Настольные игры ЦРУ
Все мы в детстве любили настольные игры. Это прекрасное средство развития навыков социализации и логического мышления. Но потом мы постарели выросли, большинство из нас «повзрослели» и стали пренебрежительно относиться к настолкам. Некоторые перешли на «взрослые» настольные игры, вроде того же Magic The Gathering. Но оказывается, что настольными играми не пренебрегает даже такая серьёзная организация ЦРУ. В этой кузнице шпионов нашего наиболее вероятного мирового партнёра разработаны специальные игры для обучения агентов. Может, большинству из нас пора пересмотреть своё отношение к настолкам? Под катом рассказ Сэма Машковича о дивном мире настольных игр в которые играют агенты западных спецслужб. На эту историю я набрел совершенно случайно. Грех было не перевести. Оригинал доступен тут. Надеюсь после публикации этой заметки у меня не возникнет проблем за границами нашей Родины.
Дэвид Клоппер, один из аналитиков ЦРУ, демонстрирует в конференц-зале отеля обучающие материалы, разработанные его департаментом. Рядом с ним лежат 10-гранные кубики, свыше 100 разноцветных фишек и пачки карточек, на которых описаны всевозможные военно-политические кризисы. А в другом конце зала на столе разбросаны карточки, которые только что использовались для отслеживания и захвата наркобарона Эль Чапо.
От Венесуэлы опять одни неприятности!
В зале идёт тестирование самого странного обучающего средства из когда-либо обнародованных ЦРУ: настольные игры. Их нельзя купить в магазине. Они разработаны и изготовлены в недрах Управления, и отражают реалии повседневных операций спецслужбы.
К сожалению, не удалось сделать фотографию карточки, на которой объясняются игровые роли. Но на этой карточке объясняется, как влияет результат брошенного кубика на сбор данных для конкретной операции.
Некоторые из операций, что могут выпасть вам в ходе игры. Одна из любимых — «Венесуэла создаёт неприятности».
Почти каждая карточка «расширение кризиса» приводит к появлению на поле трёх критических зон. Но они также могут заставить агентства наращивать свои усилия. Как в жизни: когда дерьмо попадает в вентилятор, спецслужбы начинают бегать активнее и аврально решать проблемы.
Хочется, чтобы таких карточек попадалось как можно больше — в игре они говорят о том, какие результаты на кубиках приведут к успешному сбору данных.
Клоппер вспоминает, как в 2008 «босс его босса» позвал его на совещание и попросил разработать новые практические упражнения. Обычно подобные упражнения использовались для того, чтобы проверить, как агенты усвоили материалы с недавних лекций и семинаров, и выглядели примерно так: «команды, собираемся у досок и устраиваем брифинги». Невероятно скучно. Начальник сказал Клопперу, что тот проработал в ЦРУ достаточно долго, чтобы придумать, как можно сделать упражнения более интересными. Он воодушевился и сказал: «Я геймер. Мне нравятся видеоигры и настолки. Мы можем привнести игру в процесс обучения?».
На фестивале South by Southwest Клоппер представил три настольные игры, предназначенные для практических тренировок агентов ЦРУ. Они разрабатывались в течение 4 лет. Одна из них, описанная выше, носит лаконичное название «Collection». Эта игра интереснее популярной совместной игры «Pandemic». Здесь группа участников должна совместно работать над разрешением трёх крупных кризисов по всему миру. Каждый участник играет за агента ЦРУ с определёнными возможностями, и основная задача — собрать достаточно разведданных. Если один из трёх кризисов разгорается, то команда проигрывает. В каждой игре должны быть как минимум три роли «политического аналитика», «военного аналитика» и «экономического аналитика». Они должны собирать информацию в своих сферах, а дополнительные игроки (всего до семи человек в команде) имеют собственные специализации.
