НАСА отправило «Индженьюити» до августа в спячку из-за марсианской зимы и сезона пыли

uhcnddukrgoxwgukrix1l777kvu.jpeg«Индженьюити» в ходе выполнения полета №29.

14 июля НАСА сообщило, что марсианский вертолет «Индженьюити» до августа отправлен в спячку из-за марсианской зимы и высокого пылевого сезона. Основной посыл инженеров в этом случае — аппарат ещё может летать.
«Сейчас на Марсе сезон пыли и зимний период. А это означает, что в воздухе больше пыли и меньше солнечного света, который помогает перезарядить батареи «Индженьюити». Ожидается, что уровень пыли уменьшится в конце июля, поэтому команда проекта решила дать батареям вертолета перерыв на несколько недель и восстановить их дневной уровень заряда. Если позволит погода, ожидается, что «Индженьюити» вернётся к полётам примерно в начале августа», — пояснили в НАСА.

11 июня 2022 года марсианский вертолет «Индженьюити» с нерабочим инклинометром и низким зарядом батарей смог выполнить небольшой полет №29 на дистанцию в 179 метров. Вертолёт приземлился на западе от места взлета на новом и тринадцатом по счету посадочном месте (Airfield U) за всё время своего пребывания на Марсе.

Инженеры НАСА оценивали вероятность успеха этого полёта как низкую, но старались сделать все возможное, чтобы он состоялся, но пыль, холод, деградация элементов и зима на Марсе очень сильно влияют на состояние «Индженьюити».

В конце мая НАСА наладило резервный канал связи с «Индженьюити» и начало скачивать с аппарата оставшиеся фото и логи перед масштабным обновлением ПО и переводом в зимний режим. За земной год солнечная батарея и аккумуляторы вертолета деградировали (почти на 30%), и эти системы не могут полноценно сохранять работоспособность электроники «Индженьюити» в текущих зимних условиях на Марсе. НАСА придумало новый план по восстановлению полетов, но может начать выходить из строя бортовая электроника аппарата, так как она не рассчитана на долгое ожидание включения при -80°C.

НАСА уже второй месяц каждое утро через марсоход заново передает на «Индженьюити» обновленные кадры данных для временной синхронизации бортовых часов вертолета. С начала мая системы управления обогревателями «Индженьюити» из-за низкого заряда батарей отключаются слишком рано и не работают всю ночь. Температура электроники вертолета снижается до -40°C и ниже. Также каждую ночь сбрасывается системный таймер. Вертолет просыпается после первых лучей Солнца и фактически не знает текущую дату и время. За день он успевает лишь частично зарядить свои батареи.

6 июня 2022 года, спустя 430 земных суток после высадки на Марс, НАСА зафиксировало первую серьезную поломку у «Индженьюити». Телеметрия показала, что у вертолета вышел из строя инклинометр. НАСА смогло имитировать работу навигационного датчика программным патчем во время попытки выполнить новый полет.

За 29 полетов у «Индженьюити» уже отказывали датчики и системы перед взлетом, не работали некоторые сервоприводы автомата перекоса (износ движущих частей), прерывалась работа системы радиосвязи с марсоходом, происходили фантомные сбои таймера навигационной камеры, также на нее попадали песок и пыль. НАСА смогло удалённо решить большую часть проблем. Но вот инклинометр починить уже не в силах. Датчик выводит мусорные данные в бортовой компьютер и полностью перестал быть полезен. В итоге НАСА смогло выполнить имитацию работы инклинометра с помощью других приборов на борту вертолета и доработки бортового ПО.

Полет №29 на был необходим, чтобы сохранить возможность радиоконтакта с марсоходом на время зимнего периода на Марсе. НАСА планирует, что «Индженьюити» сможет проснуться и сделать несколько полетов или хотя бы помахать на прощание лопастями, когда марсоход поедет дальше от него на сотни метров, оставив вертолет в одиночестве. Это может случится через четыре-шесть месяцев.

Самые проблемные времена с охлаждением электроники у вертолета уже настали — это июнь и июль. В августе погода начнет меняться, а «Индженьюити», в случае штатной работы систем обогрева и электроники, сможет передвинуться еще ближе к марсоходу. Его миссия не включает в себя подъем и обогрев вертолета. Вероятность такого развития ситуации мала, но инженеры НАСА хотят, чтобы «Индженьюити» еще полетал, хотя бы на небольшие расстояния около марсохода.

В настоящее время марсоход «Персеверанс» выполняет свою основную научную миссию, собирая образцы марсианского грунта и начав поиск места посадки космического аппарата для сбора образцов. Марсоход недавно нашёл две находки-артефакт от своих посадочных модулей. Это кусок защитной фольги от системы термозащиты посадочной платформы и необычный элемент в виде сетки от посадочной платформы «Небесный кран».

ddlwc1lapdsucjyzwbd_1joo9ra.jpeg

«Персеверанс» находится на удалении нескольких сот метров от «Индженьюити» в устье кратера Езеро, представляющее собой веерообразную дельту высохшей реки. Вертолёт долетел туда прямиком через безопасные промежуточные места посадки, которые он выбирал с помощью специального программного алгоритма НАСА.

НАСА надеется, что «Индженьюити» после спячки восстановит контакт с марсоходом и продолжит свою разведывательную миссию.

z-6lghup1cuhtoso7xbfqk-xj78.jpeg

Согласно текущей статистике, «Индженьюити» пробыл в рабочем режиме на Марсе в более чем 14 раз дольше расчетного времени: 497 солов (марсианских суток), как и марсоход «Персеверанс», но 432 сола на поверхности планеты — автономно. Вертолет был спроектирован на 30 суток работы в условиях Марса после высадки с марсохода. Оказалось, что его возможности позволяют летать и дольше. НАСА в августе 2021 года продлило работу «Индженьюити» на 2022 год в режиме зонда-разведчика для фиксирования с воздуха возможных препятствий и выбора оптимальных путей движения марсохода. Он будет летать еще как минимум до сентября 2022 года, если решатся проблемы со связью, датчиками навигации и батареей.

Камера марсохода запечатлела 8 апреля 2021 года процедуру проверки работы роторов «Индженьюити»

«Индженьюити» за 29 миссий и год работы пролетел в общем 7088 метров над поверхностью Марса и провел в режиме полета в атмосфере планеты 3322 секунды (более 55 минут). Достиг потолка 12 метров и развил максимальную скорость 5,5 м/c. За все полеты «Индженьюити» сделал с помощью своих камер несколько сотен цветных фотографий и более 3 тыс. черно-белых фотографий.

Примечательно, «Индженьюити» преодолел в атмосфере планеты две трети дистанции, которую марсоход «Персеверанс» в режиме научных исследований проехал по поверхности за все время.

Аппаратные системы «Индженьюити» основаны на плате SoC Snapdragon 801. В его бортовой системе установлен Linux и открытое ПО.

19 апреля «Индженьюити» совершил первый автономный полет, а марсоход сделал и прислал на Землю его видеозапись

© Habrahabr.ru