Мой питомец умер. История тамагочи
В детстве о собственном питомце мечтали если не все, то многие. Собачке там, котёнке, попугайчике или хомячке. Хотелось ухаживать за ним, кормить, холить и лелеять, а так же гулять и играться. Но, увы, подобная возможность была не у всех. Многим банально не разрешали родители, понимавшие всю ответственность и хлопоты, которые обязательно лягут на их хрупкие плечи, появись в доме мохнатый или пернатый друг. А вот товарищ, герой данной статьи, о котором пойдет дальнейший рассказ, таких проблем не вызывал, затрат на корм не требовал, потому, за недостатком друга живого, детям приобретали друга электронного, ставшего любимой игрушкой и хитом своего времени. Да, речь о Тамагочи, девайсе, увлекшем не одно поколение мальчишек и девчонок. Рассмотрим историю зарождения, узнаем, что это вообще такое и дальнейшее развитие. Поехали.
А что это такое, а?
Сперва, как водится, немного истории…
А это игрушка — детская такая, в форме яйца и черно-белым жидкокристаллическим экраном. И аж с тремя кнопками. Всё гениальное просто и лаконично. Правда, изначально игрушка шла для портативной консоли «Game Boy» от «Nintendo». Картридж был оборудован EEPROM-памятью, процессором не шибко мощным, динамиком и часами. Фактически виртуальный питомец жил сам по себе в это время внутри картриджа. Пока хозяин не подключал его к консоли на протяжении какого-то времени, питомец мог успеть испражниться, заболеть или вовсе умереть, о чём сигнализировал встроенный динамик. Но, чтобы оказать необходимый уход, нужно иметь при себе «Game Boy», который был не у всех, а питомца хотелось многим. Потому появление массовой версии был вопросом времени.
Название «Tamagotchi» она получила ввиду сочетания двух слов — японского слова «tamago» — «яйцо» и английского слова «watch» — «смотреть». По задумке творцов, тамагочи это существа инопланетные, прилетевшие на нашу многострадальную Землю, но не для того, чтобы её захватить (по крайней мере сразу), а для изучения условий жизни и вообще. Правда, что-то пошло не так и «инопришельцы» огребли по самое-самое, а потому вынуждены пребывать в защитной оболочке — яйце. И без постоянной заботы со стороны человека, увы, зверькам не выжить. В общем, это и есть суть игры, заботиться о питомце, дарить ему радость и внимание, дабы он, как говорится, не преставился.
Годом ранее вышла компьютерная игра Petz, которая как раз дарила геймерам похожий опыт: в ней нужно было ухаживать за питомцами и общаться с ними. Главной проблемой Petz была платформа — в 90-х компы были далеко не у всех.
Продавать эту забаву начали 23 ноября 1996 года. Придумали в Японии, а разработчиком сей штуки является женщина — Маита Аки. Идея, как заявляется, пришла к ней во сне при просмотре роликов, где мальчик пытался пронести в школу своего питомца. Увы, у него это не вышло. Дабы помочь в таком непростом деле, и возникла мысль о «зверьках в кармане», которых можно пронести когда и куда угодно, без регистрации, СМС и бюрократических проволочек. Помог с реализацией задумки Акихиро Йокой, с которым Маита связалась через своего знакомого, работавшего в игровом издательстве Bandai. Сам Акихиро уже создавал нечто похожее, аж в 1987 году. В его версии игры питомцы жили вечно и, как в песне, им не надо было умирать. Поиграть с ними можно было абсолютно в любой момент времени. Правда, тогда компания не увидела в этой задумке перспектив и добро на дальнейшее развитие не дала. Но бойкая и предприимчивая девушка смогла убедить серьезных корпоративных боссов о перспективности своей задумки, что и спасло компанию от разорения, так как на тот момент они переживали не самые чудесные времена.
Маита Аки — автор идеи создания тамагочи собственной персоны, смотрит на тебя как на питомца, пока живого. По слухам, не один из её электронных подопечных не проживал более 3–4 дней
Всего было продано 350 тысяч тамагочи, а когда девайс вышел на мировые рынки, то продажи выросли до 40 миллионов копий. На первых порах производство не могло удовлетворить весь спрос, поэтому некоторые покупали игрушки «с рук» у ушлых «барыг» — их стоимость в таких случаях достигала от 300 до 1000 долларов, то есть в 50 раз выше магазинной цены в 16 долларов. Нередко Тамагочи становились поводом для ограблений, из-за чего ими приходилось пользоваться тайно, под подушкой.
Акихиро Йокой
А разошлась игрушка так потому, что она весьма быстро вызывала психологическую эмпатию, несмотря на всю пиксельную простоту. Оно и понятно, игрушка была как живая, пищала, просила кушать и могла при безалаберном уходе вовсе помереть. Это сейчас ничем подобным игрока не удивить, в эпоху смартфонов и социальных сетей, а тогда тамагочи были штукой забавной, связь с неискушенным игроком выстраивали быстро. Забота о питомце вызывала особое чувство, что ты нужен и полезен, а от твоих нехитрых действий зависит чья-то маленькая, электронная, но — вполне себе — жизнь. А это уже особый игровой опыт. И само собою, вкупе всех этих чудных факторов, игрушки стали так популярны, что превратились в настоящий культ. Общество было ещё не готово к такой привязанности к электронным питомцам, явление это было новым, а сильная эмоциональная близость детей с подобной симуляцией жизни пугала. Читатели наверняка помнят жуткие городские легенды о детях из соседних районов и городов, что покончили с собою, не вынеся кончины питомца. Потому родители автору статьи тамагочи не покупали, а появился он у него лишь потому, что был найден на уличной прогулке. Отчего автор до сих пор волнуется за судьбу хозяина игрушки.
А что КОНКРЕТНО представляла она из себя-то, а?
Да всё просто, как пареная репа. На экране изображен «инопришелец», он хочет кушать, играть, какать, гулять и спать. Иногда болеет. За всеми этими градациями нужно следить и как можно скорее заходить в игру и решать вопросики. И пока владелец Тамагочи решал вопросики, питомец рос и креп. На паузу игрушку поставить было нельзя, а если питомец что-то хотел, он сообщал об этом звуковым сигналом. Это могло произойти где и когда угодно — в кинотеатре, в туалете, на учёбе, работе или во время сна, что бывало, приводило к некоторым неприятностям.
На первых этапах жизни питомца он был требовательнее к себе, пищал чаще, приходилось постоянно кормить, развлекать и убирать за ним, а в противном случае герой грозил буквально «засрать» весь экран. Чем «взрослее» становился Тамагочи, тем меньше он тревожил владельца. От того, как чутко игрок реагировал на все капризы «питомца», напрямую зависели характер, интересы и внешность персонажа.
При неправильном уходе, недостаточной заботе, «забивании болта» на игрушку, питомец прощался с этим миром и уходил в цифровое забвение, навсегда. Увы, начать игру заново было уже невозможно… Дети, существа ранимые, а японцы — тем более, потому неожиданная кончина могла привести к серьезным душевным терзаниям. Посовещавшись, боссы решили, что суициды и недовольные родители продажи игрушки не улучшат, потому в последующих версиях добавили кнопку перезапуска игры.
Со временем функционал рос, можно было выбирать пол зверька, скрещивать доступных пришельцев, выбирать внешний вид, прокачивать питомца, зарабатывать бонусы, а так же была улучшена живучесть. Со временем добавили даже цветной экран и приложения для смартфонов, которые можно было соединить с питомцем и развивать события игры. В общем, полный интерактив и погружение. Появлялись новые версии тамагочи, дополненные и обновленные, которые позволили поддерживать продажи Bandai на должном уровне и конкурировать с китайскими дешевыми аналогами.
Вот для примера некоторые из видов модифицированных Bandai тамагочи, с обновлениями, «свистелками и перделками», позволившие поддерживать продажи компании и более-менее конкурировать с дешевыми аналогами от дядюшки Лао:
Angelgotchi, в котором из ангела надо было вырастить что-то особенное, а что именно — определялось тем, как игрок воспитывает питомца.
