МТС пожаловалась на «Мегафон» в ФАС из-за рекламного слогана
МТС обратилась в Федеральную антимонопольную службу из-за рекламного слогана «Мегафона». Кампания с призывом «Переходи на оператора №1» стартовала в июле.
О жалобе рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одному из мобильных операторов «большой четверки», а в ФАС подтвердили получение жалобы. Её обещают рассмотреть «в установленном порядке».
В МТС жалобу не комментируют, а в «Мегафоне» подчеркнули, что не считают такой слоган нарушающим закон.
Рекламная кампания стартовала в начале июля. В ней содержится призыв «Переходи на оператора №1», выполненный крупным белым шрифтом на зелёном фоне. Ниже на красной плашке мелким шрифтом указаны критерии лидерства — «по скорости и покрытию». В нижней части плаката мелким белым шрифтом поясняется, что эти критерии подтверждены исследованиями.
Представитель ФАС пояснил, что закон о рекламе регламентирует использование слов со значением «лучший», «первый», «номер один», а эти понятия должны использоваться «с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение». По его словам, компания указала конкретные критерии сравнения, а свои утверждения обосновала исследованиями Fastest Mobile Network Speedtest Awards — 2022, Best Mobile Coverage Speedtest Awards — 2022, опубликованными в открытых источниках.
Данные исследования проводит компания Ookla, которой принадлежит сервис Speedtest.net. Ранее она также признавала и МТС лидером российского рынка в различных категориях. Так, в 2021 году оператор стал первым по скорости фиксированного интернета в России.
Согласно июльскому отчёту Ookla, медианная скорость скачивания в сети «Мегафона» составляет 25,01 Мбит/с, а медианная скорость отправки данных в сторону базовой станции — 9,09 Мбит/с. У МТС эти показатели равны 19,13 и 6,75 Мбит/с соответственно, у Tele2 — 19,13 и 6,29 Мбит/с, у «Билайна» — 18,72 и 8,44 Мбит/с.
Член экспертного совета ФАС по рекламе Дмитрий Григорьев считает, что с юридической точки зрения «всё зависит от того, насколько разборчиво в рекламном сообщении передан критерий того, почему компания является лучшей». По его словам, ссылка на исследование «ещё не означает, что эта информация воспринимается потребителем».
По словам Григорьева, в законе о рекламе 1995 года использование слов в превосходной степени, к которым и относятся «лучший», «номер один» и т. п., было запрещено. В новую версию закона 2006 года внесли требование указывать критерий своего первенства. «Лучший» или «номер один» — категории оценочные», — добавил эксперт.
Григорьев сообщил, что в случае признания рекламы «Мегафона» ненадлежащей оператору грозит штраф до 500 тысяч рублей. ФАС может также потребовать прекратить распространение рекламы.
По словам управляющего партнера юридической фирмы «Вестсайд» Сергея Водолагина, если компания утверждает, что она является №1 на рынке, но это подтверждено не по всем параметрам, то «достоверность такого утверждения и его соответствие закону могут вызывать вопросы».
Согласно исследованию отраслевого агентства Telecom Daily, «МегаФон» лидирует по развитию технологии Voice over LTE (VoLTE) в России. Технология позволяет за несколько секунд установить соединение с абонентом любого оператора, обеспечивает чистый звук во время разговора, а также даёт возможность разговаривать по телефону и одновременно пользоваться мобильным интернетом.