Мониторинг и точка, или логотип ИТ-компании

Привет, Хабр! Это снова я, Николай, основатель компании Монк Диджитал Лаб, российского разработчика системы мониторинга Монк. Но о мониторинге сегодня в статье практически ничего не будет. Эту статью я пишу про самый популярный вопрос на любом нашем ивенте «А вы не замечали, ваше лого очень похоже на…» Так и хочется каждый раз включить сарказм и ответить что-то типа: «ой, вы первый кто заметил!» Было решено, в нашем блоге просто обязана появиться статья на тему логотипа. Мы с вами посмотрим примеры российских лого, обсудим тренды, и я вам расскажу несколько курьезов и забавных историй. Так что поехали читать!

242e2d9888e3ad5bc211d0ab3cb577d8.png

Тяжелая судьба логотипа ИТ компании

Логотип ИТ-компании, работающий в корпоративном секторе, — это зачастую типографика, где замысловатым шрифтом с различными графическими элементами написано название или маленькое изображение рядом с названием, или и то, и другое. В каждом из них идея, часть миссии, большие и амбициозные цели и, конечно же, большие надежды. Команды тратят недели, месяцы, заказывают разработку логотипов у студий, у фрилансеров, или просят всемогущий LLM сгенерировать им логотип. 

Вот, например, лого, сделанный за пару минут в GigaChat. 

a313a9ebc86e341a49bafbf96eab5d03.png

Неплохо же! И деньги тратить не надо.

Но проблема не в том, что лого это дорого. А в том, что их никто не запоминает! Попробуйте на память вспомнить логотипы самых известных российских или западных компаний. Сколько логотипов вы помните? Сколько из них у вас вызывают положительный эмоциональных отклик? Возможно на ум придут IBM, Касперский, Google, Microsoft. И вопрос со звездочкой:, а какие лого вы сможете воспроизвести в точности на листе бумаги?

В качестве небольшого упражнения я зашел на сайт Тадвайзера и посмотрел ранкинг Крупнейшие ИТ-компании в России 2023. Из 100 компаний выбрал только те, которые либо оказывают облачные услуги, либо в большей степени занимаются разработкой коммерческих ИТ-продуктов, исключил системных интеграторов, дистрибьюторов и западные представительства типа HP, Dell, Microsoft. Вот их логотипы, которые я взял из официальных источников:

c8c49536dd11f9f4d867d3f5425e3b73.png

Проведем небольшой тест. Сколько лого вы из них знаете? если 10 и больше, то вы явно корпоративный гуру. Я лично в ИТ уже больше 15 лет и для меня некоторые логотипы были не известны. Даже поймал себя на мысли, что Диасофт я знаю уже много лет, помогал партнеру выходить с ними в один из банков, участвовал в их первичном размещении на бирже, но совершенно не знал их логотипа. У некоторых лого меняются так часто, что новые логотипы я и не узнал. Очень приятно было отметить, что iRu и 1С не изменяют себе и их лого уже много лет радует своим постоянством.

У молодых разработчиков логотипы обычно вообще моментально пролетают мимо, не оставляя ни одной эмоции. А ведь над ними работают дизайнеры и основатели вкладывают в них себя, мечтают выйти с ними на биржу или хотя бы повесить их к себе на худи. А вообще насколько это важно? Логотип это внутренняя история для самоидентификации команды или внешняя, чтобы покорять мир? Буду рад, если поделитесь в комментариях своими мыслями. Может быть я не и не прав, что преуменьшаю значимость логотипа. Кто знает…

Так, а что же лого Monq, как он появился?

Шел прекрасный, спокойный 2019 год. Ни пандемии, ни СВО, никаких метеоритов и нашествий инопланетян. И лишь 3 сентября появлялся в ленте Шуфутинский. Милое, ламповое, беззаботное время.

70d1f2d8ba7d23cd152882431cc31ac4.png

Мы уже тогда трудились над 4ой версией платформы зонтичного мониторинга Монк. Появились первые клиенты и мы понимали, что пора продукт продвигать на рынке. 

Монк родился в компании Роспартнер, занимающейся эксплуатацией и технической поддержкой с небольшим отделом разработки. Так как сервисный и продуктовые бизнесы отличаются в культуре, по структуре и у них разные бизнес-модели, я решил разделить компанию Роспартнер на две: собственно Роспартнер, будущий Хоппер ИТ и продуктовый Монк Диджитал Лаб. Для продуктового бизнеса было выбрано название и был нарисован первый логотип. Был, кстати, еще нулевой логотип, разработанный командой году в 2017ом:

684cafc1a3208d370aced283d382db30.png

В нем смущала его сложность, непонятность, и нетрендовость. Хотя это все ерунда на мой взгляд сейчас. Было принято решение от него уйти.

В 2019ом не было больших денег на дизайн, все делали на коленке в гараже на кухне. Мы сидели с сыном и женой и рисовали лого. 

f3c261c43ce62f6539b3339c4efe3fdd.png

Было перепробовано много вариантов и в итоге остановились на нашем первом лого, который и вышел в свет.

2804b872354029a01539eab8798868ca.png

Это был нижний в левом углу. Так у нас появился первый официальный лого. Даже тогда решили его зарегистрировать, но руки до этого не дошли.

b3c23277675d1f0b36af2aaf7cfd9127.png

Конечно же он сразу пошел на наш сайт. Ходили с ним на конференции, ставили на мерч. Мы тогда очень полюбили наш лого. Так как система Monq применялась для повышения надежности ИТ и для поддержки, нижняя оранжевая балка и была олицетворением этой поддержки. 

8e8c7f17b73009886becce42aee8e163.png

Но в 2020 году, по мере роста компании и общения с клиентами, начали получать интересный фидбэк. Нас начали называть МОНО, а не Монк. И это напрягало. Мы поняли, что лого слишком сложный в прочтении и в написании. Было принято решение искать новый образ.


У меня есть отличный друг, он дизайнер и арт директор одной крупной ИТ-компании. Мы как-то сидели с ним и он такой говорит «а давай я тебе сделаю офигенный лого». От такого предложения сложно было отказываться. И да, его стоит поблагодарить: «Серега, спасибо тебе, ты сделал свой лучший логотип!»

c0fb06fc916ce23bb74fcca7d7152684.png

То есть в нашем новом лого было М, был знак комментария »//», который по замыслу должен показать, что Монк помогает разобраться и выяснить, откуда пришло событие, к чему оно может привести. И точка, то есть: «Все, стоп, все понятно, точка». Это был февраль 2021 года.

9e3f39f00447e53b6707d5bf6ad775ce.png

Через некоторое время от окончания lab мы отказались, так как оно было не нужно.

Команде лого понравился. Приняли единогласно и началась наша большая новая история.

Не знаю точно зачем, но в 2022 году западные компании начали массово бежать из России. И одними из первых убежали компании массовых потребительских сегментов. Электроника, FMCG, торговые сети и т.д. Одни из первых закрылись рестораны Macdonald’s и через несколько месяцев появился «Вкусно — и точка». В середине 2022 года они показали свой новый лого и поспешили распахнуть свои двери. Конечно же в СМИ сразу появились публикации с критикой и обвинениями в плагиате. Вот например, Gazeta.ru показывает схожесть с логотипом одной российской ИТ-компании:

63c54baced789bfebedc4d3d092b02b9.png

Первые мысли после новости от ресторанной сети были: «Давайте срочно менять наш логотип». Но мы посидели, подумали, и решили, что нас уже знают, наш лого уже засветился в буклетах, на сайте, на подарках клиентам, да и просто он нам очень нравится, и будет неправильно его менять. Будь что будет, а себе мы не изменим.

Сейчас идет 2024 год и правильно ли мы сделали, оставив себе свой логотип? Ответ: «Однозначно ДА!»

Мы с большим теплом относимся к компании «Вкусно — и точка». Хотим им сказать огромное спасибо, что они взяли логотип похожий на наш. Это нам создает отличный пиар и снимает барьеры между нами и клиентами.

Общался я как-то еще до 22 года с моим приятелем, построившим в штатах большой ИТ-бизнес, так вот он сказал: «твой лого никого не интересует, важен продукт и как им пользуются, важен только пользовательский опыт и будет чудо, если вдруг запомнят логотип» и мне кажется в двадцать втором это чудо случилось. 

На каждой конференции вы уже знаете какой самый популярный вопрос, а это отличный способ начать непринужденный разговор. А значит конверсия конференции увеличивается. Потенциальному пользователю или клиенту не надо думать над сложным вопросом из серии «А какая база данных у вас используется для временных рядов?»

Не так давно в канале ServerAdmin.ru мы опубликовали пост о нашем продукте. Особенность этого поста в том, что он набрал много комментариев и достаточно много реакций. А в комментариях было достаточно много вопросов про лого:

0afef751b3fdd4100b32dc0eba09be66.png

И это пример того, как чужой и очень известный лого в виде похожего визуала притягивает внимание. Так уж устроен наш мозг, что когда он видит знакомые образы, он сразу начинает уделять им больше внимания. Это же нейромаркетинг. Да и мало кто знает, что наш лого это две палочки и точка, а у них сначала точка, потом две палочки. Забавно, но почти все думают, что у нас идентичные логотипы. 

На 1 апреля мы написали специальный пост в нашем телеграм-канале:

bb3f870b47ce9e63e63fa512db30f616.png34e0a7e8530291fc4048f4b443cc57c9.png

Это было весело и, встретившись на одном из ивентов с коллегами из ИТ-подразделения «Вкусно — и точка», они мне рассказали, что запостив в своем внутреннем канале нашу новость, все дружно посмеялись, набрав кучу лайков. И да, они тоже пользуются мониторингом Monq.

Вишенка на торте. Несколько лет назад, мой сын приходит ко мне и говорит: «Пап, мне нравится какие продукты вы делаете». Я был обескуражен и приятно удивлен. Не понятно, откуда он это взял и как он это понял. Как второклассник может разбираться в корпоративных системах мониторинга? Может ему интерфейс нашего главного экрана понравился, root cause анализ или отчеты. Но в душе это этих слов было очень приятно. Я еще тогда спросил: «А что тебе в них понравилось?» То, что я услышал в ответ меня очень рассмешило. Он сказал: «у вас классная термокружка, с ней можно играть в камень-ножницы-бумагу». «А какие еще мы продукты делаем?» — безутешно спросил я. «Как-какие — перочинные ножи, футболки, толстовки, рюкзаки. Отличные продукты!» — ответил он. «Видно слишком часто я пропадаю на работе и редко бываю с ним, раз он уверен, что это и есть основные наши продукты» — подумал я.

29dbe28c1071542a3556d1d93a1d38e8.png

Хотелось эту статью сделать максимально неформальной и приятной для чтения. Ещё раз — основная мысль: логотип — это дополнение образа компании, но никак не основное блюдо. Делайте лучшие отечественные решения, улучшайте пользовательский опыт, помогайте и работайте ради ваших пользователей и прибудет с вами сила!

Если понравилась статья, будем признательны за плюс и подписку. И обязательно заходите к нам в канал Monq — all-in-one мониторинг и автоматизация | Новости и кейсы.

© Habrahabr.ru