Менеджеров по киберспорту теперь будут обучать в вузе
Возможно, скоро к списку дисциплин добавят «Шутеры» (симуляторы стрелкового боя) и «Файтинги» (симуляторы боевого единоборства)
Высшая школа экономики (ВШЭ) и Федерация компьютерного спорта России запустили совместную программу обучения киберспортивных менеджеров. Программа профессиональной переподготовки называется «Управление киберспортом/E-Sports Management».
Сроки проведения первой программы — с 6 декабря 2017 года по по 9 июня 2018 года. Затем уже организаторы решат, есть ли смысл её продолжать. Занятия проводятся в очно-заочной форме шестью сессиями по четыре дня, а обучение за эти фактически 24 дня обучения стоит невообразимые 200 тыс. руб. За такие деньги можно «купить» диплом о профессиональной переподготовке.
Выпускники программы смогут трудоустроиться по должностям «директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации», «начальник клуба», «начальник отдела (в компьютерном спорте)», «начальник управления (в компьютерном спорте)», «менеджер».
Киберспорт — игра в FIFA, Counter-Strike, Dota 2, World of Tanks и другие игры — занимает всё более прочные позиции в профессиональном спорте, в том числе в России. С весны 2017 года в России геймеры могут получать спортивные звания и спортивные разряды. В это сложно поверить, но им присваиваются звания «мастер спорта России», «мастер спорта международного класса» и «заслуженный мастер спорта России», как настоящим атлетам.
МОК в апреле 2016 года принял официальное решение включить киберспорт в программу летних Олимпийских игр (сейчас МОК выбирает конкретные игры, которые соответствуют олимпийским принципам дружбы и уважения, то есть где отсутствует насилие). Проходят международные турниры с большими призовыми фондами и многомиллионной аудиторией зрителей. По оценкам различных экспертов Newzoo, в 2017 г. мировые доходы киберспорта вырастут на 41% до $696 млн, из них $517 млн придется на доходы от рекламы и продажи прав, остальное — выручка от продажи билетов и брендированных продуктов. Эксперты Superdata оценивают рынок примерно в $1 млрд. Россия входит в число ведущих мировых стран по объёму частных инвестиций в киберспорт. Так, в в 2015 г. USM Holdings Алишера Усманова инвестировала в организатора киберспортивных турниров Virtus.pro более $100 млн, а другой олигарх Юрий Мильнер вложил $26 млн в компанию Super Evil Megacorp, которая создала площадку Vainglory для соревнований по киберспорту.
Очевидно, что в этой области необходим профессиональный менеджмент, если тут крутятся такие деньги.
Согласно описанию программы на официальном сайте ВШЭ, слушатель «погружается» в киберспортивную сферу и овладевает всеми навыками, необходимыми для руководства киберспортивным проектом (включая любые спортивные, юридические, маркетинговые и финансовые аспекты). Лекции будут читать преподаватели вуза, а также эксперты из большого спорта и действующие топ-менеджеры спортивных и киберспортивных организаций, в том числе генеральный директор FragStore Александр Галустьян, генеральный менеджер Epic Esports Events Максим Маслов, директор Virtus.pro Роман Дворянкин и другие.
В индустрии считают, что специалистов по киберспорту в России катастрофически не хватает. Основатель и совладелец компании Winstrike Ярослав Комков объяснил причины такой ситуации в комментарии «Ведомостям»: «Для того чтобы работать в этой индустрии, недостаточно только любви к компьютерным играм, как и недостаточно опыта в маркетинге, если специалист не увлекается компьютерными играми. Например, есть компании, которые на протяжении года могут искать себе менеджеров, так как одно из требований компании — это любовь к игре».
Киберспорт начинают приравнивать к спорту во многих смежных областях. Например, некоторые университеты принимают на учёбу геймеров наравне с настоящими спортсменами, то есть дают им спортивные стипендии и другие соответствующие льготы. Правда, в России пока такой практики нет. Но вот, например, Калифорнийский университет в Ирвине (США) предоставляет стипендии для игроков в League Of Legends и Overwatch. Один из ведущих корейских вузов Университет Чунан тоже признал равенство киберспортсменов и обычных спортсменов.