13 друзей айтишника: кто был бы спикером на Конференции мечты 2025 для хабравчан
Привет, хабравчане! В недавнем опросе вы рассказали, кого из великих IT-инженеров особенно уважаете и хотели бы встретить на конференции своей мечты. На мероприятии Импульс Т1 мы провели аналогичный опрос, но уже среди её спикеров (что, таким образом, делает выбранных там инженеров спикерами второго порядка). Теперь настало время подвести итоги. По результатам обоих опросов мы отобрали 13 персоналий. Кто они и чем знамениты — смотрите под катом.
Дисклеймер: порядок, в котором «спикеры мечты» будут упоминаться в статье — это НЕ порядок их значимости. Порядок определяется художественными соображениями, стечением обстоятельств, функцией Math.random — чем угодно, но только не значимостью. Если глубоко уважаемый вами инженер А оказался ниже в списке, чем не столь уважаемый инженер Б, — из этого совершенно ничего не следует, просто так решила судьба.
Гвидо ван Россум, создатель языка Python
Ещё в школе маленький Гвидо интересовался компьютерами — правда, скорее в железячном смысле. Он мечтал соорудить собственный электронный калькулятор, сталкиваясь по этому поводу с полнейшим непониманием одноклассников, которые не могли взять в толк, что может быть крутого в этом электронном хламе. Несмотря на отсутствие моральной поддержки от учителей и сверстников, ван Россум поступил в университет и продолжил заниматься IT-дисциплинами. Он подрабатывал в университетском дата-центре и так увлёкся, что его чуть не отчислили, — помогло лишь внушение от начальника, объяснившего, что без диплома его не возьмут на работу мечты.
Чем дальше, тем больше ван Россум отходил от «железа» в сторону программирования. Он работал над языком ABC, который должен был прийти на смену Паскалю и Бейсику и стать идеальным языком программирования для учёбы. Но затем, используя полученный опыт, ван Россум создал кое-что намного лучше.
Благодаря своей простоте и выразительной силе Python стал прекрасным языком не только для профессиональных программистов, но и для тех, кто «слегка программирует» для решения каких-то прикладных задач — математиков, аналитиков, ML-инженеров.
Артур Шербиус, создатель «Энигмы»
Несведущий человек может назвать Шербиуса «нацистским инженером», но это будет фактической ошибкой. В 1929 году Артур Шербиус попал в то, что сейчас назвали бы ДТП — несчастный случай с участием кареты, запряжённой лошадьми. Он погиб за четыре года до того, как НСДАП пришла к власти в Германии.
Шербиус был разносторонне одарённым инженером. Темой его докторской диссертации был непрямой регулятор водяной турбины. Среди его дальнейших изобретений были асинхронные двигатели, керамические нагревательные элементы и даже электрические подушки.
В 1918 году, за полгода до окончания Первой мировой войны, Шербиус запатентовал то, что сыграет важную роль во Второй: шифровальную машину на основе вращающихся проводных колёс. Шербиус вполне поэтично назвал эту машину «Энигма» (от древнегреческого «загадка»).
Изначально «Энигма» продавалась на коммерческом рынке. Предполагалось, что её могут использовать, например, для шифрования банковской переписки. Но в 1926 году ВМФ Германии решил закупить одну из моделей. Спустя несколько лет этому примеру последовали сухопутные войска. Впрочем, настоящей популярности своего детища Шербиус уже не увидел. А если бы увидел — обрадовался бы? Отличный вопрос для конференции мечты.
Алан Тьюринг, создатель всего
Возможно, главной заслугой Шербиуса стало то, что он дал возможность проявить себя юному математику Алану Тьюрингу. Наверное, все смотрели «Игру в имитацию», и нет смысла пересказывать в деталях, как Тьюринг взламывал шифр «Энигмы». Впрочем, скорее всего, и без этого приключения Тьюринг не пропал бы в безвестности.
Воображаемая машина Тьюринга стала основой реального прогресса в области компьютерной техники. Понятие Тьюринг-полноты отделяет языки для решения частных проблем (такие, как регулярные выражения) от настоящих полнофункциональных языков программирования (таких, как Python). Тезис Чёрча — Тьюринга утверждает, что на Python можно написать любой алгоритм, который человек может чётко сформулировать. А когда-то совершенно гипотетический тест Тьюринга предвосхитил сегодняшний прогресс в области ИИ.
В жизни Тьюринг был странным человеком. Вместо того чтобы починить свой велосипед, у которого слетала цепь, он вычислял, через сколько оборотов колеса цепь должна слететь, останавливался и поправлял её. А ещё он зарыл 90 килограмм серебряных слитков, чтобы обезопасить свои сбережения, но забыл, где именно. Однако независимо от каких-либо его личных черт (а возможно, и благодаря им) труды Тьюринга стали краеугольным камнем современных компьютерных наук.
Игорь Сысоев, создатель nginx
Современному молодому веб-разработчику сложно даже представить, что было время, когда не было nginx, — настолько это важный компонент и настолько стандартное решение для продуктового веб-сервера. Однако такое время действительно было. А потом пришёл Игорь Сысоев и спросил: доколе, граждане, будем мы это терпеть? И появился nginx, и увидел Игорь, что это хорошо.
Если без шуток — в 2000 году Сысоев устроился системным администратором в Рамблер. Работа в интернет-гиганте позволила ему увидеть картину целиком и понять, чего не хватает в современном ему IT-ландшафте. А технические компетенции, полученные в МГТУ им. Баумана, позволили начать разработку решения.
Решение оказалось настолько удачным и настолько своевременным, что стало стандартом де-факто на десятилетия. Сперва Сысоев пилил nginx сам на общественных началах, как чистый незамутнённый опенсорс. В 2011 году, спустя семь лет после начального релиза, он основал коммерческую компанию Nginx, которая предоставляла услуги по установке, настройке и сопровождению, а также платную версию NGINX Plus. В 2018-м компания была поглощена, а в 2022 году Игорь объявил, что прекращает работу над nginx, поскольку хочет больше времени уделять друзьям, семье и личным проектам. Но так или иначе, своё место на конференции мечты Игорь Сысоев уже заслужил.
Сэр Тимоти Бернерс-Ли, создатель Всемирной паутины
В отличие от nginx, веб-сервер httpd сегодня нигде не применяется и мало кому известен. Зато все знают его автора. Httpd — первый в мире веб-сервер, разработанный Тимом Бернерсом-Ли в рамках его маленького проекта WWW.
Всем нравятся истории про самоучек-Кулибиных и «из грязи в князи». Этот рассказ не из таких. Маленький Тим родился в семье профессиональных математиков и информатиков, его родители приложили руку к созданию одного из первых компьютеров. Учился в Оксфорде, работал в ЦЕРН. В общем, белая кость. Зато именно в ЦЕРН Тим Бернерс-Ли пришёл к идее того, что теперь стало Всемирной паутиной.
Помимо httpd, для создания интернета понадобилось ещё немало полезных мелочей. Слышали про URL, HTML, HTTP? Это всё Бернерс-Ли и его команда. Всё фундаментальное, что есть в современном вебе, идёт оттуда.
Однако сэр Тимоти — не какой-нибудь отец-основатель, сделавший дело и удалившийся на покой (ну или трагически погибший во цвете лет). С 1994 года и по настоящее время Бернерс-Ли руководит W3C — консорциумом, определяющим направление развития WWW. Даже самые хайповые современные веб-стандарты появились под его руководством. Поразительно, что к стандарту API для инференса нейросетей приложил руку (хоть наверняка и не напрямую) тот же самый человек, который придумал этот наш веб в принципе.
Илья Суцкевер, создатель будущего (но это не точно)
Вышеупомянутый Web Neural Network API вряд ли появился бы, если бы не современный нейросетевой хайп. А ответственность за хайп во многом несёт компания OpenAI, сооснователем и главным научным сотрудником которой был Илья Суцкевер.
Илья родился в 1986 году в Нижнем Новгороде (тогда ещё Горьком). Затем вместе с семьёй переехал в Израиль, позже — в Канаду. Там, в Университете Торонто, он познакомился с Джеффри Хинтоном, пионером глубокого обучения. Это стало началом пути к успеху. Под руководством Хинтона Суцкевер участвовал в разработке AlexNet, инновационной и мегакрутой на тот момент системы распознавания изображений. Затем они вместе с Алексом Крижевским (ещё одним соавтором AlexNet) основали стартап, который вскоре купил Гугл. Работая в Гугле, Суцкевер изобрёл подход seq2seq и участвовал в работе над AlphaGo. А в 2016-м был основан OpenAI, и… В принципе, дальше можно не рассказывать: этот раздел новейшей истории читателю наверняка известен.
Когда говорят о человеке вроде Суцкевера, обычно с нотками зависти упоминают его талант. Но если присмотреться, история его успеха — это во многом история тяжёлого труда и правильной реализации удачных возможностей.
После ссоры с Сэмом Альтманом и ухода из OpenAI Суцкевер основал новую компанию, цель которой — создание сильного ИИ. Получится ли у него? Неизвестно, но учитывая историю его успехов, лучше заранее готовиться к светлому киберпанковому будущему.
Евгений Яковлев, создатель первого российского ДВС
Честно говоря, ни при какой натяжке не получится назвать Евгения Яковлева IT-инженером. И тем не менее на современной российской IT-конференции его было бы очень интересно послушать. Занимался Яковлев тем же, чем многие российские айтишники сегодня: импортозамещением. И делал это так, что упрекнуть его не в чем, а поучиться есть чему.
В 1883 году Яковлев, на тот момент флотский офицер, познакомился с газовым двигателем Отто — одним из первых двигателей внутреннего сгорания. Возможно, Яковлев сразу понял стратегический потенциал этого изобретения, а может, дело было в его инженерной красоте или просто каком-то неясном предчувствии. Так или иначе, Яковлев практически немедленно ушёл из флота, вернулся домой, оборудовал мастерскую и стал мастерить.
Было перепробовано множество неудачных конструкций и концепций, но уже в 1889 году Яковлев продемонстрировал первый ДВС на жидком топливе собственной конструкции. В 1896 году пошёл в производство автомобиль Фрезе и Яковлева — первый российский серийный автомобиль.
Яковлев был большим патриотом, и везде где возможно (а возможно было практически везде) использовал отечественное сырьё, материалы и специалистов. Зарубежные достижения он не копировал, а использовал как базу для собственных разработок. Это было импортозамещение не в стиле Петра I, а прям уже по хардкору.
Сергей Лебедев, создатель первой российской ЭВМ
Изначально Лебедев занимался электроэнергетикой. Его дипломная работа и докторская диссертация были посвящены проблемам устойчивости энергосистем. Однако чем дальше, тем больше научные интересы Лебедева смещались в сторону несуществующей ещё буржуазной лженауки кибернетики.
Лебедев разрабатывал автоматические системы стабилизации и наведения. В 1945 году он создал первую в стране АВМ (аналоговую вычислительную машину). С 1948 года под его руководством создавалась МЭСМ — Малая электронная счётная машина, первая советская ЭВМ. В 1950 году МЭСМ численно решила свой первый диффур. Следом за МЭСМ последовала БЭСМ, а затем ещё дюжина различных ЭВМ, начиная от ламповых и заканчивая относительно современными суперкомпьютерами на интегральных схемах.
В начале 1970 годов состояние здоровья Лебедева ухудшилось и он больше не мог руководить созданным им Институтом точной механики и вычислительной техники. Примерно в то же время в советском компьютеростроении был взят курс на копирование западной архитектуры IBM 360 — и наступил закат истории самобытных советских ЭВМ. В тот момент многим это казалось хорошей идеей, борьбой с синдромом NIH. Но сегодня на конференции мечты Лебедев наверняка выступил бы со своим веским «я же говорил».
Ричард Столлман, создатель движения за свободное ПО
Известный как носитель шикарной бороды, Ричард Столлман по совместительству занимался программированием и общественной деятельностью.
Наверное, во всяком программисте живёт инстинктивное недоверие к тому, кто чем-то управляет и что-то решает в мире IT, но при этом не написал ни строчки полезного кода. Что ж, это определённо не случай Столлмана, автора gcc и Emacs.
Впрочем, в последующие годы Столлман отошёл от программирования, посвятив себя продвижению идеалов свободного ПО. Он последовательно отстаивал концепцию копилефта и проводил чёткую разграничительную линию между открытым ПО и свободным.
Многим идеи Столлмана кажутся слишком радикальными. Персоналия Столлмана этому только способствует: например, он не пользуется мобильными телефонами, называя их «устройствами для слежки». Это создаёт образ фрика, однако, как говорится, если у вас паранойя — это ещё не значит, что за вами не следят.
На нашей конференции мечты Столлман наверняка был бы очень популярен. Известные события показали, что современная «свобода ПО» — вещь относительная, и соображения политики, бизнеса или просто личных взглядов могут эту свободу резко и внезапно ограничить. Определённо это не то свободное ПО, о котором мечтал Столлман.
Гейб Ньюэлл, создатель Steam
С пиратством можно бороться двумя способами. Есть способ Nintendo — устраивать кровавую юридическую резню, как только кто-то слишком сильно выдохнул в сторону твоих прав. И есть способ Гейба — сделать так, чтобы людям расхотелось быть пиратами.
Ньюэлл проработал 13 лет в Microsoft в качестве, как он сам себя называет, «продюсера первых трёх выпусков Windows». Заработав на этом круглую сумму, он решил пойти в геймдев. Чем это закончилось, мы знаем (хотя всё ещё не знаем, будет ли третья часть).
