Midjourney в законе: как использовать дизайнеру и агентству, как договориться с клиентом
Нейросети — не будущее, а сегодняшняя реальность. Мы активно пользуемся Midjourney для разработки проектов по брендингу и бренд-дизайну. Об этом и пойдет речь в серии из 3 статей. В этой части подробно разберем ответы юриста на 4 часто задаваемых вопроса. В 1 части мы рассказывали о 5 способах привлечь ИИ-помощника к исполнению проектов. В 3 части сделаем прогнозы и рассмотрим возможные сценарии развития событий для индустрии.
использование Midjourney в брендинге
Итак, как обстоят дела с юридическими моментами и авторским правом?
Сама нейросеть, как программа, авторским правом не обладает и обладать не может, а вот между вами и компанией, которая ей владеет, есть пользовательское соглашение. То есть результаты генерации нейросети все таки защищены авторскими правами, так же как шрифты, клипарты со стороны и иллюстрации. При этом на данный момент в Российском законодательстве прямо не сказано о том, кому принадлежат авторские права на созданные нейросетями произведения. Чтобы разобраться в тонкостях, мы поговорили с юристами и узнали подробности легального использования Midjourney.
Комментарий Татьяны Евсеевой, юриста LEGAL UP
Пока в Российском законодательстве прямо не урегулированы вопросы о том, кому принадлежит авторское право на произведения, созданные нейросетями.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, творческий характер создания произведения не зависит от того, создано ли произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются. Исходя из указанного вывода ВС РФ, человек, сформулировавший запрос для нейросети (техническое средство), является автором. У каждой нейросети есть пользовательское соглашение, условия которого рекомендуется соблюдать: иногда предусмотрена необходимость указывать, что изображение создано с использованием определенной нейросети. Если говорить конкретно о Midjourney.
Наш вопрос:
Могут ли использоваться иллюстрации Midjourney в коммерческих проектах: фирменных стилях и упаковках товаров, этикетках?
Ответ юриста:
Сама нейросеть отвечает на вопрос так: «Подписчики Midjourney владеют всеми созданными ими изображениями, даже если срок их подписки истек, и они могут использовать эти изображения по своему усмотрению».
Исключения, установленные пользовательским соглашением в редакции от 7 марта 2024:
Использование изображения, созданного по запросу другого пользователя, нельзя. В соглашении прямо указано, что это собственность третьих лиц. То есть просто взять и опубликовать картинку из общедоступной галереи на сайте нельзя, а после получения разрешения — можно.
Сгенерированная по техническому заданию пользователя иллюстрация используется компанией или любым сотрудником компании с доходом более 1 000 000 долларов США в год. В этом случае необходимо приобрести подписку на план «Pro» или «Mega» для применения изображения в коммерческих целях.
Указывать на то, что иллюстрация создана с помощью нейросети не нужно: Midjourney этого не требует.
Таким образом, Midjourney разрешает использовать созданные произведения, в том числе в коммерческих целях (с небольшими ограничениями), в том числе без указания на то, что изображение создано с помощью нейросети.
Наш вопрос:
Как агентству и клиенту договориться об использовании Midjourney?
Ответ юриста:
Открыто обсудить все нюансы и составить грамотный договор.
Например, рекомендуем ставить в известность заказчиков услуг (и помнить самим), что применение Midjourney подразумевает согласие с возможным использованием иллюстрации в других проектах, другими пользователями.
Любое изображение, которое вы создаете в общем или открытом пространстве, например в чате Discord, доступно для просмотра всем в этом чате, независимо от того, включен ли скрытый режим. Если не была приобретена функция «Скрытность» в рамках подписки на планы «Pro» или «Mega», изображения, созданные по вашему запросу, могут использоваться другими пользователями, а также могут быть использованы компанией Midjorney. Ink.
Также пользовательским соглашением предусмотрено, что: «Используя Услуги, вы предоставляете Midjourney и ее правопреемникам бессрочную, всемирную, неисключительную, подлежащую сублицензированию, бесплатную, безвозмездную, безотзывную лицензию на воспроизведение, подготовку производных работ, публичную демонстрацию, публичное исполнение, сублицензирование и распространение текстовых и графических подсказок, которые вы вводите в Сервисы, а также любые Ресурсы, созданные вами через Сервис. Данная лицензия остается в силе после прекращения действия настоящего Соглашения любой стороной по любой причине».
Если заказчик претендует на эксклюзивность итогового произведения, созданного по его заказу, использование изображения, созданного нейросетью, может стать проблемой в дальнейшем. При заключении договора с заказчиком Вы вправе предусмотреть, что можете пользоваться Midjourney для создания произведения в соответствии с условиями пользовательского соглашения. Заказчик не возражает против использования Midjourney и согласен с условиями пользовательского соглашения, в том числе с тем, что изображение может быть использовано компанией Midjorney. Ink или другими пользователями их нейросети.
Наш вопрос:
Как разобраться с отчуждением авторского права? Ведь изображение сгенерировал Midjourney, а не агентство?
Ответ юриста:
Midjourney не ограничивает право лица, по запросу которого создано произведение (изображение), в том числе на отчуждение исключительного права и не запрещает отчуждать исключительное право на произведение, созданное с помощью нейросети. Поэтому стоит в договоре прописать правила отчуждения авторских прав на условиях, которые устраивают агентство и заказчика.
Вы можете отчуждать заказчику исключительное право на произведение, созданное с помощью Midjourney. При этом нужно учитывать, что согласно условиям пользовательского соглашения: «Midjourney — это открытое сообщество, которое позволяет другим использовать и смешивать ваши изображения и подсказки всякий раз, когда они публикуются в общедоступных местах. По умолчанию ваши изображения доступны для публичного просмотра и могут быть изменены».
Наш вопрос:
Как не нарушить авторские права, используя в работе результаты генерации изображений искусственным интеллектом. Программа выдает картинку. Как проверить что она не принадлежит кому-то ещё?
Ответ юриста:
На сколько можно понять, алгоритм создания изображений каждый раз выдает абсолютно уникальное изображение. Поэтому условия два:
1. Читать пользовательские соглашения и выполнять прописанные в них условия. Или обращаться к специалистам для понимания правил. Отслеживать их обновление.
2. Изображение должно быть сгенерировано для вас и по вашему запросу. То есть не стоит пользоваться ранее созданными изображениями, например, в чате Discord, которые генерировали другие пользователи. Важно составлять текст запроса для нейросети самостоятельно, затем просить ее сгенерировать изображение.