«Большие вызовы» в «Сириусе», или как мы обычно проводим лето
После Олимпиады-2014 в Сочи осталась очень неплохая инфраструктура, которую можно и нужно было использовать для дальнейших проектов. Несколько зданий отдали под детский образовательный центр — так появился «Сириус». ВТБ уже тогда стал одним из его спонсоров, но история не об этом.
Каждое лето в «Сириусе» проходит очная научно-технологическая проектная образовательная программа «Большие вызовы». На программе представлены проекты по 13 научным направлениям: от медицины до космических технологий. В течение трёх недель талантливые школьники со всей страны занимаются решением этих задач. А помогают им менторы — специалисты из крупных компаний и вузов. Одно из направлений программы посвящено разработкам в области искусственного интеллекта — «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение». ВТБ ежегодно предлагает его участникам полноценные задачи по разработке прикладных ML-решений.
Часто к подросткам, которые уже со средней школы пробуют себя в разработке и инженерном деле, относятся с предубеждением. Мол, они, конечно, молодцы, но пока у них нет ни знаний для создания реальных проектов, ни ответственности, чтобы довести дело до конца. Мы же верим в то, что старшеклассники могут выдавать вполне себе взрослые и интересные решения. Есть подтверждения — например, на нашем хакатоне VTB API команда старшеклассников обыграла взрослую опытную команду. А ведь мы там даём сложные задачи с кучей ограничений, присущих финтеху. И на «Больших вызовах» участники наших команд нас всегда приятно удивляют. У детей, увлечённых IT, незамыленный взгляд. Одна из целей «Больших вызовов» — доказать, что старшеклассникам по силам решать взрослые задачи. Мы всецело поддерживаем эту идею и вкладываемся в неё.
Кто приезжает на «Большие вызовы»: талантливые школьники…
Участникам — 14–17 лет. На программу ребята отбираются по результатам участия во всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». В течение всего учебного года в школах, кружках и центрах дополнительного образования школьники готовят свои проекты. Конкурс подразумевает несколько этапов, на каждом из которых проекты ребят проходят оценку экспертами. Авторы лучших проектов приглашаются в «Сириус» на одноимённую проектную программу «Большие вызовы».
Наработки ребят открывают им путь в «Сириус», но там перед ними стоят новые вызовы. Для работы на программе ребятам предлагаются новые проектные задачи, которые они решают в новом коллективе и под научным руководством менторов со стороны компаний.
Сделать проект и победить с ним в череде конкурсов — сложно для школьника, на котором лежит ещё стандартная учебная нагрузка и подготовка к экзаменам. Так что сюда попадают те, кто привык работать.
В проектной деятельности очень важно уметь доводить начатое до конца, а также быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Сочетание креативности и целеустремлённости, как правило, определяет шансы на успех. За 3 года нашего опыта менторства в «Сириусе» ребята всегда превосходили наши ожидания.
…и менторы, готовые много работать
Со стороны поездка в черноморское побережье на 3 недели может выглядеть таким полуотпуском: пальмы, море, южный город. На деле же мы едем в рабочую командировку — долго на пляже не полежишь. Подготовка к конкурсу у нас начинается зимой или в начале весны. Получив приглашение от организаторов, мы придумываем проект. Выбираем интересные нам модельные или продуктовые гипотезы, до которых не дошли руки, с учётом того, чтобы задача была полезна школьникам и прокачивала их навыки. Далее проект одобряют организаторы — и можно составлять списки вещей в дорогу.
Как команды и менторы находят друг друга
В «Сириусе» всё начинается с презентации проекта участникам конкурса. От презентации во многом зависит, кто попадёт в нашу команду. Да, то, что нас пригласили быть менторами, совсем не значит, что мы сможем выбирать себе участников. Ситуация полность противоположная: дети должны выбрать нас. Посмотрев все презентации, участники заполняют списки и вносят туда проекты, в которых хотели бы поучаствовать.
С учётом этих списков организаторы окончательно распределяют ребят по проектам. Мы до последнего не знаем, кто попадет к нам. Нужно иметь наготове разные сценарии работы. К нам могут прийти подготовленные специалисты — те, кто уже имел опыт создания моделей машинного обучения. И тогда — это одна история. А могут попасть универсалы, которые знают всего понемногу, но поверхностно, — тогда проект нужно делать иначе. Наша задача — сделать так, чтобы каждый школьник смог максимально полно реализовать себя в рамках проекта, и помочь ребятам успешно довести его до результата. Важно отметить, что это не мы делаем проект с помощью ребят. А наоборот — ребята играют ключевую роль, а мы им просто помогаем, делимся знаниями и опытом.