Но большинству современных игроков, особенно молодого поколения, Ньюэлл известен вовсе не серией Half-Life, и даже, наверное, не CS: GO. Его настоящий успех, в корне изменивший мир гейминга, это платформа Steam. Ньюэлл сделал практически невозможное: показал, что платное может быть лучше, чем бесплатное. Он помог разработчикам игр найти покупателей, геймерам — получить невиданный и невообразимый ранее уровень сервиса, ну и сам, разумеется, тоже не остался внакладе.
Разумеется, успех Steam породил массу подражателей. «Убийцы Steam» появляются с завидной регулярностью, но никто, даже EGS с его постоянными раздачами халявы, не смог поколебать позицию чемпиона.
Евгений Касперский, создатель Антивируса Касперского
Экспертиза важна везде, но информационная безопасность — та область IT, где экспертиза важна в особенности. И у Евгения Касперского с этим всё в порядке. Свою первую антивирусную утилиту он написал в 1989 году, когда многие из нынешних айтишников ещё не родились. До этого он изучал криптографию и компьютерные науки, был призёром математических олимпиад — в общем, отличная биография для супергероя из мира IT.
Первая версия Антивируса Касперского (тогда ещё скромно называвшегося AVP) была выпущена в 1992 году. Спустя два года этот антивирус уже вовсю покупали клиенты, включая зарубежных. С тех пор Антивирус Касперского неустанно дорабатывался и всегда оставался конкурентоспособным на международном уровне.
Помимо этого, Касперский — известный борец за мир в киберпространстве. В своих выступлениях он призывает положить конец «гонке кибервооружений», не допускать эскалации киберугроз, а также внимательно относиться к угрозе кибератак на критически важные объекты инфраструктуры.
Начиная с известного момента, Антивирус Касперского стал терять популярность за рубежом. Однако на нашей конференции мечты Евгению определённо нашлось бы что рассказать.
Андрей Райгородский, создатель дата-инженеров
В педагогических вузах есть поговорка: не умеешь сам — учи других. Но эта поговорка определённо не про Андрея Райгородского, который отметился и в фундаментальной науке, и в её популяризации, и, что немаловажно, в практических применениях.
Андрей занимается дискретной математикой и комбинаторикой. Это удивительные области, где бывают задачи с очень простыми формулировками, очень сложными решениями и очень неожиданными практическими применениями. Нашумевшую гипотезу Пуанкаре сложно понять без специального математического образования, а вот гипотезу Борсука, которой касалась докторская диссертация Райгородского, можно объяснить даже школьнику. А теория графов, которая на первый взгляд кажется очень абстрактной игрой в «соедини точки», на практике используется каждый раз, когда вы вводите поисковый запрос.
Каким-то образом Андрей успевает и писать научные статьи, и внедрять научные достижения в практику, и рассказывать о том и другом для самой широкой аудитории. Причём рассказывать очень доходчиво и увлекательно, даже когда речь идёт о самых сложных вещах.
Марат Сибгатулин — создатель «Сетей для самых маленьких»
Фундаментальные знания — это хорошо, однако (как бы крамольно это для кого-то ни прозвучало) не всем необходимо знать про хроматические числа графов. Многие IT-специалисты работают на сугубо прикладном уровне, и им для профессионального развития нужны не лекции Райгородского, а что-то поближе к земле. Причём желательно не злой технический «кирпич» на 1000+ страниц, а нечто одновременно информативное и легкоусвояемое. То есть именно то, что делает Марат Сибгатулин.
Марат — автор серии статей «Сети для самых маленьких», ведущий подкаста linkmeup, преподаватель курсов и просто хороший специалист. А ещё он старый и уважаемый хабравчанин @eucariot, и его серия статей — это изначально хабрапосты, на которых уже успело вырасти целое поколение сетевиков.
Несмотря на всё это преподавательство, Марат в первую очередь практикующий специалист, который делится с другими своим опытом, добытым потом и кровью.
Марат делает очень важную вещь: он служит как бы усилителем, громкоговорителем для собственного опыта. Поработал один человек —, а опыт получили тысячи, в процессе избежав некоторых шишек и не уронив некоторый прод.
Итак, спикерский состав конференции мечты сформирован. Как бы теперь её провести? «А никак», — ответите вы. И будете неправы. Главное — правильно выбрать место для конференции.
Каждый раз, когда вы пишете на Python, или читаете спецификацию W3C, или выбираете свободную лицензию, или покупаете игру в Steam, — каждый раз вы приглашаете спикера на конференцию мечты. Ведь она проходит не где-нибудь, а прямо в вашем сердце. И ничто не помешает вам её провести.