Пожары в недостроенных небоскребах — не такая уж исключительная редкость. Один из самых «близких» нам примеров — ЧП 2012 года в строящейся башне «Восток» делового комплекса «Федерация» в Москва-Сити. Из-за соприкосновения с раскаленной поверхностью прожектора загорелся материал, укрывавший опалубку. Возгорание произошло на 67 этаже и распространилось по площади 300 м2. Потушили за несколько часов. Могли бы и быстрее, но, как выяснилось, не работал строительный противопожарный водовод. Спасибо огнеборцам, что обошлось без пострадавших и крупного ущерба зданию.
Куда серьезнее события 2013-го года в возводимой 145-метровой башне «Олимп» комплекса «Грозный-Сити». Монтажник использовал для склеивания стыков мягкой кровли газовую горелку и случайно поджог материал. Сильный ветер — огонь перекинулся на фасад, покрытый «пластиковыми элементами» и уже через полчаса объял здание, как сообщали очевидцы.
Грозненские пожарные не располагали техникой, способной дотянуться нужного этажа, про строительный водовод информации нет. Самолеты МЧС вступили в борьбу лишь на следующее утро — ветер, темнота и плотная застройка помешали авиации лететь на помощь немедленно. Обошлось без жертв. Пожарные полностью эвакуировали не только «Олимп», но и соседние здания.
Признаемся — к нам на стройку пожарные тоже приезжали. Дело было так.
ХРОНИКА ВИРТУАЛЬНЫХ ПОЖАРОВ
Ноябрь, 2016
Пользователи группы «Лахта онлайн. Приморский район» обсуждают:
— «Похоже, загорелся»
— «Да, черный дым»
— «Вейперы!»
— «День рождения Боба Марли отмечают»
Март, 2017
«Невские новости»: «Очевидцы заявили о том, что дымится Лахта-центр… Верхняя треть башни окутана чем-то, сильно смахивающим на дым… Обстоятельства возгорания уточняются».
Ноябрь 2017
Тут сразу два «возгорания» — в начале и в конце месяца.
Соцсети:
— «Видно дым и его все больше и больше, и запах немножко едкий на высоте»
— «Наши пожарные не готовы к такой высоте!»
— «Почему это не готовы?»
— «Не курите в помещении!»
— «Око Саурона начинает разгораться»
— «Вместо Ростральных колонн зажгли»
— «Вот посмотришь в других странах на небоскрёбы, так у них и оборудование есть специальное в случае пожара, а у нас…?»
— «А тяга-то на высоте хороооошая!) А пожарная безопасность ни к чёрту»
— «Белый дым. Странно»
— «Белый дым потому что папу римского выбрали»
Апрель 2018
Тут «пожарной» стала почти неделя — с 6 по 10 апреля пользователи соцсетей снова делились фото «объятого пламенем» небоскреба.
«Апокалипсис в Петербурге!» — пишут некоторые издания.
Вечером 6 апреля Life открывает прямую трансляцию «пожара», но »…к 20:45 следов «дыма» не осталось…», — отмечает «Бумага».
То же фото, но в авторской обработке — художественные эффекты в виде крашенного дыма выступают в качестве подливаемого масла в виртуальный огонь:
Сентябрь 2018
Ну и недавнее:
Фото 360 tv.ru
«Опять не горит» — пишут журналисты. В соцсетях под постами с «возгоранием» вместо «Первый» в комментариях: «Облака!»
Кто-то неизменно верит в возгорание и звонит в службу спасения. Однажды на стройку приехали сразу шесть пожарных расчетов, потом МЧС официально разъясняло, что никакого пожара найти не удалось. Сентябрьский визит — пятью экипажами, был короток — с 7:30 до 7:55. Пожарные снова уехали ни с чем — к обоюдной радости.
По хронике видно, что «возгорания» обычно происходят весной и осенью, когда складываются определенные атмосферные условия — перепады температур, высокая влажность, низкая облачность. Иногда в «сенсации» виноваты низколетящие разорванные облака, иногда — повышенное парообразование от бетонных работ: как известно, бетон сильно разогревается при заливке и затвердении, при этом активно отдает влагу. Есть еще облака пыли от строительных работ, выдуваемые порывом хорошего приморского ветра и утренний конденсат от металлоконструкций шпиля.
Поскольку все бетонные работы завершены, а контур зданий закрыт, то из виртуальной пожарной триады остается только облачность. Сейчас осень, впору объявлять конкурс на лучшие крашенные облака в районе «верхней трети башни».
