Настольный пульт управления на JavaScript/Node.js для робота на Ардуине

Сегодня делаем настольное приложение с графическим интерфейсом для управления роботом на Ардуине через последовательный порт. На языке JavaScript на платформе Electron с виджетами ReactJS+MaterialUI.

image


Теперь пульт управления для своего станочка с ЧПУ сделать не сложнее, чем написать сайтик.

Ранее:

— Часть 1: Консолька в роботе на Ардуине
 — Часть 2: Управление роботом на Ардуино из приложения на Node.js

Главные ссылки

— Библиотека для робота: babbler_h
 — Библиотека для Node.js: babbler-js
 — Виджеты Babbler для Node.js+ReactJS+MaterialUI: babbler-js-material-ui
 — Примеры приложений для babbler-js: babbler-js-demo

Ссылки на инструменты

— Последовательный порт в Node.js node-serialport: github.com/EmergingTechnologyAdvisors/node-serialport
 — Платформа Electron: electron.atom.io
 — ReactJS: facebook.github.io/react
 — Виджеты (компоненты) MaterialUI для ReactJS: www.material-ui.com/#

Дополнительные ссылки

— Платформа NWJS: nwjs.io
 — Другие виджеты для React:
github.com/facebook/react/wiki/Complementary-Tools#ui-components

Быстрый старт


1. Прошивайте в Ардуино скетч babbler_json_io.ino из предыдущей истории

Эта прошивка обменивается данными в формате JSON, умеет мигать лампочкой, содержит 4 команды: ping, help, ledon, ledoff

2. Качайте пульт управления:

git clone https://github.com/1i7/babbler-js-demo.git
cd babbler-js-demo/babbler-serial-react
npm install

3. Запускайте пульт управления:
./babbler-serial.sh

4. Нажимайте на кнопочки, мигайте лампочкой:

image

Структура проекта


Задача проекта — запустить библитеку Babbler.js для общения с роботом в окружении Electron (запускалка приложений JavaScript в отдельном окне, основана на коде Google Chrome), для графического интерфейса подключить ReactJS с виджетами MaterialUI. В общем, все не сложнее «Здравствуй мира» для перечисленных проектов, но в процессе собирания всех этих библиотек в одном приложении было выявлено несколько проблем и нюансов, поэтому в качестве шаблона новых проектов рекомендую брать за основу исходники этого примера.

Предварительные требования: иметь на компьютере установленными node.js, npm и (желательно) git.

Еще раз, качаем исходники и идем в проект babbler-js-demo/babbler-serial-react:

git clone https://github.com/1i7/babbler-js-demo.git
cd babbler-js-demo/babbler-serial-react

Файлы проекта

— package.json — проект для npm (Node package manager): настройки проекта, список зависимостей.

Благодаря ему мы можем установить все зависимости, перечисленные в package.json (включая платформу Electron), одной командой внутри проекта:

npm install

 — main.js — главный файл для приложения Electron (взят из какого-то «здравствуй мир» для электрона).

Содержимое говорит само за себя. Единственное интересное место — команда, открывающая панель с инструментами разработки при старте приложения:

    // Открываем DevTools.
    mainWindow.webContents.openDevTools();

Рекомендую оставлять этот вызов при разработке приложения (открыть вручную через меню: View → Toggle Developer Tools) и удалять/комментировать при релизе.

— index.html — содержимое главного экрана приложения Electron.

Т.к. для формирования графического интерфейса мы используем React, всё, что должно быть внутри body, — элемент div с id=«app-content»


    

Этот файл мы править не будем, главный код будет дальше.

— react-app-ui.js — главный файл приложения, здесь главное дерево виджетов для главного экрана (отправляется в index.html в div с id=«app-content»), весь пользовательский код, правим только его.

— babbler-serial.sh — скрипт-запускалка приложения

#!/bin/sh
./node_modules/electron-prebuilt/dist/electron .

