MIDI2USB – музыка нас связала
Рис. 1 Российско-китайско-американский конвертер MIDI в USB. Фото автора.
Люди любят музыку. Многие умеют играть на музыкальных инструментах. А некоторые пробуют импровизировать и даже сочинять музыку. Электронные музыкальные инструменты можно подключать к компьютеру и получать дополнительные творческие возможности. Это вроде бы простое дело, но большинство дешёвых китайских адаптеров USB-MIDI работают посредственно. Кому интересно, как я сделал свой MIDI2USB-адаптер, приглашаю читать
Постановка задачи
Пару лет назад мой племянник, который учится музыке, начал импровизировать и сочинять музыку. Мне хотелось, чтобы его творчество не пропало, но записывать его музыкальные этюды удавалось только на диктофон. Качество такой записи было неудовлетворительным. Хотелось осуществлять запись нот напрямую в Cubase или MuseScore, а затем их редактировать. Для этого я решил купить китайский адаптер (конвертер) USB-в-MIDI.
Отец ведёт сына в первый класс и говорит:
— Вот если будешь хорошо учиться, я тебе куплю компьютер!
— Пап, а если плохо?
— Тогда куплю фортепьяно!
Такой кабель-адаптер стоит дёшево и, как оказалось, работает плохо. Передача данных от синтезатора (электрического пианино) в компьютер не работает. Если играть одним пальцем, то несколько нот удаётся записать, а когда берёшь аккорд или играешь гаммы, то адаптер зависает и превращается в кирпич. Другое направление, т.е. передача данных из компьютера в синтезатор работает хорошо. В отзывах многих покупателей можно найти подобные истории.
Способы доработки китайского адаптера
В интернете есть немало дискуссий как улучшить или доработать китайский адаптер. В некоторых версиях этого адаптера предусмотрен, но не распаян оптрон, который обеспечивает гальваническую развязку компьютера и синтезатора. Увы, в моём случае доработка была затруднительна, т.к. вместо оптрона установлены два NPN-транзистора. Отмечу, что MIDI-стандарт прямо указывает использовать оптоизолятор, например, PC900V или 6N138. Схожими характеристикам обладают оптопары H11L1M (DIP-8) или H11L1SM (SO-6). Можно использовать и другие компоненты с подходящими параметрами.
Рис. 2. Китайский адаптер в процессе демонтажа. Фото автора.
На фото видно, что в корпусе достаточно места чтобы разместить оптоизолятор и сопутствующие элементы. Некоторые умельцы выпаивают имеющиеся компоненты и на их место устанавливают оптоизолятор с «обвесом». Очевидно, что для этой операции требуются не только знания, но и хорошая моторика рук.
Но недостаточно обеспечить оптическую изоляцию музыкального инструмента и компьютера. Требуется ещё точный кварцевый генератор или резонатор, чтобы обеспечить тактирование последовательного интерфейса UART в соответствии со стандартом MIDI. В китайском адаптере, который я купил, отсутствует не только оптопара, но и кварцевый резонатор. Конечно, существуют микросхемы, в которых блоки тактирования калибруются на заводе, но тут ничего подобного нет. В общем, работоспособность этого китайского изделия низкая. Существуют адаптеры, построенные на микросхеме CH345 — преобразователе USB в MIDI в корпусе SSOP-20, но это не мой случай. Микросхема CH345 имеет аппаратные USB-метки Vendor ID: 1a86, Product ID:752d. Впрочем, любая «левая» микросхема может выдавать (и выдаёт) такие же идентификаторы и даже может «притвориться» чем угодно.
Последний небольшой недостаток, который я выявил в китайском адаптере — это программное обеспечение (прошивка). Если говорить точнее — это малый размер буфера для конечных точек (EndPoints), всего по 8 байт. Этого достаточно для передачи нажатых нот, потому что MIDI-сообщение по USB интерфейсу состоит из 4 байт (номер кабеля, номер команды и 2 байта данных). А вот всякие расширения, например SysEx, могут быть большего размера.
Через некоторое время я купил другой кабель-адаптер, который носил громкое название «Professional USB MIDI Interface». Этот адаптер стоил существенно дороже и работал значительно лучше, но всё равно с ошибками. Проявлялось это в том, что спустя несколько минут игры на синтезаторе, он вдруг начинал пропускать нажатия клавиши или наоборот — не воспринимал отпускание клавиши. Я был разочарован результатами работы китайских адаптеров я и решил последовать совету: «Если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай это сам».
Аппаратная часть
Сначала надо было продумать схему будущего устройства и изучить опыт других инженеров. Имеющийся адаптер внешне выглядел очень хорошо, поэтому я решил использовать от него корпус, светодиоды и экранированные кабели. Тем более, что в Москве MIDI-кабели стоят дороже, чем готовый китайский адаптер. Китайскую плату я вытащил, измерил её габариты и стал изучать MIDI-стандарт и удачные MIDI-проекты в открытом доступе.
Рис. 3 Адаптер USB-MIDI в корпусе и с кабелями.
На момент написания этой статьи мне известны несколько интересных проектов:
- Схема из документации на чип CH345 фирмы «Nanjing Qinheng Microelectronics».
- Старые проекты на микроконтроллерах Atmega с программной реализацией протокола USB. В них используется режим Low Speed, который устарел и не поддерживается в Windows 7.
- Библиотека MIDIUSB для плат семейства Arduino с аппаратной поддержкой USB-интерфейса (Atmega32u4, Cortex-M), а также Maple и т.д.
Электрические принципиальные схемы во всех проектах содержат много типовых фрагментов, основанных на рекомендациях стандарта MIDI. Поэтому оставалось выбрать микроконтроллер с поддержкой USB режима Full Speed, найти в продаже оптрон PC900V и розетку DIN-5 (MIDI).
Сердцем моего MIDI2USB адаптера стал 8-битный микроконтроллер EFM8UB20F64G фирмы Silicon Laboratories. Мне он очень нравится, и я использую его везде, где могу. Этот контроллер является преемником (после ребрендинга) контроллера С8051F380, который пришёл на смену легендарному C8051F320 — удачной разработке фирмы Cygnal, которую в 2003 купила SiLabs.
Перечислю свои аргументы в пользу микроконтроллера EFM8UB20F64:
- удобство разработки ПО, которое выражается в наличии быстрых и простых в использовании GPIO, SPI, UART, USB, PCA;
- улучшенное 8051-ядро (1–2 такта на команду, 48MIPS), изменение частоты «на лету»;
- встроенный регулятор напряжения, толерантность выводов к +5В, ток до 100 мА;
- встроенный точный тактовый генератор с калибровкой от USB-хоста (± 0.25%);
- наличие библиотек USBXpress, VCPXpress, USB Device API и примеры для быстрого старта;
- чистая errata.
Программировать этот контроллер приятно, т.к. регистров мало и можно сосредоточиться на решении прикладной задачи. Увы, арифметические операции (особенно 32-битные) выполняются медленно, но в остальном EFM8 хорош. Разработка программного обеспечения для USB-устройств — это не простая задача. И тут есть главное преимущество контроллеров SiLabs — это библиотеки USBXpress, VCPXpress, USB Device API. Даже фирма Texas Instruments в своих платах SmartRF использует контроллеры C8051F320.
Оптрон — это второй по важности компонент в адаптере. Я решил взять Sharp PC900V, потому что именно он указан в рекомендуемой схеме MIDI-спецификации. Особенность этого оптрона — быстрые времена включения и выключения (1 мкс и 2 мкс), а также наличие цифрового выхода. Но есть и недостатки — большие размеры микросхемы (7×10 мм) и выгорание на 50% через 5 лет эксплуатации. Габариты оптрона не позволили разметить все компоненты на одной стороне платы. Ещё мне не хотелось отказываться от разъёма MIDI, который занимал много места.
Рис. 4 Задняя сторона платы с оптроном PC900V и светодиодами. Фото автора.
Выходной каскад собран по рекомендованной стандартом схеме на логической микросхеме 74LVC2G04, состоящей из двух инверторов. Основная цель этого компонента — преобразование уровней логических сигналов из 3В => 5В и обеспечение выходного тока не менее 10 mA.
На конкурсе песни выступает чукча:
-Увезу тебя я в тундру, зелёный, увезу к седым снегам, белой шкурою медвежьей, красный, брошу их к твоим ногам…
И так всю песню. Председатель жюри спрашивает:
— А почему у вас в песне слова какие-то странные?
— Цветомузыка, однако!
Остальные компоненты выполняют вспомогательные функции и не оказывают существенного влияния на работу устройства. Резисторы, конденсаторы, диоды и светодиоды могут быть заменены в разумных пределах. Вместо разъёма mini-USB можно поставить micro-USB или сделать штыревой разъём под пайку кабеля, как делают китайцы. Разъём MIDI занимает много места и в корпус не помещается, поэтому он используется только в версии адаптера без корпуса. Сигналы MIDI-IN и MIDI-OUT выведены на штыревой разъём для распайки кабеля. В общем, следовало бы скорректировать расположение светодиодов и разъёмов для их оптимального расположения в корпусе.
Рис. 5 Отладочная и коробочная версии адаптера MIDI2USB. Фото автора.
Общий ток потребления не превышает 50 mA. Он складывается из следующих частей:
- микроконтроллер, 15mA;
- три светодиода, 15mA (3×5mA);
- микросхема 74LVC2G04, 10 mA;
- оптрон PC900V, 10 mA.
Двухслойная печатная плата была изготовлена американцами в OSH Park, толщина 1.6 мм, медь 0.035 мм, материал FR-4.
Программная часть
Создание программного обеспечения для оборудования — важный и ответственный этап разработки. К счастью, во всех современных операционных системах есть драйверы для MIDI устройств, подключаемых к порту USB. Задача сокращается и требуется написать только прошивку (firmware) для адаптера.
Обычно я использую Keil uVision PK51 совместно с Configuration Wizard 2, иногда IAR Embedded Workbench, и совсем редко SiLabs Simplicity Studio. Каждая среда имеет достоинства и недостатки. В этом проекте я решил использовать IAR, потому что хотелось иметь «С с классами». Кроме того, компилятор IAR предоставляет доступ ко всем битам системных регистров. Например, P2_bit.B0 = 1; или PCA0MD_bit.WDTE = 0;
Нет необходимости использовать «магические константы» или многоэтажные битовые выражения, которыми пестрят CMSIS или «SI_EFM8UB2_Register_Enums.h». Увы, весь этот функционал объявлен в файле «ioEFM8UB20F64G.h», который оказался не совместим с библиотеками «si_toolchain.h» (например, макрос B0…B3). Переводить проект в Keil uVision PK51 я не стал, а просто писал совместимый код на С для всех сред разработки.
Код проекта разделён на несколько функциональных частей
- В файле «main.c» находится точка входа, объявления глобальных переменных, вызов инициализация периферии и главный цикл программы.
- В файл «init.c» содержит настройку тактирования, портов, UART и его прерываний.
- В файле «descriptors.c» можно найти USB-дескрипторы для устройства типа Audio Class.
- В файле «midi.c» находятся две функции для преобразования MIDI-сообщений в USB-события и обратно. Используется автомат состояний.
- Файл «usbconfig.h» содержит макросы и определения (#define) для настройки режимов работы библиотеки USB Device API.
Посмотрим на функцию main () с настройкой портов, периферии и главным циклом.
int main( void )
{
WDT_Init(); // Disable WDTimer (not used)
PORT_Init(); // Initialize ports (UART, LEDs)
SYSCLK_Init(); // Set system clock to 48MHz
UART0_Init(); // Initialize UART0 @31250, 8-N-1
USBD_Init( &usbInitStruct ); // Initialize USB, clock calibrate
LED_IN = 1; // Blink LED
LED_OUT = 1; // Blink LED
IE_EA = 1; // Global enable IRQ
while(1)
{
//--- MIDI => USB
if( nMidiCount > 0 )
{
IE_EA = 0; // Begin: Critical section
if( USB_STATUS_OK==USBD_Write(EP1IN,aMidiBuffer,nMidiCount,false) )
{
nMidiCount = 0; // Reset MIDI data byte counter
}
IE_EA = 1; // End of: Critical section
LED_IN = 0; // Turn off input LED
}
//--- USB => MIDI
if( nUsbCount )
{
uint8_t i;
LED_OUT = 1; // Turn on Led on New packet
for(i = 0; i < nUsbCount; i++) // Process every data byte
{
USB2MIDI( aUsbBuffer[i] ); // Convert USB packet into MIDI
}
nUsbCount = 0; // Reset counter
USBD_Read(EP2OUT, aUsbBuffer, sizeof(aUsbBuffer), true);
LED_OUT = 0; // Turn off Led, when done
}
}
}
Библиотека фирмы SiLabs для USB-устройств состоит из набора подпрограмм, которые компилируются и включаются в проект в зависимости от настроек в файле «usbconfig.h». Это очень напоминает библиотеку «libusb, V-USB», которую можно встретить в коде для микроконтроллеров фирмы Atmel (ныне Microchip). Надо отметить, что у SiLabs получилась хорошая и удобная библиотека с точки зрения программиста.