Что касается помощи неравнодушных людей, вызывающих пожарную службу — конечно, мы им благодарны: важность своевременного вызова спасателей при ЧП невозможно переоценить. Но конкретно случае Лахта Центра — можно посмотреть реальную обстановку через live камеру. А еще у нас есть специалисты, которые отвечают за пожарную безопасность комплекса. Эти парни не «Скала» Джонсон, они — круче. Многие в прошлом — бойцы пожарной охраны, сейчас делают все — грамотно и четко, чтобы пожарные риски строящегося объекта свести к минимуму.
Про настоящий же пожар расскажу чуть ниже.
КАК ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОЙКИ ЛАХТА ЦЕНТРА
Водовод — высокий и морской
Высота требований к системе пожарной безопасности небоскребов — под стать. Проблема лишь в том, что на этапе строительства эти требования и меры по их обеспечению еще не работают. Поэтому на время стройки разрабатывают временные схемы защиты от огня. Часть решений потом переходит в постоянные. По российским нормативам «система наружного противопожарного водоснабжения здания» — водовод, создается еще до начала строительства. Обычно он подключается к городской водопроводной сети. Для противопожарной системы Лахта Центра муниципальный ресурс дополнили природным: комплекс расположен на берегу вполне подходящего по размерам пожарного водоема.
На берегу Финского залива был построен специальный пожарный пирс, соединенный со строительной площадкой сухотрубами. В качестве основного источника воды выступают гидранты, дополнительного — вода из залива.
Временный пожарный водовод рос весь период стройки вместе со зданием. Его наращивание обгоняло ядро: пожарная безопасность — в первую очередь.
Главный постулат стройки
Да, и к концу стройки мы получили еще один «самый» — «самый высокий пожарный водовод в Европе». Благодаря ему вода в башне есть всегда. На каждом этаже расположены по четыре пожарных крана, которые запитывают по достаточно сложной схеме.
В МФЗ установлена центральная насосная станция, которая в состоянии закачать воду под нужным давлением на 17 этаж небоскреба. Там имеется промежуточная емкость и еще один насос. Таких промежуточных станций в небоскребе пять. Они расположены на технических этажах, разделяющих башню на пожарные отсеки.
Пожарный кран на техническом этаже башни Лахта Центра
Запас пожарных рукавов
Что делать с деревянными конструкциями?
Лахта Центр — комплекс из стали, стекла и бетона. С точки зрения пожарных — прекрасные, негорючие материалы. Не то, что пластик или дерево. Хотя, стоп. Деревянные конструкции на стройке использовались, причем играли центральную роль.
Вернемся к истокам. На нулевом цикле, пока строится котлован и забиваются сваи, опасаться особо нечего — нечему гореть. Другое дело заливка бетонных конструкций, к которой приступили на этапе создания фундаментов, осенью 2014 для Многофункционального здания и зимой-летом 2015 для башни Лахта Центра. Деревянная опалубка и всевозможные «тепляки» горят и еще как. Например, как на 100-метровом пилоне вантового моста ЗСД в 2016 году.
Поэтому правила обязывают строителей высоток использовать негорючие опалубку и строительные леса. Которые, увы, слишком тяжелые. Из-за этого самоподъемная четырехуровневая опалубка, использовавшаяся при строительстве фундаментов и ядра Лахта Центра, все же была деревянной, однако ее применение было заключено в настоящую броню из условий и правил.
Самопередвижная опалубка на ядре башни Лахта Центра. Состоит из стальных ригелей и деревянных элементов, включая настилы и толстую ламинированную фанеру — потенциальные источники неприятностей
Для использования «горючих» приспособлений были разработаны СТУ, которые утвердил нормативный совет Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу. Документ предписывал организацию на опалубке дренчерных систем пожаротушения, пожарной сигнализации, системы экстренного оповещения. Все конструкции опалубки покрывались огнезащитными составами.
Огонь и металл
Александр Смирнов, инженер по пожарной безопасности отдела ОТ и ПБ Лахта Центра:
— На период строительства было выпущено три СТУ (специальные технические условия) для нашего объекта, касающиеся пожарной безопасности, которые предписывали дополнительные меры пожарной безопасности для объекта, а также «отягощение» действующих нормативов РФ. Это было сделано в виду отсутствия или неполноты нормативных документов по пожарной безопасности в РФ для зданий такой этажности.
