Московский опус о стартаперстве и конкурсах в одной части

971865b3dc104c43b25207ef326b024b.jpg

Интро


Мне не хочется создавать очередной жалобный пост из серии «бедным стартаперам опять ничего не дали: на смузи и макбук не хватает». Что касается героев данного опуса, то, как я мог наблюдать — это порядочные люди и профессионалы своего дела. Если бы не конкурс Generation S и РВК, наша компания не смогла бы получить грант «фонда Бортника» на 2 миллиона рублей.

В данном опусе я бы хотел описать кейс поведения спонсора мероприятия, который и сейчас спонсирует стартап-мероприятия, сразу после завершения «самой приятной части». Наверное, я не буду делать выводов, а напишу как всё было.

Подумайте лишний раз — может лучше больше времени уделить продукту или команде, чем принимать участие в очередном супер-популярном параде тщеславия.

TL; DR


Компания выиграла приз от спонсора мероприятия и вот уже около года пытается его получить. Спонсор ссылается на внутренние изменения, но в выдаче приза не отказывает, а просто перестает отвечать на письма победителя. В то же время принимает участие в качестве спонсора других мероприятий.

Основная сюжетная линия


На рынках со стартапами есть большое количество компаний и частных лиц, которые не являются ни стартаперами, ни инвесторами, а занимаются в первую очередь сервисом.

Сводят инвесторов с стартаперами, помогают стартаперам создавать презентации, консультируют инвесторов о новых трендах и, конечно, организуют различные конкурсы и премии. Работа достойная и нужная, но иногда у «сервисных» компаний случаются накладки. Об одном таком случае мой рассказ.

Сначала немного о себе: меня зовут Артем Субботин и мой проект называется «Симкомат» — проектируем, разрабатываем и производим киоски самообслуживания, которые через некоторое время позволят автоматизировать дистрибуцию и обслуживания абонентов сотовых операторов.

Правда, сейчас мы в основном работаем на рынок СНГ, Ближнего Востока и Европы, а в России на наши устройства не очень высокий спрос.

В 2015 году в нашей компании произошел перелом — из-за падения курса рубля и без того небольшие продажи симкоматов упали. Мы стали думать, куда свернуть. И приняли решение заняться разработкой «CheckU», системой для удаленной идентификации и проверки документов, удостоверяющих личность. Так как наработки у нас уже были, первая версия сервиса появилась уже в начале года. Забегая вперед, скажу, в 2016 году мы развиваем два продукта параллельно, но, как я уже упомянул — на зарубежных рынках.

А в 2015 перспективы казались не такими радужными, и мы хватались за любую возможность найти инвестиции и как-то выплыть в более стабильные воды. Внутри компании назревал серьезный финансовый кризис, практически все ценные вещи из дома были проданы, чтобы хоть как-то держать компанию на плаву.

И тут мне поступило предложение принять участие в конкурсе «Телеком идея 2015» — мероприятии компании «МТС» среди телеком-проектов. В надежде получить еще одну точку соприкосновения с желанным клиентом (напомню — мы делаем продукт для операторов связи), я подал заявку.

Пройдя отбор, попали в основной поток участников. Тут в повествование врывается еще одно действующее лицо: Generation S — акселератор, запущенный фондом РВК. В 2015 году МТС и РВК решили объединить свои активности и провести «Телеком идею» внутри Generation S. Именно так мы и попали на конкурс «Generation S 2015» в телеком-трек. Прошли пре-акселератор, конкурс и попали в корпоративный акселератор «МТС», попутно став победителями «Телеком идеи 2015».

Ближе к концу 2015 года Generation S подвели итоги мероприятия и отобрали победителей. В финал мы не попали, но на торжественное закрытие попросили приехать. Мы и еще пять номинантов были премированы призовым пакетом в номинации «Finlanding — мост на глобальные рынки» от финских партнеров.

Ближе к новому году я получил письмо из заснеженного Суоми, с сердечными поздравлениями и согласованной программой мероприятия (ссылка на Google Drive). Программа насыщенная и подход организаторов серьезный, а призыв проявлять активность и соучастие внушали доверие.

Как и просили учредители премии, я написал большое письмо с перечнем регалий и приложил кучу презентаций на выбор. Но подтверждения, что письмо письмо дошло до адресата, я так и не дождался. Через пару дней написал еще одно письмо с просьбой подтвердить получение первого, а через неделю и еще одно. Все было тщетно, мой визави молчал. Подумав, что для середины января это совершенно нормальная история, письменную бомбардировку решил прекратить.

Ближе к концу января все же дождался ответа:

f8a5d3510f0846dc8b4e39c06c18f1a2.png

Конечно, у меня были вопросы и немного переживаний. Главное из которых — это обещанная менторская 6-месячная поддержка, которая должна была уже начаться.

f4bf3c43871248688a55d499d302fc77.png

Ответом мне было два месяца молчания. Ближе к середине марта я решил написать представителю РВК, дабы уточнить, не случилось ли чего серьезного с их спонсорами.

e9fefa037acc485ab179742e2d0cf21e.png

Через пару недель ответ от представителя РВК был получен:

eb8c063d54f842f2b389181037589885.png

Пока я ждал ответы и от РВК, и от «финнов», в моем офисе раздался телефонный звонок. На том конце провода с потрескиванием и милым финским акцентом мне долго объясняли, как важно открыть свою компанию в Финляндии и как это здорово повлияет на уровень доверия к нам. Конечно, мероприятие не из дешевых, зато дело надежное, и правительство Суоми будет абсолютно бесплатно консультировать нас и даже помогать. На мои вопросы о менторской поддержке, поездке в Финляндию — ну должен же я посмотреть, где мне открывать компанию и куда платить немаленькие налоги — мне ответить не смогли.

Еще через неделю сотрудник РВК все же смог добиться ответа из весенней и, наверное, солнечной Финляндии:

48d862655ebf4314b14767f0bdfe5161.png

Случилось страшное — я сам, лично, отказался от «дорожного шоу» по Финляндии.

Мои страхи усилились и я стал подозревать свое второе «Я» во внутреннем диссидентстве. Конечно, поспешил написать, что ни от чего я не отказываюсь и вообще на все согласен.

Позже мне позвонил еще один представитель финской стороны, хотя и пояснил, что не входит в штат учредителей конкурса. И вообще — его основная задача это помогать иностранным компаниям открывать бизнес в Финляндии, а услуги его совершенно бесплатны. После более чем часовой беседы я дал понять, что не против открыть бизнес в Финляндии, но хотелось бы получить больше информации о стране, взять несколько консультаций у местного бухгалтера и вообще собрать больше информации. На что мне ответили, все это без проблем, сразу после регистрации компании, так как никому не интересно консультировать не местную компанию.

После этого разговора оппоненты перестали выходить на связь до августа этого года.
В августе я решил попытать счастья еще раз и написать организаторам (РВК) последнее письмо, после которого успокоиться и больше рану не бередить. Вместе с письмом, написал я и небольшой пост в FB — несмотря на относительную пассивность читателей и комментаторов, именно этот пост придал истории астрономическое ускорение, уже через несколько часов «некая журналистка из ТАСС» звонила в РВК с вопросом про призы и конкурсы.

Буквально за неделю мне пришло столько писем от организаторов, сколько я за весь год не получал. Сотрудники РВК предложили не дожидаться ответов от финской стороны и оплатить все расходы по организации поездки в Хельсинки. Но чуть позже присоединились и «виновники» торжества, пообещав предоставить билет на Slush, оплатить перемещение внутри Финляндии и проживание в гостинице, устроить несколько встреч с инвесторами и «полезными людьми».

Вместо вывода


Не только стартаперы России, но инвесторы и организаторы конкурсов находятся в начале своего пути. В отличие от столетней истории «Кремниевой долины», венчурная история нашей страны только зарождается, и все мы делаем много ошибок.

Какую мысль я бы хотел отправить читателю? Никто кроме вас самих не будет двигать ваш бизнес или ваш проект, пока он не приносит достаточно денег — он нужен только вам. Большинство спонсоров идет на подобные мероприятия с целью собственного пиара (и это нормально), у них нет альтруистических мотивов помогать стартаперам. Вообще ни у кого нет таких мотивов, у всех свои четкие цели. Не нужно жить в розовом мире и надеяться на бесплатную помощь «доброго дяди». Помогайте людям исполнять свои обещания и всегда следите за тем, чтобы ваши обещания исполнялись.

Ссылки:
businessrubicon.ru/ru — учредитель премии
generation-startup.ru/news/articles/14846 — учреждена премия
generation-startup.ru — организатор всего мероприятия

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru