Метаморфозы атрибутов класса

habr.png

Короткая заметка из серии «Вас предупреждали».

Переход с классических языков программирования на Питон доставляет немало сюрпризов.
Читаем документацию:

Generally speaking, instance variables are for data unique to each instance and class variables are for attributes and methods shared by all instances of the class

Попробуем поиграться

class Vessel:
    #class attribute
    vtype = "boat"

    #instance attribute
    def __init__(self, name):
        self.name = name

    # ислючительно для печати
    def __str__(self):
        res= '>>'
        for a in inspect.getmembers( self):
            if not a[0].startswith("__"): res += f"{a[0]}={a[1]:<14}"
        for a in inspect.getmembers( self.__class__):
            if not a[0].startswith("__"): res += f"__class__.{a[0]}={a[1]:<14}"

        return res


Создаем два объекта проверим значения всех атрибутов:

Iowa = Vessel("Iowa")
Drum=Vessel("Drum")
printAttr(Iowa, Drum)

>>name=Iowa               vtype=boat              __class__.vtype=boat            
>>name=Drum               vtype=boat              __class__.vtype=boat 


Пока все как и ожидалось.

Попытаемся изменить vtype: это можно сделать двумя способами, которые по сути просто разный синтаксис одного и того же

Vessel.vtype = "USS boat"
printAttr(Iowa, Drum)
>>name=Iowa               vtype=USS boat          __class__.vtype=USS boat        
>>name=Drum               vtype=USS boat          __class__.vtype=USS boat        

Iowa.__class__.vtype = 'USS WW2 Boat'
printAttr(Iowa, Drum)
>>name=Iowa               vtype=USS WW2 Boat      __class__.vtype=USS WW2 Boat    
>>name=Drum               vtype=USS WW2 Boat      __class__.vtype=USS WW2 Boat    


И снова все в порядке.

Теперь попытаемся сделать тоже самое через атрибут объекта.

Drum.vtype = 'submarine'
printAttr(Iowa, Drum)
>>name=Iowa               vtype=USS WW2 Boat      __class__.vtype=USS WW2 Boat    
>>name=Drum               vtype=submarine         __class__.vtype=USS WW2 Boat    


И вот первая неожиданность: несмотря на то, что vtype это атрибут класса, неожиданно он становится атрибутом объекта.

Проверим:

Vessel.vtype = "NAVY Museum"
>>name=Iowa               vtype=NAVY Museum       __class__.vtype=NAVY Museum     
>>name=Drum               vtype=submarine         __class__.vtype=NAVY Museum     


а что если…

 del Drum.vtype
>>name=Iowa               vtype=NAVY Museum       __class__.vtype=NAVY Museum     
>>name=Drum               vtype=NAVY Museum       __class__.vtype=NAVY Museum   


И снова атрибут класса.

Следующее выражение уже не проходит

del Drum.vtype
printAttr(Iowa, Drum)
        del Drum.vtype
        AttributeError: vtype


И последний пример, эмулирующий переопределения класса и удаление атрибута vtype.

Drum.vtype = 'submarine'
del Vessel.vtype
printAttr(Iowa, Drum)

>>name=Iowa               
>>name=Drum               vtype=submarine         


Если начать разбираться с namespace-ами, то подобное поведение становится понятным.
Однако для программистов, кто раньше работал с нормальными языками, это по меньшей мере кажется странным. А если говорить о больших проектах, которые поддерживаются несколькими поколениями разработчиков, это может оказаться провалом сроков и пр.

Принимая во внимание концепцию Питона, что все открыто для всех, почему бы не сделать доступ к «классным» атрибутам только через __class__ или его аналог. На мой взгляд, это бы хоть как-то оградило от сюрпризов и заставило 10 раз подумать прежде чем присваивать что-то классным атрибутам на уровне объектов.

Update: текст PrintAttr

def printAttr(*o):
    for a in o:
        print(a)

© Habrahabr.ru