Всего СТУ охватили 20 пунктов, никак не регулируемых нормативами. Из-за противоречивости или отсутствия некоторых регламентов в отношении уникальных зданий возник и единственный, зато громкий «пожарный» спор вокруг стройки. Он касался сроков обработки металлоконструкций огнезащитными составами. «Сразу после монтажа конструкций», — в ходе одного из выездов настаивали проверяющие. В ответ было предъявлено предписание Ростехнадзора учитывать в работе стандарты отраслевого СРО НОСТРОЙ. А там — черным по белому: после монтажа инженерных систем с элементами их крепления и усиления, завершения всех сварочных работ, зачистки и грунтовки сварных швов антикоррозийным грунтом и далее — по пунктам 5.2.1, 5.4.1, 5.4.3 и вплоть до 5.4.16, а также — п. 375 ППР РФ. Вопрос затух, не разгоревшись.
Конечно, на огнезащитных покрытиях для металла никто не пытался «сэкономить», как предположили некоторые наблюдатели. Вопрос — исключительно регламентов и условий нанесения огнезащиты — температуры воздуха не ниже устойчивых плюс 3 и не под открытым небом. Важность собственно огнезащиты — вне сомнений.
В случае пожара несущие свойства металлических балок, не покрытых огнезащитными составами, сохраняют свои характеристики около 15 минут, дальше начинается деформация. После обработки огнестойкими составами время увеличивается — вплоть нескольких часов. В случае ЧП даже лишние минуты могут быть сохраненными жизнями. А уж часы — это бесценное время на эвакуацию и борьбу с огнем. Тут уже неоднократно обсуждался случай коллапсирующего обрушения ньюйоркских «близнецов», по выводам следствия, вызванного пожаром и быстрой деформацией стальных колонн. Никто не хочет даже отдаленно повторять подобный опыт, так что в ход идет все — и огнезащитные составы, и аутригерные пояса и зоны безопасности в железобетонном ядре, которое выдерживает огонь в течение 4-х часов.
Несущие балки межэтажных перекрытий в башне и МФЗ обработаны конструктивной огнезщитой. Внешне представляет собой подобие негорючей пушистой штукатурки, обладающей крайне низкой теплопроводностью.
Балки межэтажных перекрытий Многофункционального здания до обработки огнезащитным составом
Начало обработки — покрывающих слоев будет несколько, после чего балки приобретают заиндевелый вид
Обработанные межэтажные перекрытия башни, вид состава вблизи
Несколько слоев такой «штукатурки» обеспечивают предел огнестойкости перекрытий в два раза выше нормативного — на уровне R 240 — 4 часа пожара без изменения свойств металла и геометрии конструкций.
Металлоконструкции шпиля обработаны тонкослойной конструктивной огнезащитой, которая больше подходит для условий наружной эксплуатации.
Пожарная группа предупреждающего реагирования
Пожарная часть находится рядом — улица Морская, дом 3.
Чтобы прибыть на стройку, огнеборцам нужно всего 4 минуты. Как сделать так, чтобы они не приезжали вовсе? Или — если ЧП все же случилось, как использовать эти 4 минуты с максимальной пользой?
Ответ — наличие своей противопожарной группы, сотрудники которой круглосуточно дежурят на стройплощадке. Их задача — следить за тем, чтобы каждый строитель соблюдал все правила пожарной безопасности. Банально? Да. Но нужно действительно несчастливое стечение обстоятельств или уникальный форс-мажор, чтобы пожар случился при выполнении всех норм. Основная же причина происшествий — нарушения того, что всем известно. Да, типа не вести огневые работы рядом с горючими материалами. Не говоря уже про классику — не потушенные окурки, выброшенные в строительный мусор.
Александр Гладилин, ведущий инженер по противопожарным системам Лахта Центра:
— Пожарно-профилактическая служба была создана на объекте силами подрядчика — Renaissance Construction, c момента прихода на объект и с тех пор работает в режиме 24/7.
Это — отдельное подразделение, в чьи обязанности входят вопросы поиска и пресечения нарушений, вызов пожарной охраны в случае ЧП, а до момента приезда регулярных подразделений- первичное тушение возгорания, организация эвакуации, по прибытии пожарной охраны — встреча и сопровождение пожарных по строительной площадке до места, что сокращает время поиска очага пожара.
В группу быстрого противопожарного реагирования входит более 50 человек, с учетом дневных и ночных смен. Сотрудников службы можно отличить стандартным для строителей способом — по каскам: у них они салатового цвета.
Каждый день эти люди ищут слабые места — присутствуют там, где идут сварочные и огневые работы, проверяют наличие и исправность «первичных средств тушения», систем сигнализации и речевого оповещения — огнетушители, водопровод, информационные знаки.
Средства первичного тушения и информационные знаки на стройке — повсюду. Стоя у одного — видишь следующий
Лопаты и ящики с песком, огнетушители и инструкции по их использованию на стройке можно встретить везде, даже в самых неожиданных местах. Например — вот огнетушитель на макетной площадке Лахта Центра.
Казалось бы, чем там гореть? Но сила правил — в их неукоснительном исполнении. Положено — значит, не о чем рассуждать.
Не горит там, где чисто
На строительной площадке Лахта Центра всегда было аккуратно — настолько, насколько это возможно в условиях стройки.
В 2013 «Лучшую строительную площадку и бытовой городок» отметили в профессиональном конкурсе «Строймастер». Интересно, что подобная аккуратность — характеристика и пожарной безопасности. Строительный мусор — славная растопка. Поэтому каждая рабочая смена на стройке заканчивается одинаково — вывозом производственных отходов. Это — неизменная константа в быстро меняющемся строительном процессе.
Стройгородок — область быта. И тут — особенно важно не расслабляться. Например, здесь оборудованы специальные помещения для просушки обуви и одежды —, а иначе люди были бы вынуждены это делать на отопительных приборах. Сделаны места для курения. Нет, для шашлыков площадок нет — такое только за территорией стройки.
Временные офисные здания и бытовки стройгородка защищены автоматической пожарной сигнализацией и модульными порошковыми системами пожаротушения. Из-за экономии пространства объекты стоят достаточно близко друг от друга, поэтому на случай ЧП между зданиями будут работать водяные завесы.
Люди
Обращали внимание, что человеческий фактор — главная движущая сила ЧП и катастроф? События накладываются одно на другое, но в 9 из 10 случаев следователи говорят что-то типа: «Если бы этот Скеттино следил за курсом…» Да, в наш век четвертой технологической революции человек по-прежнему — и главный форс-мажор, и главный герой.
Александр Смирнов, инженер по пожарной безопасности Лахта Центра:
— Все эти многочисленные и достаточно сложные технические системы защищают стройку от пожара, наверное, процентов на 10. Остальные 90% тащат на себе люди, которые занимаются противопожарной профилактикой. Ведь практически всегда причина пожара — человеческий фактор. Это каждодневная рутинная работа, которая вроде никому не видна, но, поверьте, ее очень много.
С «человеческим фактором» борются наказанием и просвещением. Наказание для нарушителей правил противопожарной безопасности на стройплощадке Лахта Центра — увольнение.
Что касается просвещения — то оно поставлено на широкие рельсы. Инструктажи по правилам техники безопасности проходят все, а раз в месяц у строителей — пожарные учения. Тренируются эвакуироваться. На просьбу рассказать про учения, наши пожарные отмахиваются — дескать, это же стандартная работа.
Ведущий инженер по противопожарным системам Лахта Центра Александр Гладилин:
«Все как всегда и везде: звучит тревога, люди прекращают работу, выходят, собираются в специально отведенных зонах, ответственные лица проверяют наличие персонала. Это рутина, но рутина очень важная. И, с удовлетворением могу сказать — не было ни одного случая, чтобы кто-то не успел покинуть опасную зону до момента, когда, согласно тому или иному сценарию основные пути эвакуации были блокированы опасными факторами пожара».
Или вот:
Александр Смирнов, инженер по пожарной безопасности отдела ОТ и ПБ Лахта Центра:
«Сценарии учений? В сценарии нет ничего интересного для статьи, это не те красивые учения которые показывают по телевизору, у нас никого героически не спасают! В наших учениях отрабатывается эвакуация рабочих из здания и взаимодействие служб объекта, электрики, сотрудники ППГ, лифтеры, начальники строительных участков, крановщики, ответственные лица, все должны знать свои задачи при поступлении сигнала о пожаре — кому звонить, что отключать, куда эвакуироваться, кому отчитываться о количестве эвакуированных людей, как встретить прибывающие пожарные машины и т.д. и т.п»
Ну нет, про героическое спасение мы уже видели — в предыдущем посте. Правильно организованная рутина — то, что действительно важно. Вот несколько фото с мартовских учений 2016 года. Тогда по сценарию «горела» опалубка на 17-м этаже башни, ситуация осложнялась наличием «раненного».
Башенный кран — один из «больших Ка», принимает люльку с «пострадавшим»
И бережно эвакуирует ее с этажа на землю
С люльки открывается хороший обзор –, но «пострадавший» не имеет возможности оценить его: ведь это всего лишь манекен.
«Пострадавшего» отправляют на носилках в «карету скорой помощи»
А это — эвакуация с «опасного» и самого высокого этажа — им на время съемки в 2016 году был тогда казавшийся очень высоким 17-й. Тут, по легенде учений, «горит» опалубка.
Капитаны, то есть — ИТР, покидают этаж последними, после того, как уйдут рядовые рабочие и бригадиры
Расчетное время выхода на эвакуационную лестницу — 45 секунд, покидания этажа — в пределах 2 минут. ИТР, ответственный за эвакуацию, регулирует процесс с помощью команд, подаваемых через громкоговоритель. После эвакуации — разбор полетов.
Такие учения проводились как в светлое, так и в темное время суток. Необходимость довольно частых тренажей связана с тем, что башня постоянно росла, менялись пути эвакуации и людям нужно было ногами выучить новую дорогу.
Именно с учениями, а не с облаками, были связаны первые случаи беспокойства наблюдателей относительно возгорания на стройке. Разносившийся по окрестностям звук учебной пожарной сирены первый раз не на шутку испугал местных жителей — звонили на стройку, удостоверится, что все в порядке.
А если загорится?
Тогда — все, как отрабатывали. Люди уйдут на эвакуационные лестницы и покинут здание.
Одна из двух эвакуационных лестницы в ядре башни
Для эвакуации строителей все выходы на лестничные клетки оборудованы огнестойкими дверями.
Двери — временные, и такую роскошь вряд ли удастся найти на какой-либо другой стройке — достаточно дорогое удовольствие. Но в недостроенном, при этом застекленном здании дыму деваться кроме как на лестницу некуда, а воздушные подпоры путей эвакуации еще не включены. Значит между спасающимися людьми и очагом пожара надо создать надежную преграду. Установленные для безопасности строителей временные огнестойкие двери могут сдерживать распространение огня и дыма порядка 30 минут- достаточно, чтобы покинуть пожарный отсек.
Что особенного в пожарной охране стройки Лахта Центра?
Наверное, ничего. За исключением того, что здесь все — по правилам, которые исполняются. Уже почти уникальная ситуация.
Александр Смирнов, инженер по пожарной безопасности отдела ОТ и ПБ Лахта Центра:
— Я бы сказал, что все на объекте сделано в плане пожарной безопасности так, как должно быть! Просто не на всех объектах строительства это выполнено в полной мере… Например часто вы на строительном объекте можете встретить временную пожарную сигнализацию, временную систему оповещения о пожаре, временный полноценный противопожарный водопровод на всех этажах здания, включая только что залитое перекрытие, есть даже в определенных местах временное модульное порошковое пожаротушение? Мне кажется, что нет! А у нас есть)
***
Пожарные, наверное, немного суеверны. Они не будут хвалится тем, что за весь истекший период стойки пока ни одного возгорания не было. А ведь его не было. И это — достижение — не заметное посторонним, но такое важное. Супергеройское.
Я обещал рассказать про реальный пожар?
Вот он — такие багряные, горящие закаты были над стройкой Лахта Центра в июле этого года. Просто огонь!
Фото — Антон Галахов
Фото Олега Рудина
Фото — Mikhail
Фото — angelshula
Известный спортивный комментатор Танкреди Палмери подписал сделанные им фото «St.Petersburg is on fire»,»…burning sky where you want to disappear in»:
Вот такие пожары — единственно правильные. Желаю всем сталкиваться только с такими.
***
О том, как будет защищен от пожара Лахта Центр во время эксплуатации читайте во второй части обзора. Мы расскажем о том, как эвакуировать из небоскреба 8 тыс. человек, до какой температуры при пожаре могут нагреться стекла фасада, что общего между высотным зданием и нефтеналивным танкером. Там же — ответы на вопросы читателей: как эвакуироваться, если возгорание произойдет на первом этаже и об этике покидания здания при пожаре — комментарий к отрывку из книги «Кризисы и катастрофы. Кто и почему выживает»
***
За помощь в подготовке материала спасибо Александру Гладилину — ведущему инженеру по противопожарным системам, Александру Смирнову — инженеру по пожарной безопасности отдела ОТ и ПБ, Павлу Винокурову — начальнику отдела стройконтроля, Алексею Сивохо и Игорю Романенко — инженерам стройконтроля Лахта Центра