НАСА выяснило, что DART выбил более 1000 тонн породы с астероида Диморф

Фото, снятые камерой LICIACube LUKE через несколько минут после удара DARTФото, снятые камерой LICIACube LUKE через несколько минут после удара DART

Спустя почти три месяца после столкновения космического аппарата DART с астероидом Диморф в НАСА продолжают изучать его последствия. Как выяснилось, аппарату удалось не только существенно сократить орбиту Диморфа вокруг его компаньона Дидима, но и выбить из астероида необычайное количество породы — от 1000 до 10 000 тонн, сообщает Space.com.

Учёные анализируют данные, полученные с итальянского кубсата LICIACube, который следовал за DART и смог сделать фото через три минуты после удара. В НАСА сразу заметили кометоподобный хвост, образовавшийся после столкновения, а его изучение помогло определить примерный объём выброшенной породы, а также строение астероида.

8f27981e84012f167f252780e657d249.png

По подсчётам НАСА, DART выбил с астероида от 1000 до 10 000 тонн породы. Учитывая, что общая масса Диморфа около 5 млн тонн, он потерял около 0,2% своего материала. При этом выбитая порода придала астероиду дополнительный импульс, благодаря которому его орбита сократилась не на пару минут, как предполагали в НАСА, а на 32 минуты.

Метод, который использовался в рамках миссии, в НАСА называют кинетическим ударом. Для оценки его эффективности учёные используют коэффициент передачи импульса, равный единице для удачного лобового столкновения астероида с зондом, в результате которого не образуется никаких обломков, а астероид приобретёт импульс, равный импульсу космического аппарата в момент столкновения. В реальности же благодаря выбитым обломкам коэффициент воздействия DART оказался равен 3,6: астероид получил импульс втрое сильнее, чем от чистого столкновения. В будущем эти расчёты помогут НАСА определить, насколько массивным должен быть космический корабль, предназначенный для защиты Земли.

«Это хорошая новость для метода кинетического удара. В случае с миссией DART кинетическое воздействие действительно показало эффект для изменения орбиты цели», — заявил Энди Ченг, руководитель исследовательской группы DART в Лаборатории прикладной физики Джона Хопкинса.

Исследования снимков LICIACube также показали, что материал Диморфа аналогичен материалу Дидима, вокруг которого он вращается. Кроме того, выяснилось, что Диморф не монолитное тело, а несколько «слепившихся» между собой каменных валунов.

НАСА продолжит изучать последствия удара DART. Кроме того, в 2024 году к паре астероидов отправится аппарат Hera Европейского космического агентства, который будет исследовать их вблизи.

В 2:14 МСК 27 сентября зонд DART столкнулся с астероидом Диморф в рамках первой в мире миссии по изменению траектории астероидов для защиты Земли. Полёт зонда транслировался в прямом эфире на YouTube-канале NASA LIVE с единственной камеры аппарата DRACO. DART представляет собой аппарат массой 610 кг, в развёрнутом виде размеры зонда составляют 1,8 м в ширину, 1,9 м в длину и 2,6 м в высоту, а также по 8,5 м в длину на каждую солнечную батарею. В свою очередь, Диморф имеет диаметр около 160 м и на момент столкновения находился на расстоянии около 11 млн км от Земли. Скорость столкновения,  по данным НАСА, составила 22 530 км/час.

Снимки столкновения сделали многие наземные и космические обсерватории и аппараты: