Не заработка ради: «МегаФон» сэкономил 30 млрд рублей на минимизации валютных рисков
Оператор «МегаФон» начал программу минимизации валютных рисков в 2012 году. В 2015 году убыток от курсовых разниц сократился, по его словам, на 41%. В 2015 году он составлял 10 миллиардов рублей, а в 2014 году — 16,9 миллиарда рублей.
По словам финансового директора компании Геворка Вермишяна, оператор сейчас держит в долларах около 80% наличности.
Кроме того, оператор стал активно использовать производные финансовые инструменты — такие, как валютные свопы например. Для компании это все равно что взять кредит в рублях, купить на них доллары и рефинансировать с их помощью другой кредит, объясняет Вермишян.
Однако стоимость такого фондирования в рублях более привлекательна, чем при доступном рублевом финансировании. С 2013 года «Мегафон» заключил несколько таких свопов на $600 миллионов.
«Мегафон» предпочитает заключать валютные своп-сделки в периоды укрепления рубля, когда рынок волатилен и ставки по инструментам ниже. Помимо валютного долга «Мегафон» хеджирует с помощью свопов и капзатраты — когда открытая валютная позиция может увести его в минус из-за предстоящих капвложений в долларах, говорит Вермишян.
Эти инструменты оператор использует исключительно для защиты от валютных рисков, а не ради заработка, подчеркивает он.
Почти всю выручку «Мегафон» получает в рублях, а существенная часть его затрат — в валюте, рассказал «Ведомостям» аналитик Газпромбанка Сергей Васин.
К валюте привязано, по его оценке, около 50% затрат на закупку оборудования, которые в 2015 году составили 70,2 миллиарда рублей. В 2016 году, по прогнозу компании, они должны вырасти не более чем до 75 миллиардов рублей. Доля займов в иностранной валюте у «Мегафона» составляла на конец 2015 года 37%.
Среди мобильных операторов, значительная доля инвестиций которых привязана к доллару, хеджирование вообще распространено, особенно в последние два года, замечает аналитик Fitch Вячеслав Буньков. Если до девальвации рубля в конце 2014 года валютная составляющая в капвложениях операторов была в среднем около 30%, то сейчас выросла до 50%, говорит он.
«Вымпелком» стремится минимизировать потери от курсовых разниц, договариваясь с вендорами, подтверждает его представитель Анна Айбашева. Также он использует «закупочные рычаги и инструменты долгосрочного партнерства» — это существенно снижает стоимость оборудования и компенсирует рост курса.
«T2 РТК холдинг» (бренд Tele2) в числе прочих инструментов хеджирования стал применять в 2015 году беспоставочный форвард, рассказал его представитель Константин Прокшин. Компания спланировала деятельность так, чтобы все расходы на покупку оборудования покрывались обязательством на покупку валюты. «В 2015 году мы с банком зафиксировали курс на уровне 60 рублей/евро на год — только благодаря этому оператор увеличил инвестпрограмму на 3 миллиарда рублей», говорит Прокшин.
МТС, по словам ее представителя Дмитрия Солодовникова, использует полный комплекс инструментов для снижения эффекта волатильности валютных курсов и процентных ставок.
Однако компания «МегаФон» добилась самых больших успехов в этом направлении, сэкономив 30 миллиардов рублей.
Выручка «Мегафона» в 2015 году осталась на уровне 2014 года и составила 313,3 миллиарда рублей из-за падения доходов от продажи оборудования, говорится в отчётности компании за 2015 год. Однако финансовые показатели в целом оправдали надежды, отметили в компании. Основным драйвером развития остаются доходы от передачи данных, доля мобильного интернета в общей выручке также продолжает увеличиваться.
Чистая прибыль «Мегафона» выросла на 6,3%, до 39 миллиардов рублей за 2015 год. В компании объясняют этот рост «меньшим размером убытков от курсовых разниц и прибылью от производных финансовых инструментов в результате эффективного управления валютными рисками».
Член инвестиционного комитета EPH Александр Николаев полагает, что в любой стране валютные колебания относятся к числу стандартных предпринимательских рисков: «В общемировой практике существуют весьма разнообразные механизмы хеджирования рисков, с которыми сталкиваются контрагенты в своем бизнесе, в том числе изменение валютных курсов».
© Megamozg