Мысли об игре «Смута»
Ну что ж, вот и я решил не пройти мимо самой неоднозначной игры в России за последние три года. Хотя, если быть честным, слово «неоднозначной» здесь, пожалуй, неуместно — это просто плохая игра. Дальше хочу озвучить сугубо своё личное мнение, потому что объективным быть не смог. Слишком многое пришлось простить игре ещё до её релиза.
Я эту игру предзаказал, хотя стараюсь избегать предзаказов. Но очень хотелось поиграть в неё сразу на релизе. Обычно я не предзаказываю игры, потому что есть риск, что они провалятся, окажутся не в моём жанре или, как это было с Cyberpunk 2077, выйдут в ужасном техническом состоянии. Тем не менее я дал «Смуте» аванс доверия. И это при том, что action/RPG — один из моих любимых жанров. Признаюсь, ещё хотелось как можно раньше выпустить обзор, чтобы влиться в волну ранних отзывов.
Однако я не учёл два важных фактора: первое — время, второе — катастрофическое техническое состояние игры.
На момент релиза у меня было устройство, подходящее для запуска игры (как я думал). Планировал за 2–3 дня пройти её и подготовить полноценный обзор. Однако игра просто не запустилась. Видимо, интегрированную видеокарту она не поддерживает. Ну да ладно, благо у нас есть облачный гейминг. И он почти спас ситуацию. Ключевое слово — почти.
Не буду томить — это запоздалый обзор самого громкого провала российского игростроя за последние годы. Итак, встречайте: «Смута»!
Выборочная ретроспектива
Узнал я об игре, как и многие, из новостей: малоизвестная компания Cyberia Limited получила грант от Автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета» (ИРИ) на создание игры, заявленной как смесь Ghost of Tsushima и The Witcher 3: Wild Hunt. Позже разработчики из Cyberia Nova (ребрендинг Cyberia Limited) начали всячески открещиваться от сравнения с The Witcher 3: Wild Hunt. Например, заявляли, что боевая система в The Witcher 3 «чудовищна», а в «Смуте» она будет гораздо лучше. О том, как обстоят дела с боёвкой в «Смуте», расскажу далее в обзоре.
Сначала я даже хотел встать на защиту игры, рассуждая, что разработчики якобы не сравнивали её с The Witcher 3: Wild Hunt. Ведь любой славянский или околославянский сеттинг подразумевает похожие виды оружия и схожие пейзажи. Тем более, что до конца XX века Россия и Польша имели тесные исторические связи, особенно в период 13–17 веков. Однако оказалось, что Cyberia Nova сама, при подаче заявки на грант, указала The Witcher 3: Wild Hunt в качестве ориентира. Поэтому те, кто сравнивает «Смуту» с The Witcher 3: Wild Hunt, абсолютно правы.
Хотя, честно говоря, сравнивать здесь особо нечего. Бюджеты разные, литературные источники разные, структура квестов тоже: в The Witcher 3 нет стелса. Оптимизация игр и сюжет отличаются кардинально. В The Witcher 3 даже нет заявленных »12 концовок», а всего лишь три основные, тремя побочными финалами, в каждой еще по 3 развилки, зависящие от выполнения других заданий.
Но вернёмся к ретроспективе. После получения гранта Cyberia Limited сменила название на Cyberia Nova и начала разработку. Лучше всего у студии получались не игры, а инфоповоды, реклама и SMM. Я не буду перечислять все события (всё‑таки это обзор игры), но основные моменты упомяну для освежения памяти за последние три года.
Одним из самых значимых и интересных решений в продвижении игры стала серия роликов о Смутном времени, созданная Дмитрием Пучковым и Климом Жуковым. Для исторической игры это был отличный старт. Будущим покупателям рассказывали о Смутном времени, его предпосылках, причинах, ключевых событиях, участниках конфликта и последствиях.
Следующим знаковым событием стал слив одного из билдов игры. Причём ситуация оказалась настолько абсурдной, что похожа на анекдот: кто-то купил ноутбук на «Авито» и случайно нашёл на нём рабочий билд игры.