Оsutchi и mesutchi поддерживали функции размножения. Два устройства соединялись и создавали потомство. Внешность потомков определялась родительскими «генами».
Tamagochi Connexion. Связь происходила через инфракрасный порт — игроки могли взаимодействовать игрушками: играть вместе в игры и дарить друг другу подарки, соединяясь устройствами.
Помимо прочего, на волне успеха были предприняты попытки расширить вселенную путем создания манги и аниме, но, к сожалению или счастью, успеха эти поползновения не имели. С появлением интернета, прогресс шагнул ещё дальше, пришельцы смогли искать себе работу, ходить в школу и качать навыки, пока владелец качает их в школе.
А в чём такая популярность, а? В чём «фишка»?
А всё просто. Простой интерфейс творит чудеса. Три кнопки, ясная, как приказ Сталина, задача, ни шагу назад «заботиться о слабом» любой ценой. Всё это быстренько позволило захватить рынок и детские сердца. Первый прототип был протестирован на японских школьницах, и они оказались в восторге. Что не очень-то и удивляет. Тамагочи пробуждает в девчушках материнский инстинкт, да и вообще, элемент заботы больше относится к девочкам, чем к мальчикам. Но и мальчишкам не пришлось скучать, ведь была разработана новая серия питомцев, а сами игрушки получили более «брутальный» дизайн и возможность битвы. Это всё куда лучше подходило под мальчишеские интересы.
Так появилась франшиза под названием «Digimon»: с английского «Digital Monsters» — «Виртуальные Монстры». По сравнению с изначальной версией тамагочи, основной упор «Дигимонов» шел на соревнование и превосходство, пробуждая уже инстинкты воина.
Два разных устройства могли соединяться, обмениваться информацией, один «Дигимон» мог победить другого в зависимости от развитых характеристик питомцев. В общем, было весело.
Что там по видам, а?
Одно время по рынку бродили тамагочи, в котором было всего один, реже три зверька, которых можно было вырастить только один раз. После чего девайс или разбивался об стену или хоронился в землю.
Японский тамагочи с ИК-портом
А вот и основные виды:
- Японский тамагочи компании Bandai. В нашей стране встречался редко. Возможности, в отличии от китайских аналогов, шире. Сборка качественнее. Производятся до сих пор.
- Китайский исправный тамагочи. Нашу страну они наводнили, словно цунами, завозились в 90-е тоннами. Продавались буквально повсеместно, наряду с пиратскими кассетами, картриджами для «Денди» и прочим интересным софтом.
- Такие тамагочи могли иметь более, чем три управляющие кнопки, и не обязательно копировали внешним видом яйцо — были тамагочи в виде домика или сердечка. И естественно никакого ИК-порта и прочих плюшек, а следовательно и никакого секса виртуальному зверёнышу, да и вообще по сравнению с бандаевским, китайский тамагочи выглядел как Жигули на фоне Мерседеса. Но дети были рады.
- Китайский неисправный тамагочи. Брак, выброшенный на рынки СНГ из Поднебесной. Находился в продаже наряду с нормальными экземплярами, но глючил тем или иным образом. Самый распространённый глюк — это неисправные часы — они или забегали или отставали, из-за чего Тамик уже не мог вовремя ложиться и вставать. Но наиболее мерзкие глюки — когда у Тамагочи была нарушена какая-либо жизненно важная функция, например, были девайсы, уходившие в полный завис после попытки с тамагочи поиграть, и бедному зверьку приходилось умирать со скуки. Откровенный брак замечался не сразу, а по прошествии нескольких дней, продавцы иногда отказывались принимать девайс обратно, мотивируя тем, что «это ваш ребёнок сломал» и такие игрушки ему противопоказаны.
- Симулятор тамагочи. Программа для смартфона или компьютера, симулирующая функции тамагочи — зверёк будет жить не в отдельном электронном приборе, а внутри вашего компьютера/телефона/смартфона. Появились ещё в 90-е в виде приложений для Windows, сегодня перекочевали в «андроиды».
Apollo — наиболее популярный в 90-е китайский Тамагочи
Dinokun — конкурент Apollo
А о чём игрушка вообще?
О заботе, конечно же, но не только. Это скорее про любовь, заботу, смерть, роботов. Тамагочи, в общем, учит своих владельцев ответственности, но главное, принятию неизбежной смерти всего сущего, подготовке к подобному феномену, рано или поздно наступающего у всех живых. Да-да, как бы вы не выращивали своего питомца, рано или поздно, но по истечении, грубо говоря, месяца, он умрет. И всё, конец. Аминь.
А ещё эта игра о терпении и принятии. Сколько бы раз за день питомец ни просил поесть, сколько бы не пищал, ты терпеливо покормишь, потому что это твой питомец. Личный. И никто, кроме тебя, о нем не позаботится. Ребенок всегда добровольно принимает правила, соглашаясь играть в игру, а значит, он соглашается, что забота, внимание, терпение — это важно. По крайней мере, таковой была задумка. А уж как к ней подходил ребенок, дело сугубо субъективное. Дети ведь разные бывают.
Впрочем, впоследствии концепцию пересмотрели и таки пришли к более позитивной мысли — «за жизнь» и всё хорошее. В некоторых версиях «инопришелец» не умирал, а нагостившись вдоволь на планете и оценив заботу, улетал к себе на Родину.
Говоря, к слову, о смерти, не лишним будет упомянуть о кладбищах тамагочи — вполне себе реальном явлении. Люди сами по себе бывают очень впечатлительны, а уж подобная игрушка частенько доводила до слез, это она умела. И народ от мала до велика реально скорбел и впадал в депрессию. Особенно тяжело пришлось первой волне владельцев игрушек, которые ожидали получить еще один способ развлечения, а получали душевную и психологическую травму.
И вот в 1996 где-то на просторах Англии случился киберпанк. Ну вообще-то не где-то, а в конкретном месте — деревушке Понтс-Милл, там располагалось кладбище домашних животных. И кто-то выделил отдельную зону, тоже для животных, но уже цифровых. Об этом даже CNN сделало репортаж. По их словам, народ прощался с тамагочи так же, как с настоящими питомцами или даже людьми — со всеми почестями, эмоционально и основательно.
И вместо того, чтобы сбросить устройство, если была возможность или продать его, народ принялся сооружать гробики для «яйца», украшая могилку цветами и надгробием. Такое действо приобрело популярность и за пределами Англии, правда, там уже устраивали кибер-могилы, где придется. По слухам, какие-то умники или шутники пытались их организовывать и на вполне себе настоящих, полноценных кладбищах для людей. Правда, это лишь слухи.
Другим, более простым способом проститься с любимым тамагочи были ритуальные онлайн-агентства. По сути, просто фанатские сайты, позволяющие добавить памятную запись в базу данных, заполнив поля вроде «кличка», «возраст», «причина смерти», «имя владельца» и «прощальное послание». Многие анкеты получались серьезными и искренними, но были и ироничные случаи: например, причиной смерти тамагочи мог стать «случайный сброс». Такое происходило, например, когда игрушку клали в задний карман джинсов и случайно на нее садились.
Благодаря всему этому, в психологии даже появилось понятие «эффект тамагочи». Так врачи назвали феномен, когда человек привязывается к электронному и, надо отметить, неодушевленному предмету, программному коду.
Был тамагочи в детстве. Почему-то не работала кнопка «направо» — в итоге не получалось играть с питомцем. Каждый день начинался с мертвого тамагочи и новым началом. Как-то так в детстве я познал цикличность жизни.
Были и методы обхода игрушки. Те, кто понимал, из чего состоит сей девайс, догадались, что если перевести внутренние часы девайса на 20:59 (в некоторых моделях — 23:59) и подождать минуту, встроенный зверек «подрастет». Поначалу об этом знало лишь небольшое число избранных, делясь знанием за «Love is», «Турбо» или сотки. Но, что знает двое, знают все. Потому китайцы придумали защиту, а именно: рост зверька не по времени, а по внутреннему таймеру. Однако посредством нехитрого чита (зажатие двух кнопок на определённое время) можно было ускорить таймер в 60 раз, со всеми вытекающими последствиями. При таком методе выращивания появлялся скрытый динозавр, при «легальном» выращивании вместо него был птеродактиль. Можно было, комбинируя законный и «читерский» рост, выращивать другого скрытого динозавра.
А как оно было дальше?
А дальше был успех. Но свято место не бывает пусто, рано или поздно конкуренты решат потеснить тебя. Так оно и получилось. К примеру, «Nintendogs», игра 2005 года, для карманной игровой консоли Nintendo DS, в которой нужно было ухаживать за собачкой. Игра потеснила тамагочи Bandai своими технологическими преимуществами: управлением при помощи сенсорного экрана и голоса. В общем, со временем тамагочи стали терять свои позиции, бороться с технологическим прогрессом и ушлыми зергами китайцами стало сложно. В 2008 году развитие остановилось. Тамагочи, если где и остался, то в чертогах памяти и душе, как игрушка из ностальгического и лампового прошлого, которое мы потеряли и вряд ли когда туда вновь вернемся.
Впрочем, весной 2017 года на волне ностальгии Bandai выпустила тамагочи, очень похожие на первые версии 1996 года. Популярность прошла, но на свет появились новые гаджеты, приложения и игры с весьма большим набором функций и возможностей. Тот же Sims или какая-нибудь веселая ферма. Да что там, появились целые симуляторы не то, что по уходу, а предлагающие прожить жизнь дикого кота или другого зверя, побыть в его шкуре и пройти полный этап развития, от детеныша до взрослой особи. Так же в каком-то смысле это относится и к различным симуляторам выживания на острове, планете, в условиях зомби-апокалипсиса или аномальной Зоны. Да, процесс стал более жестоким, но элемент заботы о персонаже выведен в главную цель — выживание любой ценой.
Project Zomboid — история вашей смерти
Забота о маленьких рысятах в 3D
Или взять, к примеру, различных робо-собачек. Вот Sony выпускала собак-роботов Aibo, у которых хозяева иногда меняли запчасти. Но в 2014-м Sony прекратила поддержку Aibo. И сотни владельцев по-настоящему испытали «эффект тамагочи». Правда, потом, в 2017 их таки «воскресили».
Прогресс в плане интерактива и погружения шагнул далеко вперед. И это на самом деле круто. И всё — благодаря тамагочи, развившему эту идею. Передовую, надо признать. На тот момент уж точно.
Сейчас уже большая редкость увидеть в руках у ребенка небольшое яйцо, хотя нередко встречаешь на всяких «Авито» или барахолках предложение о покупке ретро-игрушки. Теперь у молодежи навороченные телефоны и планшеты, где можно установить аналогичное развлечение по уходу за виртуальными детенышами.
С просторов Авито
А что же идейные создатели? За своё изобретение ребята получили достойную награду — их номинировали на Шнобелевскую премию мира по экономике за «отвлечение миллионов человеко-часов на уход за виртуальным питомцев». Других бонусов не полагалось.
Тем не менее, разные версии «яиц» можно без всяких на то проблем купить до сих пор: их выпускают десятки компаний, включая саму Bandai. Правда, по понятным и вышеназванным причинам, спрос уже не тот: в основном их покупают ностальгирующие взрослые дяди и дети, узнавшие о феномене 90-х из интернетов или от родителей. В среднем современные модели стоят 300–400 рублей, но и качество соответствующее: глюки, плохо нажимающиеся кнопки и не самое лучшее качество материалов. Что-что, а дух 90-х сохранить удалось.
Хикикомори и его вайфу-тамагочи
Алексей Шухартской, специально для блога VDSina
На правах рекламы
Наша компания предлагает серверы с предустановленным Windows. Не экономим на железе — только брендовое оборудование и одни из лучших дата-центров в России и ЕС. Поспешите проверить.
Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram.