Миллиарды долларов Apple
Я опять про миллиарды, но в этот раз другие. И недели не проходит, чтобы какой-нибудь очередной эксперт или аналитик не написал о том, куда должна потратить свои миллиарды Apple, и как правило, эти советы сводятся чаще всего к тому, что «Apple должна купить компанию Х». Очевидно, те 256 миллиардов долларов, которые накопились у Apple за период успешных продаж iPod и iPhone, не дают спать множеству журналистов. Кого только не называют в кандидатах на пост этой «компании Х»: тут вам и Netflix, и Tesla, и Disney, и другие компании, приобретение которых могло бы обойтись в несколько десятков миллиардов долларов.
Можно было бы начать с того, что не все компании из этого списка готовы «продаться». Но есть и другая преграда: огромные поглощения не в духе Apple: на данный момент крупнейшая сделка у компании — поглощение Beats за 3 миллиарда, и куча более мелких покупок. А я хорошо помню огромный поток критики и вращения пальцами у виска «зачем Apple это делает?» (по поводу покупки Beats). В итоге у Apple продажи наушников на несколько миллиардов долларов в год, AirPods/Beats X (хотя доказательств, что это следствие приобретения Beats, нет), и Apple Music. Но разве интернет-критики чему-либо учатся? У них продолжительность концентрации внимания примерно как у золотой рыбки, поэтому сначала они будут призывать «что-нибудь эдакое купить», а затем этим же руками будут писать статьи о том, почему такое приобретение для Apple — большая ошибка.
Вообще, удивительно, как Apple смогла заработать столько денег, игнорируя бесконечные советы экспертов, блогеров и журналистов. Главное, что все эти эксперты знают, что на сегодняшний момент является модной темой, и важно объявить, что Apple в очередной раз прохлопала важнейший тренд, будь то 3D принтеры, чат-боты, VR или автономные автомобили, и теперь компания еще более обречена, чем раньше. Крупное приобретение могло бы помочь Apple выбраться из пропасти, в которую обреченная компания падает уже почти 20 лет. Это, конечно, не Skype за 8,5 млрд, купленный Microsoft (и даже не LinkedIn за 26 млрд), не Motorola для Google за 12 млрд, и тд., но, может быть, какой-нибудь Netflix и мог бы спасти компанию.
Ладно, хватит сарказма. Крупные приобретения не в духе Apple, как я уже писал выше, не только потому, что Куку жалко денег. Структура Apple такова, что компания, несмотря на её гигантские масштабы, продолжает функционировать как гигантский набор стартапов, с централизованной структурой вокруг CEO и executive-команды. Хорошо это или плохо — покажет история, хотя многие считают, что заброшенные в последнее время Маки — это в том числе и последствия такой структуры. Интеграция с крупным «приобретением» и для традиционной компании обычно задача не из простых, а для замкнутой Apple вообще может оказаться неподъёмной задачей. А если не интегрироваться, а оставлять приобретённую компанию как самостоятельную единицу — это нарушение идеологии Apple как продуктовой компании, и потенциально невозможность создания единого интегрированного продукта, что совершенно не устроит текущий менеджмент Apple. Поэтому я лично очень сильно скептичен по поводу того, Что Apple может потратиться на какую-то крупную компанию. Почти все предыдущие поглощения показывают, что Apple любит относительно небольшие компании, которые покупаются за технологии, или команду, или за то и другое, в дальше уже приобретение вливается в существующие команды и становится частью продуктов.
Что же Apple делать с деньгами? Когда-то, лет 20 назад, Майкл Делл призывал закрыть компанию и деньги раздать акционерам (насколько я помню, Стив Джобс за это очень не любил Майкла Делла). Ирония судьбы заключается в том, что Apple примерно это сейчас и делает: не закрывает компанию, конечно, но заработанные деньги активно распространяет среди акционеров компании, путём выкупа акций и выплаты дивидендов. До 2019 года компания планирует потратить на эти цели 300 млрд долларов, и если продажи будут хотя бы сохраняться на этом же уровне, то вряд ли на 300 млрд компания остановится.