На складах Amazon начинают работать гуманоидные роботы

d49ffe2734cf7d95290a405b85a9fc11.png

На своей конференции Delivering the Future в Сиэттле Amazon сообщила, что она начинает размещение в своих центрах обработки заказов гуманоидных роботов Digit компании Agility. Эти роботы способны выполнять все движения, доступные обычным людям-упаковщикам и сортировщикам. В том числе даже движения кистями и пальцами (откуда, собственно, и их название: digit = палец). Если эксперимент окажется успешным, двуногие роботы в перспективе смогут заменить по меньшей мере 450 000 сотрудников складов компании.

В апреле прошлого года Amazon назвала Agility одним из первых пяти получателей своего Фонда промышленных инноваций размером 1 миллиард долларов. Хотя включение в фонд, по их словам, не гарантирует, что Amazon будет использовать эту технологию в будущем, это довольно четкий индикатор того, что гигант розничной торговли по меньшей мере заинтересован в её потенциале.

До сих пор отдел Amazon Robotics (ранее Kiva Systems) развивал исключительно колесный транспорт. Сейчас на складах компании работает уже около 800 000 таких роботов, похожих на роботы-пылесосы, только в три раза больше и в десять раз тяжелее. Они помогают двигать стеллажи и иногда доставляют товары к месту упаковывания. В 2019 году таких роботов было 200 000, а в 2015-м — 30 000. То есть видно, что развитие идет крайне быстро. Тем не менее у них есть ограничения: они сами не могут брать конкретные товары и не умеют перемещаться по лестницам или неровным поверхностям. Новые роботы от Agility призваны решить две эти проблемы. Для этого у них есть ноги и руки.

«Мы заинтересованы в шагающих роботах, — говорит главный технолог Amazon Robotics Тай Брейди. — Я нахожу это очень интересным, возможность передвигаться по разным ландшафтам. Гуманоидная форма, по понятным причинам, лучше всего подходит для существования в пространствах, созданных под людей. Мы собираемся сделать пилотный проект и посмотреть, как это сработает, и в чем могут быть минусы».

Куда идет робототехника

Трудно переоценить, насколько глубокое влияние усилия Amazon оказали на индустрию промышленной робототехники. Во-первых, компания усилила давление на конкурентов — они чувствуют, что должны автоматизироваться или останутся позади. Во-вторых, решение прекратить продажу техники клиентам Kiva непосредственно привело к основанию некоторых крупнейших компаний, включая Locus Robotics и 6 River Systems, которые теперь взяли на себя эту роль.

Сейчас Amazon выпускает множество разных автономных мобильных роботов. А в прошлом году на том же мероприятии Delivering the Future она представила и своего первого стационарного робота, Sparrow. У этой «руки» есть машинное зрение и искусственный интеллект, за счет чего она способна распознавать и собирать указанные ей продукты. Вместо пальцев на конце руки стоят присоски. Они позволяют роботу, не задумываясь о хвате, «брать» (то есть присасывать к себе) 65% товаров, проходящих через склад компании. Сначала таких роботов у Amazon было несколько десятков, сейчас, после удачного тестирования, — уже несколько тысяч.

Amazon Sparrow

Amazon Sparrow

9874d4d84a468621727d250b8fd16f80.png

Сегодня у Amazon самая большая экосистема робототехники в мире. Уже сейчас на складах 3–5 видов роботов могут взаимодействовать друг с другом, выполняя заказ. Если добавить сюда «робо-руку» и гуманоидного робота Digit, на одном складе как будто живет настоящий социум. При этом компания хочет внедрить роботов и за пределами склада: их система Prime Air уже активно использует автономные дроны для доставки товаров и обещает, что скоро такая доставка будет занимать меньше часа с момента покупки товара. Конкурировать с такими условиями другим компаниям будет крайне сложно.

Как именно гуманоидные роботы, в частности и двуногие роботы, в целом смогут занять свое место в этой экосистеме, еще неизвестно. Одним большим препятствием является то, что любой новый инструмент должен соответствовать почти немыслимому масштабу компании. Для Amazon эти роботы станут ощутимы только тогда, когда их будет работать хотя бы несколько сотен тысяч. Даже тысячи «рук» Sparrow — это всё равно пока что только тестирование идеи.

Гуманоидные роботы

Существует еще ряд компаний, претендующих на звание главного производителя гуманоидной робототехники, в том числе 1X, Fig и Tesla. Из них всех Digit от Agility наименее похож на человека. Но у него единственного уже есть вариант активного и реального применения, плюс огромное финансирование. Недавно компания открыла новый завод в Салеме, Орегон, который сможет производить до 100 000 роботов Digit в год. Это больше, чем выпускают все остальные производители гуманоидных роботов, вместе взятые.