Важную роль в работе любого USB-устройства играют описатели (дескрипторы) устройства, конфигурации и интерфейсов. С помощью этих дескрипторов устройство сообщает хосту (компьютеру) о своих требованиях, возможностях, параметрах и т.д. Функция обработки запросов дескрипторов обычно имеется в каждой USB-библиотеке, а от программиста требуется лишь правильно заполнить структуры данных, содержащих эти дескрипторы.
SI_SEGMENT_VARIABLE
(usbDeviceDesc[], const USB_DeviceDescriptor_TypeDef, SI_SEG_CODE) =
{
USB_DEVICE_DESCSIZE, // bLength, 18 bytes
USB_DEVICE_DESCRIPTOR, // bDescriptorType, 1
htole16(0x0110), // bcdUSB Ver, 1.10
0x00, // bDeviceClass, 0 for Audio
0x00, // bDeviceSubClass, 0 for Audio
0x00, // bDeviceProtocol, 0 for Audio
SLAB_USB_EP1IN_MAX_PACKET_SIZE, // bMaxPacketSize0, 64 bytes
htole16(0x1209), // idVendor, Free GPL (SiLabs 0x10C4)
htole16(0x7522), // idProduct
htole16(0x0100), // bcdDevice, 1.00
0x01, // iManufacturer string
0x02, // iProduct string
0x03, // iSerialNumber (no serial string)
0x01 // bNumConfigurations
};
Обо всех дескрипторах, топологии и терминологии подробно и детально написано в стандарте «Universal Serial Bus Device Class Definition for MIDI Devices». А для быстрого старта и погружения в тему достаточно изучить информацию, которую предоставляют программы «usbview.exe» из пакета Windows Driver Kit 7600 или «USB Descriptor Dumper». Кое-что можно даже скопировать к себе в программу.
Рис. 6 Информация о дескрипторах в программе «usbview.exe»
Дескрипторы и соответствующие массивы и структуры размещается во флэш-памяти микроконтроллера (сегмент кода), потому что эти данные не изменяются (константы). Хранение констант во флэш-памяти — типичный программистский приём, который позволяет экономить оперативную память.
Следует обратить внимание на поля Vendor_ID и Product_ID в структуре описателя устройства. Это пара чисел для уникальной идентификации USB-устройства. Чтобы получить для своего устройства такой номер надо заплатить денег организации USB-IF или направить запрос владельцу существующего Vendor_ID (производителю микроконтроллеров) и получить Product_ID. А можно, например, как китайцы использовать чужие наиболее подходящие VID & PID. Для открытых проектов есть вариант получить бесплатно Product_ID.
Ещё один момент, на который следует обратить внимание при разработке USB-устройств звукового класса MIDI Streaming — это разъёмы (Jack). Разъёмы — это воображаемые (виртуальные) сущности для описания топологии и связей между устройством и хостом. Они бывают входные (In Jack) и выходные (Out Jack), внутренние (Embedded) и внешние (External). У каждого разъёма есть уникальный идентификатор Jack_Id (число от 0 до 15). Выходные разъёмы содержат номер источника Source Id, т.е. номер разъёма для подключения. Наконец, поверх образованных каналов (потоков ввода и вывода) работают звуковые конечные точки (audio end-point, EP). Это почти обычные Bulk EP, у которых в дескрипторах есть информация о привязке к разъёму.
Рис. 7 Разъёмы Jacks и виртуальные потоки в USB (класс MIDI).
Обмен данными в звуковом USB-устройстве класса MIDI заключается в передаче 32-битных пакетов (USB-MIDI Event Packet). Из MIDI-устройства приходят сообщения длиной 1, 2 или 3 байта. При передаче по USB к этим байтам добавляется головной байт с номером кабеля и кодом команды. Если пакет получается менее 4 байт, то он дополняется 0. В текущей версии прошивки я не заполняю нулями до 32-битной границы. Это работает. Вопрос остаётся открытым.
Например, в кабеле №1 команда нажатия клавиши Note On (время передачи 960us) преобразуется в следующий пакет:
MIDI: 0×90 0×60 0×7f => USB: 0×19 0×90 0×60 0×7f
Рис. 8 Схема пакета USB-MIDI Event Packet из USB спецификации.
typedef union
{
struct PACKET
{
uint8_t cable : 4; // Cable Number (we use #0)
uint8_t cin : 4; // Code Index Number (cmd: 0x08)
uint8_t cmd; // MIDI command (status byte)
uint8_t data1; // MIDI data byte #1
uint8_t data2; // MIDI data byte #2
};
uint8_t buffer[sizeof(struct PACKET)];
} MIDI_EVENT_PACKET;
Прямое и обратное преобразование выполняются функциями MIDI2USB (uint8_t dataByte) и USB2MIDI (uint8_t dataIn). В этих функциях применён автомат состояний, когда по мере поступления входных данных функция переходит из состояния ожидания (IDLE) в состояние приёма команд (STATUS), а затем в состояние приёма данных (DATA), и, наконец, отправка данных с возвратом в исходное состояние ожидания.
В MIDI-протоколе байты данных в сущности являются 7-битными (0…127). У них всегда старший 8-ой бит установлен в 0. Команды (байты статуса) наоборот всегда идут с установленным старшим битом в 1, т.е. имеют значения от 128 до 255.
Рис. 9 Типы байтов в MIDI-протоколе.
Телефонный звонок:
— Алло, это квартира Сидорова Ивана Петровича?
— Hет, это квартира Каца Абрама Самуиловича.
— Извините, это 11–22–33?
— Hет, это 11–22–34.
— Hадо же! В шестом знаке ошибка, а такой эффект!
Все схемы и исходные тексты, а также готовая прошивка находятся у меня в git-хранилише. Лицензия MIT.
Программное обеспечение
После монтажа платы следует запрограммировать микроконтроллер. Для этого можно использовать или фирменный/клон SiLabs C2 Debug Adapter, или J-Link v10+ (с поддержкой EFM8), или прошитый на заводе bootloader (ревизия Rev-B), или, наконец, Arduino с соответствующим скриптом. Для проверки и отладки MIDI-сообщений очень помогает программа MIDI-OX.
Рис. 10 Интерфейс программы MIDI-OX.
Если работать с Cubase, то следует установить Asio-драйверы, потому что при использовании DirectSound и DirectInput наблюдается задержка между нажатием клавиши и воспроизведением ноты. Задержка не связана с аппаратной частью и является особенностью реализации ОС. В общем, устройство отлично выполняет свои функции с инструментом Casio CDP-100.
Рис. 11 Интерфейс программы Cubase 5.
Экспериментальные прошивки генерировали максимально возможный поток нот и других MIDI-команд. Какофония была ужасная, но всё работало, как задумано. А с помощью MuseScore 3.2 можно записывать и воспроизводить mid-файлы.
1990-е. Братва празднует новый год в ресторане. Из музыки — только караоке. Все недоволны. Братки отлавливают администратора:
— Слушай, подгони музыкантов!
— Да, вы что! Новый год — все заняты!
— Ты не понял! Быстро музыкантов!
— Ну… есть у меня одна группа. Играют крутой джаз!
— Давай! Крутой джаз нам подходит!
Приезжают джазмены. Распаковываются и начинают играть. Одну, пьесу, другую, третью… В зале становится тихо. Братки шепчутся, трезвеют. Один из братков подходит к сцене и спрашивает:
— Что, пацаны, не получается?
Результаты работы
Адаптер работает! Кажется, мне удалось сделать добротный конвертер MIDI в USB. Для своего устройства я использовал корпус, некоторые детали и кабели от китайского адаптера. Mini-USB разъём оказался глубоко в корпусе и пришлось переделывать USB-кабель и поработать напильником. Светодиоды хотя и под углом, но плотно вошли в отверстия. Требуется доработка платы под китайский корпус.
Рис. 12. Компактная разобранная вилка mini-USB.
Решение применить 8-битный микроконтроллер EFM8UB20 кому-то может показаться спорным. Конечно, есть и другие варианты и контроллеры. Альтернативный путь — это выбрать сугубо аппаратное решение на преобразователе CH345 и сделать устройство по рекомендованной китайцами референс-схеме. Но мой вариант универсальный, т.к. позволяет изменить прошивку, добавить нужный функционал или исправить найденные ошибки. В конце концов я получил знания, опыт и моральное удовлетворение от законченного проекта. И, наконец, я дописал статью, а вы её дочитали.
Полезные ссылки
Спасибо за внимание.