Не пользуйтесь сервисами онлайн-проверок при утечке персональных данных
К публикации поста побудила информация про очередные крупные утечки персональных данных в сети, хотел оставить просто комментарий, но в итоге пришел к выводу, что проблему стоит раскрыть чуть обширнее.
Все совпадения случайны, текст ниже просто плод бредового размышления уставшего от работы коня в вакууме и имеет цель повышения уровня информационной безопасности и гигиены среди пользователей в сети.
Не исключено, что публичные онлайн-сервисы для проверки подтверждения утечки данных имеют также цель повышения стоимости таких данных для вторичных продаж. Особенно если структура утекших данных не плоская, а прошедшая через агрегацию с другими целевыми источниками, т.е. нечто большее, чем email => password.
К примеру допустим, что существует результат агрегации утекших данных по различным базам:
{
"firstServiceName.com" : {
"type" : "emailService",
"properties" : {
"email1@example.com" : "password1",
"email2@example.com" : "password2"
}
},
"secondServiceName.com" : {
"type" : "paymentsGate",
"properties" : {
"email" : "email2@example.com",
"type" : "Visa",
"fullName" : "Ivan Ivanov",
"cardId" : "XXXX-XXXX-XXXX-XXXX"
"cvc" : "12345",
...
},
...
}
Далее можно сделать первичную оценку потенциальной стоимости данных для злонамеренных лиц. Очевидно, что стоимость данных secondServiceName.com потенциально выше, чем для firstServiceName.com. Далее формируется логика дальнейшей монетизации данных, обычно пути два.
1) Примитивный и безопасный. Из данных с малой стоимостью выбирается плоские данные типа «email1 => password1», формируется своеобразная прикормка. Далее эти плоские данные агрегируются в сборник и на непубличных специализированных сайтах публикуются «утечки». Если потенциальная стоимость теневых данных (secondServiceName.com, …) большая и ограничена в сроке жизни (cvc, хэши от cvc для конкретных провайдеров), то публикации придается дополнительная «публичность», максимально возможная, в том числе может проводиться «рекламная» акция через социальные сети и прочие доступные инструменты.
2) Сложный и опасный. То же самое, что и в 1), только авторами/бенефициарами монетизации данных дополнительно создаются те самые сервисы проверки утечки данных. Это либо путь новичков, либо когда куш от потенциальной монетизации данных огромен.
Целевая аудитория довольно инертна и не будет заморачиваться поиском тех же торрентов с содержимым «утечки» данных, потому рано или поздно пользователи приходят на специализированные сайты для проверки утечки данных и далее производится запрос на проверку.
Если пользователь не нашел ничего, данные о его запросе на проверку собираются в отдельную базу. Этот пользователь живой. По сопоставлению дат начала кампании с публикацией и датой запроса можно оценить живость пользователя. Да, тот факт, что результат проверки был выдан пустым вовсе не означает, что его данные не находятся среди утекших.
Далее, если тип структурированных данных довольно ценен и содержит прямые и простые способы «монетизации» (см. данные secondServiceName.com), то: a) если пользователь активен и проводил поиск, то дальнейшая вероятность монетизации данных снижается, т.к. могут быть сменены пароли, заблокированы карты и прочее. Бенефициары утечки такие данные быстро продают как отдельные базы тем же кардерам и прочим злоумышленникам по гипотетической цене X.
После прохождения определенного времени с момента организации утечки, формируется diff по данным, которые не были запрошены через проверки и далее либо сохраняются в архив для последующих агрегаций с новыми утечками, либо, если тип данных имеет способ длительной монетизации — такие данные частями также продаются, но по гипотетической цене 3X.
Поэтому, если вам действительно важна ваша безопасность, то имеет смысл не пользоваться популярными сервисами, компании-владельцы которых были ранее уличены в потере пользовательских данных. Либо совсем, либо максимально ограничить себя в распространении персональной информации. Если после оплаты товара на каких-либо сайтах вам приходит электронный чек, в URL которого встречаются переменные типа cvcHash, то имеет смысл не покупать через такие сервисы. Таких к счастью осталось мало и они представлены только в неблагополучных регионах планеты.
При возникновении глобальных утечек не рекомендуется использовать онлайн-сервисы проверок и как-либо проявлять активность через поисковики (google). Если вы довольно популярная и публичная персона, то теоретически можно через таргетированную рекламу (персонализированная атака) определить ваше желание произвести такую проверку.
При подозрении на утечку данных или же при массовых (громких в СМИ) публичных утечках, которые могут привести к потере ваших данных — необходимо сменить пароли на таких целевых сервисах, через https с визуальной проверкой информации в сертификате безопасности и без использования дополнительных сетевых уровней (tor/obfs и прочeе).
Мир технологий постоянно развивается, потенциальные способы причинить кому-то вред в сети также развиваются. Всегда следите за своей безопасностью в сети и не публикуйте ничего ценного, что могло бы привлечь внимание злоумышленников и в будущем вам навредить. Обязательно обучайте безопасному поведению в сети своих детей, близких и знакомых.