Названы первые 19 платформ, попадающих под особый контроль Закона о цифровых услугах в Евросоюзе

206eff7dcf9615a7f361b8d150feb322

В Европейском союзе назвали 19 платформ, которые попадают под действие обновлённых правил электронной торговли, известных как Закон о цифровых услугах (DSA). Как пишет TechCrunch, их ждёт самое строгое регулирование; кроме того, они должны будут сообщать обо всех алгоритмических рисках в своей работе.  

В списке известные цифровые сервисы, социальные сети, поисковые системы и магазины приложений: Alibaba AliExpress, Amazon, Apple AppStore, Bing, Booking.com, Facebook, Google Play, Google Maps, Google Search, Google Shopping, Instagram, LinkedIn, Pinterest, Snapchat, TikTok, Twitter, Wikipedia, YouTube, Zalando.

Основной критерий для включения в список — наличие более 45 млн активных пользователей в месяц в Евросоюзе. Все перечисленные компании попадают под определение либо «очень крупных онлайн-платформ» (VLOP), либо «очень крупных поисковых систем» (VLOSE), и это позволяет предъявлять к ним дополнительные требования. По закону платформы должны оценивать системные риски, связанные с использованием алгоритмов и искусственного интеллекта, и стараться их минимизировать. Кроме того, все перечисленные компании должны сообщать о потенциальных проблемах, связанных с работой таких технологий, как инструменты ранжирования контента и рекомендательные системы.

Наблюдать за исполнением закона будет Европейская комиссия при поддержке недавно открытого Европейского центра алгоритмической прозрачности. Причём компании будут обязаны предоставить экспертам Центра доступ к их «внутренней работе». Штрафы за несоблюдение закона могут достигать 6% от мирового годового оборота компании.

Закон о цифровых услугах преподносят как средство для снижения ущерба, который могут нанести платформы, использующие системы искусственного интеллекта и рекомендательные алгоритмы. Предполагается, что Закон будет защищать основные права, свободу выражения мнений, гражданский дискурс, избирательные процессы, общественную безопасность, здравоохранение, гендерное равенство, безопасность детей и психическое здоровье.

DSA также накладывает некоторые ограничения на микротаргетинг рекламы и запрещает обработку конфиденциальных данных для таргетинга, а также использование информации о детях. Пользователи VLOPS/VLOSE должны получать информацию о том, почему им рекомендуется определённый контент; они имеют право отказаться от систем рекомендаций, основанных на профилировании.  

У всех попавших в список компаний есть четыре месяца для выполнения своих новых обязательств в соответствии с DSA, включая публикацию первой оценки собственных рисков. А сейчас у Еврокомиссии есть вопросы к нескольким компаниям, которые она хотела бы увидеть в списке. Politico пишет, что «вторая партия» VLOP/VLOSE может последовать в ближайшие несколько недель. С особым вниманием сейчас изучают Airbnb, Pornhub, Spotify и Telegram. Причём Telegram вызывает интерес сразу по двум причинам: его каналы позволяют транслировать контент большому количеству подписчиков и фактически превратили мессенджер в социальную платформу; кроме того, его подозревают в занижении пользовательской базы. 

© Habrahabr.ru