Дополнительные нюансы

Для заметки

Проблема с node-serialport и Electron

Библиотека node-serialport не захотела работать на последних версиях платформы Electron (при том, что на «голом» Node.js всё было прекрасно).

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что проблему можно обойти, откатившись на старую версию Electron 1.1.3 или (как пишут в одном из обсуждений) пересобрать его из исходников.

sudo npm i -g electron-prebuilt@1.1.3

Эта же проблема наблюдается в платформе NWJS (альтернатива Electron), очевидно, что-то поломали в движке Хрома, на котором они все основаны.

Работающая версия Electron указана в зависимостях проекта в package.json, поэтому с демо-проектом всё ок.

Сообщения в баг-трекерах проектов:

→ Node-serialport
→ Electron
→ NWJS

Возможно, в одном из следующих релизов проблема будет исправлена, в таком случае можно будет переключить Electron на более свежую версию.

Babel, синтаксис JSX и ES6

Приложение и компоненты ReactJS используют специальный синтаксис JSX — это HTML-подобный XML для описания структуры дерева элементов управления приложения прямо в коде JavaScript. Так же внутри приложения мы будем местами использовать расширенный синтаксис JavaScript ES6 (это набор всевозможных синтаксических конструкций языка, которые еще не вошли в стандарт JavaScript или вошли в него не так давно, поэтому пока не реализованы даже в самых свежих версиях браузеров). Сначала я хотел исключить конструкции ES6 (их все можно заменить на аналоги из «классического» JavaScript), чтобы не городить лишних конфигураций в проекте. Но потом сдался, т.к. многие примеры в интернете для ReactJS (и, в особенности, для MaterialUI) написаны с использованием синтаксиса ES6, и, в таком случае, мне бы пришлось всех их конвертировать в старый синтаксис JavaScript.

Для того, чтобы использовать нестандартный синтаксис на старом движке JavaScript, используют специальный инструмент — Babel. Он умеет на лету конвертировать нестандартные конструкции в их аналоги на обычном JavaScript, если в проекте задать правильные настройки. Здесь начинаются костыли и огород. В шаблоне проекта все необходимые настройки уже заданы, поэтому в подробности разбирать не буду, перечислю основные пункты:

— package.json должен содержать блок с настройками Babel:

"babel": { "presets": ["es2015", "react", "stage-1"] }

 — Аналогичные настройки нужно указать в файле .babelrc, если в проект импортируете виджеты из каталогов за пределами текущего каталога (например: babbler-js-meterial-ui/src/.babelrc).

— Чтобы включить конвертацию Babel в блоках script (type=«text/babel») в HTML-файлах (у нас — index.html), в этом же файле нужно импортировать скрипт browser.min.js (локальная копия в проекте: babbler-serial-react/script/browser.min.js, чтобы не зависеть от интернета).

— Чтобы включить конвертацию Babel в отдельных js-файлах, нужно загрузить модуль 'babel-register', а сами js-файлы загружать через require ('./react-app-ui.js'); (см всё тот же index.html).

Может быть через какое-то время новации ES6 перекочуют в основную ветку JavaScript в варианте Гугл Хрома (а оттуда — в Электрон) и часть этих подпорок можно будет выкинуть за ненадобностью.

Для работы виджетов MaterialUI в index.html необходимо загрузить модуль 'react-tap-event-plugin' и выполнить injectTapEventPlugin ()

Смотрим исходники


Весь полезный пользовательский код расположен в одном файле — babbler-js-demo/babbler-serial-react/react-app-ui.js

Здесь мы создаем свой компонент — панель управления роботом с лампочками, а так же формируем дерево элементов управления для главного экрана.

Предварительные приготовления
Базовые объекты Реакта:
var React = require('react');
var ReactDOM = require('react-dom');

Виджеты MaterialUI — кнопки, иконки, табы, панельки:
// виджеты MaterialUI
import getMuiTheme from 'material-ui/styles/getMuiTheme';
import MuiThemeProvider from 'material-ui/styles/MuiThemeProvider';

import Paper from 'material-ui/Paper';
import {Tabs, Tab} from 'material-ui/Tabs';
import Divider from 'material-ui/Divider';

import RaisedButton from 'material-ui/RaisedButton';

import FontIcon from 'material-ui/FontIcon';
import {red200, green200} from 'material-ui/styles/colors';

import Subheader from 'material-ui/Subheader';

Виджеты Babbler из проекта babbler-js-material-ui — взаимодействие с устройством:

— BabblerConnectionPanel — панель подключения: выбор устройств из выпадающего списка, кнопки подключиться/отключиться (в зависимости от статуса подключения)
 — BabblerConnectionStatusIcon — иконка статуса подключения к устройству: отключены, подключаемся, подключены
 — BabblerConnectionErrorSnackbar — всплывающая внизу экрана панелька, извещающая о разрыве соединения и других ошибках подключения
 — BabblerDataFlow — полный лог в реальном времени: добавление команды в очередь, обмен данными с устройством и т.п.
 — BabblerDebugPanel (пока определен не в библиотеке, а внутри тестового проекта) — панель отладки: отправка команд устройству вручную, кнопки help, ping, лог с BabblerDataFlow

// виджеты Babbler MaterialUI
import BabblerConnectionStatusIcon from 'babbler-js-material-ui/lib/BabblerConnectionStatusIcon';
import BabblerConnectionErrorSnackbar from 'babbler-js-material-ui/lib/BabblerConnectionErrorSnackbar';
import BabblerConnectionPanel from 'babbler-js-material-ui/lib/BabblerConnectionPanel';
import BabblerDataFlow from 'babbler-js-material-ui/lib/BabblerDataFlow';

import BabblerDebugPanel from './widgets/BabblerDebugPanel';

Babbler.js для связи с устройством:
// Babbler.js
import BabblerDevice from 'babbler-js';

Стиль для кнопочек:
const btnStyle = {
  margin: 12
};

Наконец, самая интересная часть — общение с роботом, панель управления лампочкой
Панель — обычный компонент React: кнопка «Включить лампочку», кнопка «Выключить лампочку», иконка статуса лампочки.

Про компоненты React следует знать:

— Компонент React работает как машина состояний (стейт-машина).
 — Текущее состояние компонента определяют две группы значений: статические свойства this.props и динамические состояния this.state.
 — Статические свойства this.props: передаются через параметры тега компонента при добавлении его на экран.
 — Динамические состояния this.state: меняются в процессе выполнения приложения, устанавливаются в нужный момент при помощи this.setState.
 — Изменения состояний через this.setState приводит к перерисовке компонента.
 — Перерисовка компонента происходит в функции render, внешний вид зависит от значений this.props и this.state.
 — Внешний вид компонента внутри render определяется через синтаксис React JSX.

В нашем случае:

— Объект BabblerDevice попадает в компонент через статический параметр this.props.babblerDevice.
 — События babblerDevice меняют динамические состояния компонента (если подключены, делаем все кнопки активными, если не подключены — делаем неактивными).
 — Кнопки «Включить лампочку» и «Выключить лампочку» отправляют команды ledon и ledoff устройству через babblerDevice.
 — В случае получения положительного ответа «ok» меняют картинку статуса лампочки через запись значения свойства this.state.ledOn (true/false).

// Управление лампочкой
var BabblerLedControlPnl = React.createClass({
// http://www.material-ui.com/#/components/raised-button
// http://www.material-ui.com/#/components/subheader

    getInitialState: function() {
        return {
            deviceStatus: this.props.babblerDevice.deviceStatus(),
            ledOn: false
        };
    },
    
    componentDidMount: function() {
        // слушаем статус устройства
        this.deviceStatusListener = function(status) {
            this.setState({deviceStatus: status});
        }.bind(this);
        this.props.babblerDevice.on(BabblerDevice.Event.STATUS, this.deviceStatusListener);
    },
    
    componentWillUnmount: function() {
        // почистим слушателей
        this.props.babblerDevice.removeListener(BabblerDevice.Event.STATUS, this.deviceStatusListener);
    },
    
    render: function() {
        var connected = this.state.deviceStatus === BabblerDevice.Status.CONNECTED ? true : false;
        return (
            
{(this.state.ledOn ? "sentiment_very_satisfied" : "sentiment_very_dissatisfied")}
); }, cmdLedon: function() { this.props.babblerDevice.sendCmd("ledon", [], // onReply function(cmd, params, reply) { if(reply == 'ok') { this.setState({ledOn: true}); } }.bind(this), // onError function(cmd, params, err) { console.log(cmd + (params.length > 0 ? " " + params : "") + ": " + err); }.bind(this) ); }, cmdLedoff: function() { this.props.babblerDevice.sendCmd("ledoff", [], // onReply function(cmd, params, reply) { if(reply == 'ok') { this.setState({ledOn: false}); } }.bind(this), // onError function(cmd, params, err) { console.log(cmd + (params.length > 0 ? " " + params : "") + ": " + err); }.bind(this) ); } });

Главный экран приложения
Создаем устройство BabblerDevice для подключения к роботу:
// Устройство Babbler, подключенное к последовательному порту
var babblerDevice1 = new BabblerDevice();

Финальная верстка главного экрана приложения — синтаксис ReactJS JSX (HTML-подобный XML внутри кода JavaScript). Рисуем дерево элементов управления, отправляем в index.html в div с id='app-content'.

Здесь у нас панель подключения к устройству — полоска наверху, блоки общения с роботом — внутри табов.

// Контент приложения
ReactDOM.render(
    
      
, document.getElementById('app-content') );

Запускаем


./babbler-serial.sh

Выбираем устройство:

image

Подключаемся:

image

Ждем:

image

Включаем лампочку:

image

Выключаем лампочку:

image

Смотрим лог:

image

Шлем команды в ручном режиме:

image

image

Комментарии (3)

  • 27 ноября 2016 в 22:20

    +1

    Почему всё так заморочено? Я вот тоже сначала для своего ESP8266-робота решил через http-сервер команды слать, но понял, что парсить строки на таких медленных процессорах это не есть хорошо и решил попробовать отправлять и обрабатывать UDP-датаграммы. И как ни странно, это оказалось проще чем сначала сериализовать в строку, а потом десериализовать, и сам код стал проще, и работать стало быстрее (примерно в 17 раз). Вот проще же не куда, если твоя команда состоит из определенного количества байтов и каждый байт (ну или пару байтов) означает сигнал на определенный пин. В вашем случае тоже можно обрабатывать просто массива байтов, мне кажется все эти библиотеки они просто лишние.
  • 27 ноября 2016 в 23:19

    0

    В первом же посте я писал о том, что приведенное решение не для микроконтроллеров, потому как места часто недостаточно. Больше смахивает на just-for-fun концепт.


    Имхо, достаточно реализовать ответы на ping и небольшую обертку поверх js-библиотеки serialport чтобы получить более высокоуровневый итерфейс подписки на события connect, disconnect, data.


    Потом было бы неплохо синхронизировать внутреннее состояние девайса с подключенным компьютером. Потому что при любом дисконнекте необходимо либо повторно принудительно изменить состояние девайса, либо обновить интерфейс программы последним состоянием полученным с девайса.

  • 27 ноября 2016 в 23:28

    0

    Помимо всего прочего уже придумано множество протоколов, в частности можно обратить внимание на безпроводной MQTT, который горантирует доставку пакетов, и Firmata, который как раз создан чтобы связываться с девайсом по Serial (есть поддержка кучи языков, включая JavaScript).

© Habrahabr.ru