946372189075790498b430b4c79a6a29.png

Доказать состоятельность технологии в таком масштабе — было бы большой вехой для всей индустрии. Успех или неудача Digit определит развитие передовой робототехники на годы вперед. Подобно тому, как успех систем Kiva стал основным катализатором развития AMR (автономных мобильных роботов). Если Amazon удастся доказать эффективность Digit в своих масштабах — скорее всего, многие другие компании тоже захотят устроить к себе на работу роботов-гуманоидов.

Пока что их производство обходится «в десятки раз» дороже, чем выпуск роботов-пылесосов, перемещающих полки. Но главный плюс гуманоидов — универсальность. Люди привыкли создавать рабочие места для людей. Высота полок, рельеф местности, ширина проходов, лестницы — всё это не станет препятствием для гуманоида. Большинство компаний работают на старых объектах — бывших фабриках, заводах, доках. Их помещения обычно не строятся с учетом конкретных решений по автоматизации. А вот человекоподобные роботы прекрасно впишутся в любой полузаброшенный участок.

Конечно, у Amazon есть ресурсы для строительства любого объекта, который она захочет. Это, наверное, будет дешевле, чем развивать целую индустрию производства нового типа роботов. Но компания еще с тех времен, когда ей управлял Безос, выбрала политику, что устранение человеческого фактора — важнейшая задача, а любая автоматизация — это хорошо. Даже если ты пока что не до конца понимаешь, зачем автоматизируешь.

Создатели Digit пока сами не знают, где именно их роботы пригодятся больше всего. Но говорят, что их система сможет вписаться в любой существующий рабочий процесс с минимальными трудностями. Причем Тай Брейди пишет, что Digit — не конечная цель Amazon по манипулированию мобильными устройствами:

Когда вы начинаете объединять вычислительную и рабочую электронику в интересных комбинациях, начинают происходить действительно уникальные вещи.

Мы являемся мировыми лидерами и в области ЦОД, и в сфере мобильных роботов. Активно манипулируем не только пакетами данных, но и объектами. Это открывает массу возможностей и альтернативных путей. Один из самых простых — подцепить руку-манипулятор к роботу AMR и подключить эту конструкцию к чему-то вроде Алексы. Выходит мобильное манипулирование, понимающее человеческие команды. Очень удобная вещь, например, при разгребании завалов.

Способ мобильности представляет для нас особый интерес, потому что мы до этого не так уж много работали над двуногими роботами. Но, безусловно, мы могли бы объединить это с системами идентификации, системами манипулирования и системами сортировки. Мы делаем все возможное, чтобы внедрять инновации для наших клиентов и повышать безопасность сотрудников.

Это, возможно, ещё одна причина увлеченности робототехникой в Amazon: такие «передовые технологии» очень нравятся инвесторам. Они видят, что у компании есть потенциал на будущее, что она не стоит на месте, и цена акций растет. Tesla на таком факте своей «перспективности» стала одной из самых дорогих компаний планеты, несмотря на текущие фундаментальные показатели. Вкладывать миллиарды в гуманоидных роботов гораздо проще, когда ты знаешь, что часть этих денег вернется за счет роста (или, по крайней мере, не такого активного падения) стоимости акций.

Если по какой-либо причине Digit не сможет взлететь, это, конечно, не будет приговором ни Agility, ни двуногим роботам в целом. Возможно, робот просто не совсем подойдет под масштабы Amazon, или Amazon решит использовать его не совсем в правильном месте. Предыдущий, пилотный проект Agility, робот-доставщик для Ford, переносивший товары от машины до порога клиентов, заменяя собой человека-курьера, провалился. От него не осталось ничего, кроме пары репортажей в новостях. Вскоре после этого фирма сконцентрировала свою деятельность на устройствах для складов и фабрик, и вроде бы дело пошло быстрее.

Робот-курьер от Agility, сделанный в партнерстве с Ford. Его тоже звали Digit

Робот-курьер от Agility, сделанный в партнерстве с Ford. Его тоже звали Digit

В любом случае тем, кто хотя бы отдаленно интересуется двуногими роботами, было бы разумно обратить внимание на то, что сейчас делает Amazon. Такие пилотные проекты вполне могут оказать глубокое влияние на то, как выглядит эта индустрия в будущем.

© Habrahabr.ru