НАСА не слишком довольно планами Маска полететь на Луну в 2018 году
На днях SpaceX заявила о намерении отправить двух туристов в полет вокруг Луны уже в конце следующего года. Насколько можно понять, в компании Илона Маска уже знают, кого будут отправлять, поскольку заявлено о том, что тренировки людей начнутся уже в этом году. Более того, туристы и финансируют всю (или почти всю) лунную программу (об этом ниже). Детальная информация о том, кто полетит будет опубликована уже после того, как все потенциальные участники проекта пройдут ряд тестов медицинского характера.
Без тяжелой ракеты-носителя такой полет будет невозможен, так что компания планирует использовать разрабатываемую ею сейчас ракету-носитель Falcon Heavy. Фактически, это три объединенных в единое целое ракеты Falcon. Что касается космического корабля, то им станет Dragon 2. Разработка ракеты-носителя финансируется SpaceX, а Dragon 2, в основном — агентством НАСА. Причем похоже на то, что руководство агентства не слишком радуется новостям о лунном проекте Маска.
Почему так? Ведь НАСА — давний партнер SpaceX, предоставляющий молодой компании крупные суммы. В 2008 году НАСА заключило с космической компанией Илона Маска контракт на $1,8 млрд, с целью получения нового «космического извозчика», способного доставлять людей и грузы на МКС и обратно. Также НАСА договорилось с Маском о предоставлении его компании еще нескольких миллиардов для реализации связанных с основным проектов, главный из которых — космический корабль Dragon 2. Почти сразу же после появления новости о намерении полететь к Луне НАСА сделало, на первый взгляд, поддерживающее SpaceX заявление, где говорилось следующее: «НАСА одобряет желание своих партнеров достигать большего».
Но это только на первый взгляд. О том, что НАСА не слишком довольно скоростью работы SpaceX в отношении заключенного с агентством контракта, можно понять из следующей фразы опубликованного заявления: «Мы будем работать с SpaceX для того, чтобы убедиться в выполнении контрактных обязательств по возвращению площадки запуска астронавтов в США и продолжении успешной доставки грузов на МКС». Это может означать только одно — агентство просит своего партнера, которому выплачиваются громадные средства из бюджета, сосредоточиться на выполнении очень недешевого контракта. SpaceX же хочет бросить значительную часть своих ресурсов на реализацию новых планов.
Несколько неудачных моментов работы НАСА с компанией Маска
В целом, сотрудничество НАСА и SpaceX можно назвать продуктивным. Но проблем тоже немало:
- В июне 2015 года ракета Falcon 9 взорвалась через две минуты полета. НАСА потеряло 2,5 тонны полезных грузов, включая достаточно дорогой элемент шлюза. Агентство поддержало SpaceX, полеты продолжились. Но это было чувствительным ударом;
- Для экономии средств и времени, SpaceX предложило заправлять ракету охлажденными элементами топливной системы сразу перед стартом, уже с командой на борту. Но в сентябре прошлого года эта система дала сбой и Falcon 9 взорвалась прямо на стартовой площадке. Взрыв уничтожил ракету и спутник, который она должна была вывести на орбиту. У корабля Dragon есть система эвакуации команды, так что астронавты, скорее всего, выжили бы. Но у НАСА появилось много сомнений относительно предлагаемой партнером схемы заправки ракеты;
- Также в прошлом году SpaceX громко заявила о планах по колонизации Марса к 2020 году. Компания рассказала о том, что стоимость отправки первых колонистов на Марс — всего $10 млрд. Но вот проблема — для того, чтобы проект был реализован, SpaceX нужна и Межпланетная транспортная система, о которой уже рассказывалось на Geektimes. Ее разработка — дорогое удовольствие, требующее вливания очень крупных сумм денег. Кого SpaceX видит в качестве источника финансов? НАСА. И это при том, что у агентства есть собственный (тоже очень недешевый) план полета на Марс, только не к 2020, а к 2030 году;
- Совсем недавно НАСА заявило о намерении провести оценку реализации проекта по отправке двух астронавтов в путешествие вокруг Луны в 2019 году. Выполнить такой полет планировалось с использованием ракеты-носителя Space Launch System и космического корабля Orion. И почти сразу SpaceX анонсирует собственные планы по реализации такого же проекта, только на год раньше, чем у НАСА;
- Планов у SpaceX много, но есть еще и обязательства перед НАСА. А они выполняются не слишком хорошо. Ранее компания Маска обещала начать отправку астронавтов на МКС в конце 2017 года. Сейчас срок сместился, и в планах отправки людей на орбиту стоит уже вторая половина 2018 года. Из-за срыва сроков НАСА пришлось выкупить пять мест для американской команды на «Союзе», чего ранее агентство делать не собиралось. Общая сумма контракта составила $373,5 млн.