Команда появилась. Начинаем работать
Итак, мы набрали команду. Обычно это 5–6 школьников, с ними нам предстоит 24 дня интенсивно трудиться. Сначала нужно ввести их в курс дела — для этого в первый день мы проводим лекцию, где даём теорию, необходимую для проекта. Затем команда приступает к проекту, и в этом у них много свободы. Они сами распределяют роли: кто занимается моделями, кто — аналитикой, кто — фронтендом. Моделисты программируют на Python, используют CatBoost, PyTorch, и многое другое.
Для организации работы обращаемся к некоторым элементам Agile. Полноценно методологию со всеми церемониями в условиях программы не применить: три недели — слишком мало. Но оно и не нужно: для того чтобы получить результат за такой короткий срок, достаточно нескольких основных методик. Мы даём ребятам возможность выбирать подход к решению задачи, можем подсказать удобные инструменты для общения и хранения информации. Обычно это чаты, GIT.
Распорядок дня — плотный. Предаваться отдыху — некогда. Начинаем работать с 9 часов утра, заканчиваем — в половину шестого вечера. При этом у ребят в процессе дня есть три перерыва: на второй завтрак, обед и полдник. (Да, в «Сириусе» шестиразовое (!) питание). Процесс отлажен организаторами и работает четко: участников приводят и забирают кураторы. Вне нашей аудитории за ребят отвечают они. Мы, как менторы, занимаемся только проектом. Пока дети работают, с ними дежурит кто-то из нашей команды: один ментор или несколько. Не то чтобы команда нуждалась в ежеминутном наставничестве, но у детей могут возникнуть вопросы к опытному специалисту.
По вечерам мы проверяем, что ребята сделали за день, проводим код-ревью, готовим фидбек, планируем следующий день. И это помимо того, что приходится выполнять и обычные рабочие задачи. Мы тут в командировке, от основных обязанностей нас никто не освобождает.
Если остаётся время, можно и немного отдохнуть. Выбраться на концерт — здесь хорошая культурная программа. Или добраться-таки до моря. С морем, честно скажу, менторам везёт больше, чем подопечным. У взрослых доступ к нему свободный, а детям за пределы «Сириуса» без сопровождения выходить нельзя. Хотя на территории образовательного центра для них есть бассейн, кружки, лекции и опять же концерты. Будет что вспомнить и им, и нам.
Что нам даёт менторство в «Сириусе»
На «Большие вызовы» мы везём не просто проект, а реальную задачу. Любой свежий взгляд на проблему важен. Школьники помогают нам посмотреть на неё под новыми углами и помочь найти новые решения. В любом случае наша задача — создать полноценный рабочий проект, который полностью или частично может быть использован для решения реальных практических задач.
За 3 года мы проработали такие 3 интересующих нас задачи:
2021 год: мы создали сервис для прогноза инвестиций, предсказывающий рост или падение цены акции на основе аналитики новостного потока. Здесь можно подробнее почитать, что о сервисе говорят участники проекта.
2022 год: сделали сервис, структурирующий массивы данных на кластеры и подкластеры для дальнейшего использования в аналитике. О нём мы тоже уже писали на Хабре.
2023 год: мы взялись за более сложную тему — геоаналитику. В итоге получили интересный проект, но, чтобы рассказать о нём, понадобится отдельная статья (забегая вперед: она будет).
Участники «Больших вызовов» — будущие лидеры в своих областях. Они уже сейчас присматриваются к интересным им сферам и задачам. Нередко ребята возвращаются к своим научным руководителям в более зрелом возрасте и продолжают работать над задачами, которые заинтересовали их ещё на «Больших вызовах». Так, в одном из проектов мы нашли себе коллегу. После поступления в вуз участник проекта 2021-го года написал нам, что хочет продолжить работать сфере финансовых технологий, и мы пригласили его к нам в команду.
Вот такая история о нашем путешествии. Точнее, лишь её первая часть. В одной из следующих статей мы расскажем, как делали проект по геоаналитике на «Больших вызовах — 2023». А сейчас будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях.