Механизмы — хорошо, а олени — лучше, или Техсервис в условиях климатического экстрима

Привет, Хабр! Я — Руслан Честных, в КРОК занимаюсь постгарантийным техническим обслуживанием оборудования. С некоторыми заказчиками мы уже не один десяток лет,   например, с Росавтодором. Мы для них много чего сделали, а теперь периодически выезжаем на их объекты,   в основном, серверные,   делаем ТО, чтобы ничего не ломалось, что надо — охлаждалось, а что не надо — было нормальной температуры и в рабочем состоянии. Ну, собственно, все, что подразумевает любая техподдержка. Сегодня я расскажу, как мы обслуживали инженерку серверных в условиях вечной мерзлоты, куда по-хорошему добираться лучше  на оленях.

55b9d803783dcf0af0617a20c16a8e4b.jpg

Ну, во-первых, это красиво…

Раньше я думал, что Алдан — это комп из книги Стругацких, но оказалось, что есть такой город в Якутии, где живут 20 тысяч человек.

 Места заповедные, если не сказать больше. Нереальная  красота пейзажей  (см. фото) — река Лена, ледник, реликтовые леса — отрезвлялась дорогой, а именно, Колымским трактом. Тем самым. Сейчас это федеральная трасса. Мы несколько избалованы  приличным состоянием дорог с таким названием, а посему уже начали забывать, как это было еще лет пятнадцать назад.

 Тут мы и совершили исторический экскурс и прочувствовали всеми фибрами души и не только, каким бывает российское бездорожье. Много километров песка и глины, которые в случае дождя работающие на местных карьерах КАМАЗы собирают обратно и по-новой укатывают, пока снова не размоет. Повезет, если выглянет солнце, грязь подсыхает — тогда есть шанс проехать. Фрагменты дороги покрывает галька, тут вообще беда:   особенно если перед вами едет фура или тот же КАМАЗ. Из-за пыли вообще не видно, что происходит впереди, при этом галька летит в лобовое стекло.  Нашему водителю пришлось нелегко: во всяком случае, я никогда ранее не слышал такого разнообразия и количества идиоматических оборотов. Хотя, казалось, он местный, потому привычный. Ну, как бы то ни было, добрались.

82227a6a8af339d762f5affcb0076374.jpg

Когда 40 градусов вовсе не радуют

Годовое колебание температуры в Алдане составляет почти 100 градусов. Нам рассказывал водитель о минус 73-х зимой, а мы застали жару почти в 40. Как понимаете, настраивать оборудование под такой диапазон — определенный вызов для инженера.

 Для всех 37 объектов заказчика стандартный набор оборудования — 2–3 стойки серваков, ИБП, дизельгенератор и прецизионные кондеи, те, которые размером с хороший шкаф. Их, кроме нас раз в год, никто не обслуживает. На объектах, как правило, работают айтишники, которым не до инженерки. Если что-то случается, они звонят нам. Если по телефону не получается решить — вылетаем. Из критичного — как раз повышение температуры в серверных. Наши ежегодные полеты на объекты — это как раз профилактика внеплановых полетов: свет, как понимаете, не ближний. Когда летим исправлять аварийную ситуацию, с собой «аптечка»: инструмент и газосварочный пост. Технические газы и жидкости — все огнеопасное —  докупаем в Якутске. 

Собственно, ТО предполагает профилактические работы для дизельгенератора, ИБП и СКТП (система кондиционирования технических помещений): меняем масло и антифриз, промываем систему охлаждения, меняем фильтры. По необходимости — меняем ремень и делаем тестовый прогон дизеля.

 Группа риска — аккумуляторы. От того, что они постоянно находятся на зарядке, у них рассыпаются батареи. Грусть в том, что это трудно предсказуемая история: только работал — и перестал. И тогда мы тоже экстренно вылетаем, поскольку сам заказчик туда без нас не полезет.

Спасти компрессор и фреоновый контур

Важно также отрегулировать фреоновый контур по средствам ТРВ (терморегулирующий вентиль) таким образом, чтобы точка кипения хладагента в испарителе была в нужном месте: это влияет на рабочую температуру компрессора и холодопроизводительность системы в целом. Нехватка жидкого хладагента в испарителе или, наоборот, залив им компрессора приведет к перегреву или сгоранию последнего. А это, интеллигентно выражаясь, существенный инцидент: компрессор — самая дорогостоящая деталь. И самая главная после платы управления.  Поэтому фреоновый контур — наше почти все.

 Ну, и меряем ток на узлах — вентилятор, компрессор. Это помогает в случае превышения понять, что именно потребует замены в ближайшее время.

 Если необходимо, проводим регулировку скорости вращения вентилятора внешнего блока. Это важно для нормализации давления во фреоновом контуре.

Сильные космические ощущения

Из зимних впечатлений вспоминается история в поселке Теплый Ключ — рядом, по российским меркам,  — 700 км от Алдана и 500 — от Якутска. Как всегда, очень вовремя, аккурат под Новый год заклинил вентилятор внутреннего блока на кондее Emerson. У нас была эта деталь, и мы — куда деваться — поехали решать проблему. 

 Прилетели в Якутск 31 декабря и приступили к поискам трезвого водителя. Тот еще квест. На улице минус 50, ехать, повторюсь,  500 км. Компания — мы и вентилятор. При том, что в Якутии автопарк преимущественно не первой молодости и даже не четвертой. Наконец, отыскали отважного, не успевшего начать отмечать бойца, который согласился разделить с нами это приключение. Во всяком случае, мне поначалу казалось, что это приключение, пока я не увидел его авто и не предался воспоминаниям о том, сколько человек замерзло на трассе «Колыма» из-за поломки машины.

 Словом, едем. Жизнь удалась: замерзает тормозная жидкость, достигая консистенции киселя, отрубается датчик температуры за бортом: у японцев он работает до минус 40. Полярная ночь: солнце выходит на полтора часа и валит обратно. Поэтому передвигаемся в темноте, по льду замерзших рек — Лены и Алдана.  По краям зимника —  огромные торосы. Я бы восхитился, если бы не размышления о бренности всего сущего.

 У Теплого Ключа температура, думаю, была ниже минус 50-ти. Но вентилятор поменяли. И этот Новый год запомнился больше остальных. И, наверное,   теперь я знаю, что чувствуют космонавты, выходя в открытый космос — когда вокруг темно, живописно и ни малейшего дуновения.

f64261fec298ddaf8c6b81251c53c128.jpg

Напишите в комментах — в каких условиях вам приходилось заставлять работать оборудование? Или его устанавливать? Недавно прочитал про ЦОД под водой в Европе. Подумал, что у нас ситуация более захватывающая.

© Habrahabr.ru