Люди взглянули на утёкший билд и сделали вывод: всё выглядит очень сыро, будем ждать игру. Следующий заметный этап в истории «Смуты» — это конфликт с игровым порталом iXBT.Games. Не буду пересказывать весь конфликт — думаю, многие о нём и так знают. Особенно после запуска дневников разработчиков «Сиберией нова». Если вкратце: на вполне резонные вопросы вроде «А где геймплей?» и «Почему в ваших дневниках разработчика игра выглядит настолько технически несостоятельной?» компания Cyberia Nova назвала iXBT.Games «ненастоящими журналистами», которые якобы хайпуют (не люблю это слово) на невышедшей игре. Более того, разработчики заявили, что все инсайды журналисты получают в пивной от её завсегдатаев. Кстати, благодаря дневникам и якобы слитым разработкам родился мем «Старый билд». Потом этот мем стал названием студии разработчиков мемной игры «Догони меня, Виталик», где один из синематиков проигрыша — это прохождение игры «Смута».
Я не стану вставать на чью-либо сторону в этом конфликте. Вышедшая игра и её состояние уже сами поставили все точки над «ё». Однако в этом конфликте я зацепился за один любопытный момент. В одном из многочисленных интервью, данных разработчиками «Смуты», прозвучало, что они отчитались перед ИРИ за одну из частей разработки игры.
Грант — это государственные деньги, и всякие разговоры о распилах звучат красиво, но на деле распилить грант крайне сложно. Государство требует отчётности за каждую копейку в виде множества бумаг. Однако важен не сам факт отчётности, а детали. Если верить заявлению об отчёте за модели, для игры существует чек-лист с конкретными пунктами, за которые нужно отчитываться. Это действительно важный момент.
Как, например, отчитываться за разработку игры? Это ведь не строительство стадиона, не проектирование программного обеспечения под конкретные задачи, не создание сериала. У сериала или фильма есть кассовые сборы или просмотры на видеосервисах. А как быть с игрой? Считать количество проданных копий? Всё это кажется странным. Возможно, я просто не понимаю специфики грантовой политики ИРИ. Однако и раздавать деньги без контроля — это прямая дорога к «эксперимент, очевидно, неудачный».
Ещё одна волна критики накрыла Cyberia Nova, когда стало известно, что за последние полтора года минимум три других игры, также получившие финансирование от ИРИ, вышли в куда более достойном состоянии. Причём эти проекты были не такими дорогими: их бюджеты оказались в 3–5 раз меньше, чем у «Смуты». Очевидно, разработчики «Смуты» допустили множество серьёзных ошибок.
Следующим громким инфоповодом стал перенос релиза игры на месяц. Это заставило даже фанатов игры задуматься, что с игрой что-то не так. Но и на этом странности не закончились. За неделю до выхода был представлен бесплатный демо-режим. Как оказалось, люди были шокированы техническим состоянием игры. Системные требования и оптимизация вызвали шквал негодования. Тем не менее, в VK Play на удивление появилось множество положительных отзывов — странная тенденция, наводящая на размышления.
И вот, наконец, релиз. «Смута» вышла в ужасном техническом состоянии. В VK Play пользователи жаловались на проблемы с оптимизацией и запуском игры. Например, на моём моноблоке «Бештау» игра даже не запустилась. На ноутбуке история повторилась. Как я уже упоминал, для игры явно требуется нормальная видеокарта.
Пока я пытался разобраться с железом, пришлось воспользоваться облачным геймингом. В облаке «Смута» шла неплохо, но радость была недолгой: я словил критический баг на середине игры, который не исправило даже обновление. В итоге мне пришлось ждать, пока у меня появится нормальный ПК, чтобы продолжить прохождение, параллельно просматривая стримы и записи других игроков. Перепроходить игру из-за багов оказалось не просто тяжело, а почти невозможно.
Сюжет игры
Сюжет игры «Смута» прост, как и её литературная основа. Разработчики неоднократно подчёркивали, что вдохновением послужила небольшая книга «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»., но в игре многое поменяли.
Итак, сюжет рассказывает о русском князе Юрии Милославском, выполняющем поручения боярина Кручины. Юрий постоянно называет Кручину названным отцом, так как его родной отец умер рано. На этом сюжет мог бы и закончиться. Ладно, шучу. Однако основная линия действительно выглядит примерно так: разработчики начинают топорно демонстрировать некоторые события, происходившие во времена Смуты.
Юрий знакомится с историческими личностями, такими как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Он начинает выполнять их поручения и поручения тех, кого они ему указывают. В процессе он также знакомится с правой рукой Пожарского и становится с ним друзьями. По дороге к Пожарскому Юрий встречает переодетую польскую даму, которая затем мелькает в сюжете.
Далее Юрий берётся за выполнение поручений для всех: Пожарского, Минина, их подчинённых, Кручины, его правой руки Григория, а также польских пан. При этом героя начинают терзать внутренние сомнения. В начале повествования он поддерживает Кручину, который симпатизирует польско-литовской стороне и стремится посадить их ставленника на русский престол. Для достижения этой цели Кручина отправляет Юрия к Минину и Пожарскому, чтобы тот сеял раздор в рядах Второго ополчения.
После выполнения одного из таких заданий друг Юрия погибает во время покушения на Пожарского. Милославский оказывается косвенно виновным в этом покушении, так как передал письмо одному из агентов Кручины, находившихся в стане Пожарского. Этот момент становится переломным: мир Юрия рушится, он осознаёт, что творит крамолу, и уходит в запой.
Тем временем Пожарский догадывается, кто передал приказ на его устранение, но прощает Юрия. Юрий выходит из запоя и решает помочь ополчению, поэтому отправляется на поиски православной реликвии, чтобы поднять боевой дух. Разумеется, он находит её и решает переубедить Кручину.
После возвращения к Кручине между ними происходит ссора, в результате которой Юрия сажают в тюрьму. Из заключения его освобождает давняя подруга, которая по совместительству является дочерью Кручины. Она также выступает в роли любовного интереса Юрия. Кстати, польская дама тоже мелькает в качестве потенциального любовного интереса, но эта линия подана вскользь.
Юрий сбегает к шишам — местному аналогу ополчения. Там он собирает сторонников для помощи Минину и Пожарскому, а также для того, чтобы сорвать планы Кручины по ополячиванию и окатоличиванию Руси.
В финале Юрий убивает правую руку Кручины — Григория. Объединённые силы шишей, Второго ополчения и Юрия отправляются к Москве. Там к ним неожиданно присоединяется Кручина, который внезапно осознаёт, что был неправ. Конец.
Геймплей
Что можно сказать про геймплей? Такого скучного и невыразительного игрового процесса я давно не видел. Всё сводится к следующему: приходишь к NPC (или, точнее, к функции, потому что полноценными персонажами их назвать сложно), получаешь задание, идёшь в указанную точку, с кем‑то разговариваешь, возвращаешься и передаёшь то, что сказала вторая «функция», первой.
Эти «персонажи» не обладают никаким развитием, и по сути мало чем отличаются от досок объявлений в деревнях. Даже в The Witcher 3, где тоже есть условные «задания почтальона», они чередуются с боевыми эпизодами или стелс‑миссиями, а иногда разговоры перерастают в серьёзные столкновения. В «Смуте» всё гораздо примитивнее. Никакой динамики или разнообразия — и всё.
Мнение
Игру можно критиковать со всех сторон. В «Смуте» хороши только модели: города, оружия, природы, костюмы NPC, главного героя — и всё. Эти элементы действительно сделаны красиво. Я уже говорил, что готов был простить разработчикам многое. Но получить настолько сырой продукт я не ожидал. В игру физически больно играть. Это даже не симулятор ходьбы — в симуляторах ходьбы хотя бы нужно решать загадки, а сюжет часто движет игру вперёд. В «Смуте» сюжет двигать приходится самому игроку.
Например, стелс‑миссии. Их немного, но одна из них повторяется дважды. И этот самый стелс — чистая формальность. Вообще, в игре многое существует «для галочки». Модели красивые — это факт. А что дальше? С формальной точки зрения, вроде всё есть: стелс, 40 часов геймплея, боёвка, исторический сеттинг Смутного времени. Но если рассматривать «Смуту» как полноценную игру, то тут всё разваливается.
Стелс ужасен. Механика претендует на сквозную в игре, но реализована настолько примитивно, что её можно использовать лишь в нескольких миссиях. В остальной игре для стелса просто нет подходящих мест. Но самое обидное — нет и обратного варианта. Если стелс провален и вас заметили, миссию приходится начинать заново. Никакой возможности скрыться или вырезать охрану нет. Даже в играх от инди‑разработчиков 2024 года стелс устроен лучше: провалил — либо беги, либо отбивайся.
Образы — ещё одна нереализованная идея. В игре их четыре (или пять, если вы предзаказали игру). Концепция вроде бы интересная: образы — это не просто скины, а классы, влияющие на геймплей. Звучит хорошо, но по факту механика работает только в отдельных миссиях. Качать каждый образ можно, но пользы от этого минимум. Иногда вас не трогают на аванпостах, если вы одеты правильно, но это не имеет серьёзного влияния на игровой процесс.
Можно было бы сделать интересную механику, если бы игра не создавалась, как в известном меме «и так сойдёт». Например, вместо размещённых на карте палаток для смены образа можно было бы ввести параметр «вес» у персонажа и менять образы прямо на ходу. Представьте: Юрий видит впереди аванпост шишей, переодевается в шиша — его пропускают. Вес снаряжения при этом мог бы ограничивать количество образов, которые игрок носит с собой: два, три, максимум четыре. Такая условность уже много лет существует в RPG, но почему‑то в «Смуте» её проигнорировали.
Боёвка тоже оставляет желать лучшего. С последним обновлением рядовые враги и боссы стали «пожирнее», но это затягивает и без того скучные сражения. Открытый мир? Его нет. Секреты? Практически бесполезны.
И это не просто придирки: я наиграл в «Смуту» более 40 часов. И всё, что я испытывал — только разочарование. Игра формально сделана и не цепляет. Это не продукт 2024 года, а набор плохо реализованных идей. Игра выглядит красиво, но за красотой скрывается пустота.
Рассуждать об этой игре можно долго, но я, наверное, один из последних, кто дал ей шанс оказаться хотя бы неплохой. Я не ожидал увидеть уровень «Ведьмака 3» или Dragon Age: Inquisition. Я думал, что это будет игра уровня «Готики 1–2» — с интересным сюжетом, увлекательным коротким прохождением и красивыми декорациями. Или, на худой конец, просто не слишком длинное, но приятное приключение. Но вместо этого я получил неудобоваримую подделку под игру. Я играл в Project Overdose, игру, которая так и не вышла и которой уже 25 лет. Но даже она была играбельнее и интереснее, чем «Смута».
Отдельного упоминания заслуживает недавнее обновление. После него в облачном хранилище у меня игра вообще перестала запускаться. Я и так словил критбаг и не мог дальше пройти, поэтому ждал обновления. Однако, чтобы продолжить, мне нужно заново пройти всё, но я не хочу. Просто не хочу, поэтому желания играть дальше нет.
Стоит отметить, что я один из первых, кто оформил предзаказ за 1612 рублей, и, видимо, один из последних, кто выпускает что‑то вроде обзора на эту игру. Это я к вопросу о том, сколько я прощал разработчикам «Смуты».
Заключение
В заключении обычно подводят итоги, но их здесь нет. Я просто выкинул деньги, не получил никакого удовольствия и больше никогда ничего не куплю от «Сайберии Новы».
Игровая компания, похоже, продолжает сорить деньгами. Судя по всему, весь их пиар‑отдел укомплектован бывшими сотрудниками разработчиков донатных и условно‑бесплатных игр — стиль работы у них очень похож. Сейчас «Смуту» можно купить за 412 рублей. Но поверьте, лучше эти деньги сжечь или потратить на лутбокс в какой‑нибудь донатной игре.
Отдельный «привет» хочется передать поддержке VK Play Cloud. Давно я не сталкивался с таким отвратительным сервисом. Хотя в целом облачный гейминг мне понравился — проблем с ним почти не было, пока я не решил поиграть в «Смуту».
А теперь немного рекомендаций. Если вдруг кто‑то из читателей ещё не играл в «Смуту», настоятельно советую обратить внимание на другие игры. Попробуйте классику: «Готика 1–2», «Ведьмак 1–2». Или российские проекты, например, «Сатурн» (она вообще бесплатная) и «Русы против Ящеров». Если хотите посмотреть, на что ещё ИРИ выделяет деньги, попробуйте демо‑версии «Спарты 2035» и «Переднего края» (она тоже бесплатная). Но тратить время и, тем более, деньги на подделку от «Сайберии Новы» лично я категорически не рекомендую. И да, я тут упоминал игру «Догони меня, Виталик». Игра специфическая, некоторые шутки надо выкупать только, если смотрите канал iXBT.Games, но даже эта мемная игра лучше с точки зрения геймплея, чем «Смута». Игра, собранная из известной субстанции и палок, лучше ААААА‑проекта. Спасибо за прочтение!