Мифы об изучении иностранных языков

Несколько фактов, которые удивили меня даже на продвинутых стадиях изучения языка. Начинающим уж точно полезно будет узнать.

  • Одна московская знакомая росла в Нью-Йорке в 70-х годах: отец работал советским специалистом в ООН. Смотрят как-то юмористическую передачу на американском TV: она, подросток, ухохатывается — отец ничего не понимает, хотя прошёл какие-то немыслимые тесты и языком владел отлично.

    С тех пор её работа так или иначе связана с английским. В бюро переводов, где мы познакомились, она была редактором — вычитывала уже сделанные переводы на предмет ошибок. Я знал, что она, помимо прочего, читает английскую классику в оригинале и был уверен, что разговаривает не хуже, чем по-русски. А потом случайно услышал, как она полчаса разговаривала с англичанином. Я был в шоке: у неё оказалась до чрезвычайности бедная неразнообразная речь. Почти никаких устойчивых фраз или идиом — она просто передавала мысль так, чтобы её поняли (в статье «О развитии навыка говорения» я это называю первым уровнем развития речи).

  • В том же бюро переводчик получил как-то строгий выговор от главного редактора за неправильное использование простейшего для профессионалов глагола withdraw. Когда-то этому переводчику показалось, что он понял слово из контекста, а уточнить в словаре поленился. Вот и прилетело годы спустя за принципиальную смысловую ошибку.

  • Вполне толковая русская девушка прожила в Англии замужем за англичанином больше 10 лет. Спросив ребёнка где игрушечный динозаврик она сделала 2 (две) ошибки в произнесении слова dinosaur. А слово-то распространённое, даже переносные смыслы имеет.

  • Житель штата Вирджиния лет 45, без особенностей (специально у его знакомых уточнил) не знал общеизвестного военного термина «разведка» — reconnaissance. Оказалось, правда, что он знал сокращённую разговорную версию — recon.

    Взрослые носители действительно часто не знают английских слов, которые считаются элементарными среди наших профессионалов. А два знакомых американца 59 лет, бывшие одноклассники, оба не знали, что у глагола swim есть 3-я форма swum.

Неправильное написание слов там такая же проблема, как и у нас. А использование слов в неправильных значениях — obtuse вместо abstruse или resemble вместо resent — вообще отдельная тема.

Во всех перечисленных примерах речь идёт о людях, владеющих английским на очень высоком уровне, но по-разному. А вам какой вариант нужен?

Миф №1. «Если я окажусь в языковой среде, я быстро и хорошо заговорю»

Миф каким-то образом продолжают использовать для сравнительно честного отъёма денег у населения, хотя профессионалы уже задолбались рассказывать, как люди живут там по 10–20 лет, но уверенно справляются только с бытовыми разговорами и по своей работе. Нам часто кажется, что приезжие рабочие, водители маршруток неплохо говорят по-русски. В пределах профессии — да. Полноценно обсудить с ними отвлечённую тему вряд ли получится. Дайте знакомым и родственникам, которые собрались покупать курс «в языковой среде», почитать тут и тут.

Миф №2. «Если человек знает иностранный язык, он может на нём говорить»

Не всегда. На практике «свободный английский» — это, нередко, ошибки уровня «моя вчера ходить на базар» и беглая речь только на бытовые темы. Отвлечённая тема — ступор.

Непривычные темы тяжело даются даже носителям языка. Попросите кого-нибудь описать словами (по телефону, например) акробатический элемент «колесо», который мы все выполняли на уроках физкультуры. Попкорн только подготовьте заранее. Когда непрофессионал говорит на иностранном языке, он проходит через такую агонию постоянно.

Если мастера спорта международного класса по спринтерскому бегу закрыть в квартире на пару месяцев, он потеряет форму. Значит ли это, что он уже НЕ мастер спорта международного класса? Нет, он восстановит форму за короткое время. Так же и хороший переводчик может частично утратить разговорные навыки, продолжая отлично знать язык и переводить письменно НА иностранный язык с родного.

Разговор лицом к лицу с носителем иностранного языка — это стресс, а в ситуации стресса вылезает только то, что усвоено до абсолютного автоматизма. Люди с разрядом по боксу в уличной драке забывают порой о полученных навыках и бьют как когда-то у себя во дворе. Помню себя лет 15 назад, когда уже вовсю читал английскую классику в оригинале, а в разговоре с носителем забывал всё на свете и использовал дай бог 5% от своих знаний.

Миф №3. «Языковой барьер», который надо «сломать», «снять» или «преодолеть»

«Языковой барьер» — это когда стороны говорят в прямом смысле на разных языках.

С корыстной целью, по предварительному сговору этому выражению придумали ещё одно, мифическое значение. Часто люди, знающие пару тысяч слов и фраз, имеющие некое представление о грамматике, как правило, ассоциативного характера, считают, что так-то они знают уже язык, мешает только этот самый «языковой барьер». И ищут, где б его «снять».

Русский человек никогда в жизни не скажет «девочка побежал»: грамматика родного языка, как говорится, на подкорке записана и все доступные ресурсы мозга заняты лишь поиском нужных слов. Однако у всех бывают ситуации, когда даже на русском сложно подобрать слова. Открою страшную тайну: на иностранном языке подбирать слова тяжело даже профессионалам. Постоянно что-то «вертится на языке», но вспоминать некогда и в итоге используешь что попроще.

Грамматика иностранного языка «на подкорке» не записана. Поэтому, когда на нём говоришь, на тебя одновременно ложится две нагрузки: выбор слов и контроль грамматики. Добавим сюда стресс от страха показаться идиотом — вот тебе и весь «языковой барьер». Реальность страшнее.

Миф №4. «Преподавать иностранный язык должен носитель»

Один из самых нелепых мифов. Носитель НЕ ПОНИМАЕТ, как мыслит его русскоязычный студент. Те моменты, которые носителю кажутся очевидными, на которых он даже не считает нужным заострять внимание, для ученика не очевидны ни разу. Люди далеко не всегда понимают речь собеседника, даже являясь носителями одного языка. А уж носители разных…

Зато этот миф помогает продавать курсы в Англии и США, занятия с носителями в России. Хорошо заходит в паре со сказочкой про то, как «легко» начинают говорить маленькие дети.

Любые сравнения с тем, как изучают язык дети — рекламная демагогия от начала до конца. Там работают совершенно другие механизмы усвоения. Подростки так не смогут, взрослые тем более. И даже эти механизмы сработают только в том случае, если с ребёнком разговаривать несколько (ещё раз — несколько! ) часов в день. До 5–6 лет ребёнок постоянно прикладывает ОГРОМНЫЕ усилия, пытаясь разобраться в окружающем хаосе. Понять, как правильно говорить, как понимать взрослых. А уже в 7 начисто забывает, через что пришлось пройти. Если бы всё было так просто, как в рекламе языковых школ, вокруг нас было бы много людей, говорящих на пяти языках. В диаспорах англоязычных стран, кстати, полно молодёжи, которая одинаково плохо говорит как по-английски, так и на языке родителей.

Миф №5. Английский бывает разный

Деловой, разговорный, для сдачи IELTS, TOEFL, ЕГЭ и т. д. В реальности английский, который нужно специально изучать под руководством преподавателя, существует только один. В основе всех этих «деловых» и «разговорных» лежат одни и те же принципы построения фразы, даже слова практически одни и те же используются!

Если человек знает эти слова и принципы, он за несколько дней без всяких курсов освоит «деловой» английский для несложной работы в офисе. А для успешной сдачи международного экзамена или ЕГЭ достаточно будет потратить 1–2 недели на изучение требований этого экзамена.

Различия в учебном материале неизбежны только при узкоспециализированной подготовке. Хочешь работать юристом в Англии? Да, потребуется специальная программа и преподаватель, в идеале. Но изучать ты будешь не столько английский, сколько юриспруденцию: в основе сложного юридического языка лежат ровно те же принципы, что и в основе бытовой речи. И без понимания этих принципов ты не сможешь даже начать изучать сложный юридический язык. Менеджеру по работе с корпоративными клиентами в американской IT компании нужны серьёзные навыки «делового» английского, но! Подготовка ему потребуется не в области языка, а в области IT. Общего английского будет достаточно.

Миф №6 «Теперь всё есть на ютубе!»

На ютубе полно ярких роликов на простые лексические и грамматические темы. Прогресс от просмотра таких роликов будет, но только количественный прогресс, а не качественный.

То, что ты подхватываешь слова и выражения, языку тебя не научит — как, например, ничто не заменит живого толкового преподавателя на начальном этапе изучения квантовой механики. Можно сколько угодно смотреть научно-популярные лекции по квантовой механике, но очень сложно будет самостоятельно, без наставника выстроить базу для работы с таким огромным массивом сложной информации. С языками то же самое — большинству людей на начальном этапе всё-таки необходим преподаватель.

Миф №7 «Ожидание критической массы»

Вся Москва учит этот английский постоянно: знакомятся с носителями, в разговорные клубы ходят, сериалы смотрят без перевода. И все ждут качественного рывка. Ждут, что в какой-то момент накопится критическая масса, количество перейдёт в качество, что-то щёлкнет, и они «овладеют», наконец, языком. Годы идут, а такой момент всё не наступает.

Половина людей считают, что грамматика, принципы построения английской фразы — это то, что придёт само. Другая половина считает, что уже знает грамматику на достаточном уровне, и все дружно повторяют мантру: надо больше практики! Потом выясняется, что настоящую грамматику не знает практически никто, включая многих преподавателей. Настоящую — это когда не просто знаешь КАК, но ещё понимаешь, ПОЧЕМУ так. Учебники, кстати, почти никогда об этом не говорят.

В этом видео я на примерах показываю, что проблема не в недостатке так называемой практики, а в том, что даже люди с уровнем Upper Intermediate порой не до конца понимают структуру даже элементарных английских предложений, не говоря уже о более сложных.

ad5bb5c452f6130045241fd266ddb890.jpg

© Habrahabr.ru