Нейросеть «штрафует» водителей Нижнего Новгорода за езду с выключенными фарами
«Коммерсантъ» выяснил, что почти за два месяца в Нижнем Новгороде выписали более 7,3 тысяч штрафов за езду с выключенными фарами в светлое время суток. Все нарушения зафиксировали камеры, а затем обработала нейросеть. При этом МВД России уверяет, что фотовидеофиксация этого нарушения в стране не применяется.
КИПТ «Азимут» / tbdd.ru
Согласно правилам дорожного движения, водители в светлое время суток должны использовать ближний свет фар или дневные ходовые огни. За нарушение им грозит штраф в 500 рублей. В 2014 году тамбовская ГИБДД уже попыталась штрафовать водителей за непристегнутый ремень на основе данных автоматических комплексов, но ГИБДД РФ запретило применять эту практику. В Москве технологию проверки фар протестировали в 2016 году, но постановления о штрафах не рассылали. В конце июня 2021 года СМИ сообщили, что осенью россиян начнут штрафовать за езду без фар с помощью камер. В ГИБДД это не подтвердили, а МВД даже выступило с опровержением, заявив, что полиция подобной «правоприменительной практикой» не занимается.
Однако водители в Нижегородской области начали получать постановления о штрафах с камер по данной статье нарушения. ГИБДД Нижегородской области уже отменила 48 таких постановлений, не объяснив причин.
Для фиксации нарушений использовались камеры «Азимут-3», которые установили в рамках пилотного проекта. Региональный минтранс подтвердил эту информацию и пояснил, что «прорабатывается техническая возможность» использовать и другие комплексы для фиксации нарушений. Заместитель гендиректора пермской компании «Технологии безопасности дорожного движения», производителя «Азимут-3» Игорь Гончаров рассказал, что комплексы уже применяются в Пермском крае, Оренбургской, Брянской, Тверской, Воронежской областях и других регионах.
В ассоциации ОКО производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации уверяют, что технологию разработали еще пять лет назад, а сама по себе такая фиксация гораздо проще технически, чем определение непристегнутого ремня или разговора по мобильному телефону. Разработчики объясняют, что камера распознает номер авто в потоке и выявляет наличие так называемых контрастных зон справа и слева от него. Затем материалы проверяет ГИБДД, чтобы принять решение о штрафе. Помимо «Азимута», подобные нарушения способны фиксировать комплексы «Автоураган», «Стрелка», «Астра-трафик». Оператор подмосковной системы фиксации нарушений «МВС Груп» говорит, что уже протестировал технологию на дорогах Московской области и ждет распоряжения от ГИБДД и транспортных властей Подмосковья для ее внедрения.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман объясняет, что комплексы анализируют изображение либо на основании математической модели, либо с использованием нейросетей. Их обучают на большом массиве фотографий, но «контроль со стороны инспектора обязателен». Шухман подчеркивает, что фары в современных автомобилях часто «узкие и вытянутые, с четко направленным на дорогу пучком света», и камера может не распознать такой свет.
Эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева говорит, что эта технология еще слишком сырая, и использовать ее рано. «Многие современные автомобили оборудованы светодиодными фарами, свет которых имеет частоту, отличающуюся от частоты кадров в камере. В результате на некоторых снимках машина будет сфотографирована с выключенными фарами, хотя они были включены», — пояснила она. Также Соловьева отмечает, что зимой и осенью фары могут быть грязными.