За ход каждый игрок может сделать немного. Интриги добавляет высокая скорость развития кризисов. Игроки могут выполнить за ход одно из действий: переместить своего агента, установив новые связи на новом месте, или попытаться собрать разведданные. В конце хода кидается кубик. Выпавшие очки позволяют наладить больше связей в конкретной зоне либо посредством перемещения туда дополнительных агентов (если у них есть соответствующий бонус), либо посредством бонусной карты, а также при условии хороших взаимоотношений с конкретным агентством.
Но все эти улучшения и бонусы — штука редкая, поэтому играть трудно. Как говорит Клоппер: «Игра позволяет понять ценность сотрудничества. Мы наблюдали, как в ходе игры агенты начинали договариваться, обсуждать возможности друг друга, взаимную пользу, продумывали стратегию. То есть пытались победить. А в тех игровых сессиях, где участники занимались каждый своим делом и не начинали сотрудничать, пока не становилось слишком поздно, разрешить кризисы не удавалось. Это симуляция повседневной деятельности разведки, позволяющая научить важнейшему навыку — совместной работе».
Magic: The (тайные операции) Gathering
Одна из других игр Клоппера.
Незаконченная игра о создании и управлении спутниковой группировки. Команде лучше использовать меньше спутников, но сделать их мощнее? Использовать больше спутников, чтобы компенсировать сбои? На каждом пути свои трудности.
Другая игра Клоппера называется «Collection Deck». В ней упор сделан не на совместную работу, а на деятельность по сбору разведданных. В ней разделяется «секретная и не секретная информация». По словам Клоппера, принцип аналогичен «Magic: The Gathering». Игроки стараются достичь поставленные разведывательные цели (представлены карточками на столе), попутно решая возникающие проблемы (представлены карточками «проверка на практике», которые можно использовать друг против друга). К примеру, можно использовать карточку, обозначающую разведывательный спутник, чтобы провести съёмку объекта. А другой игрок может перебить её карточкой «сбой наземной станции слежения».
Игра призвана познакомить с условиями и методами сбора разведданных, а также прочувствовать, как могут помешать непредвиденные ситуации. По словам Клоппера, к нему уже подходили агенты и говорили, что эта игра помогла им принять правильные решения в настоящих операциях.
Незаконченная игра носит рабочее название «Satellite Construction Kit». В ней игроки должны сотрудничать, чтобы управлять ресурсами, бюджетом и временем, необходимыми для создания и поддержания спутниковой группировки. Управляя расходами и создавая резервы, игроки учатся справляться с такими трудностями, как возникновение новых требований со стороны Министерства обороны, или сокращения Конгрессом бюджета на 10%.
К сожалению, не удалось поиграть в «Kingpin: The Hunt for El Chapo» — игру, посвящённую поиску и поимке наркобарона Эль Чапо.
Игра «Kingpin: The Hunt for El Chapo»— охота на Эль Чапо.
Хирургическая реконструкция лица.
Сотрудники ЦРУ отказались отвечать, как была сделана эта фотография Эль Чапо.
Игра была разработана совместно с Разведывательным управлением МО США. Её цель: «обучать аналитиков, которые могут работать с правоохранительными органами и партнёрами по всему миру, чтобы найти и захватить наиболее опасных преступников.
В игре две команды играют друг против друга. Ведь аналитикам нужно также понимать, как работают их противники. По мнению авторов, это сражение интеллектов. Преступников анализируют, но и они тоже анализируют действия силовиков.
По мнению ЦРУ, подобные модели данных лучше всего представлять в виде настольных игр.
По замыслу создателей, такие настольные игры очень полезны с точки зрения получения навыков ориентирования в сложных реальных ситуациях. Например, в Афганистане используется хирургическое изменение внешности с последующей реконструкцией. Благодаря настолкам с игровой механикой типа Bonkers, сотрудники могут наглядно видеть, как их решения влияют на ситуацию. В ходе игр не только вырабатываются полезные в будущем схемы, но и переосмысливается прошлый опыт, возможно, негативный.