Источники, близкие к НАСА, считают, что заявление SpaceX появилось очень некстати, поскольку компании еще предстоит наладить процесс отправки американских астронавтов на МКС. Эта позиция отражает мнение руководства агентства.
Новости от SpaceX
Компания еще в понедельник рассказала о том, что планы по облету Луны появились после того, как с руководством связалось двое потенциальных космических путешественника. Они предложили профинансировать проект, оставив депозиты (возвратные или нет — не сообщается), став первыми людьми, полетевшими к Луне, за 40 лет. Продолжительность такого путешествия, по расчетам, составит около недели.
«Это действительно случилось. Мы будем реализовать пилотируемую миссию к Луне… (и пассажиры) серьезно настроены на это. Мы планируем реализовать миссию с использованием космического корабля Dragon 2 и ракеты Falcon Heavy», — сообщил Маск журналистам. В целом, экспедиция будет похода на миссию «Аполлон 13».
Сумма, которую выделят путешественники, останется неизвестной. Но Маск оговорился, что цена путешествия будет немного выше отправки людей на МКС при помощи Falcon Heavy. А это около $300 млн. Компания надеется, что это будет лишь первым полетом в серии аналогичных путешествий для космических туристов. В SpaceX считают, что полеты к Луне могут приносить компании десятую часть годовой выручки.
Как уже говорилось выше, личность этих людей тоже неизвестна. Илон Маск лишь заявил, что они не связаны с Голливудом и хорошо знают друг друга. За время путешествия корабль с туристами пройдет около 500–600 тысяч километров. Продолжительность полета составляет около недели. Высадка на спутник не планируется.
Энтузиазм Маска заразителен, и, в целом, сам проект облета Луны выглядит многообещающе. Проблема в том, что пока что у компании нет технической возможности полететь к Луне. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy пока не готова, хотя ее испытания и запланированы на этот год. Как дело обстоит в реальности — пока неясно. Правда, в январе SpaceX заявила о том, что все стартовые ступени свой ракеты компания планирует вернуть на Землю неповрежденными. Благодаря этому снижается стоимость запуска (расчетная величина — около $90 млн для Falcon Heavy).
«Наши действия должны соответствовать ожиданиям США относительно того, что доставка грузов в космос может быть снижена, что позволит сделать более доступным изучение космического пространства», — сообщил ранее Маск. Для одновременной посадки ступеней компания готовит еще две дополнительных площадки. Если удастся договориться об их использовании с регуляторами США — ступени будут возвращать на сушу, если нет — одна из ступеней вернется на стартовую площадку, две другие сядут на морские платформы SpaceX в Атлантическом океане.
Dragon 2, космический корабль, который разрабатывается на деньги НАСА, тоже пока не готов. Пилотируемый полет этого корабля на МКС состоится не ранее мая 2018-го года. Кроме того, в контракте с НАСА предусмотрено еще два таких полета. Маск обещает отправить туристов только после выполнения договоренностей с НАСА.
По мнению сторонних специалистов, компания Маска может ошибаться в сроках выполнения лунного проекта. «Сроки — не самая сильная сторона SpaceX. Это (проект — прим. ред.) выглядит рискованно. Я считаю заявление SpaceX необычным, в свете того, что компания еще должна выполнить обязательства по доставке астронавтов на орбиту Земли», — заявила Мэри Линн Диттмар, исполнительный директор Coalition for Deep Space Exploration, организации, в которую входят представители аэрокосмических компаний.
В целом, все хорошо
Несмотря на то, что ряд экспертов (включая сотрудников НАСА) выражают осторожное опасение относительно планов SpaceX, нерешаемых проблем здесь нет. В своем обращении, о котором уже говорилось выше, НАСА утверждает, что партнеры агентства свободны в том, чтобы разрабатывать собственные проекты, включая ракеты следующего поколения, космические корабли и программы по освоению глубокого космоса.
У НАСА вызывает опасения не сама программа, а то, что SpaceX не слишком хороша в выполнении своих обязательств в срок. Кроме того, НАСА может не нравится еще и то, что SpaceX демонстрирует готовность выполнять проекты, аналогичные тем, что реализует агентство, за гораздо меньшие суммы. Это уже прямая конкуренция, но здесь никто ничего сделать не в силах. Да и не нужно ничего предпринимать, ведь соперничество в космической сфере часто приводит к более быстрой реализации каких-либо программ.