Медленные гики: как амиши внедряют новые технологии
Часто читаю на Хабре истории от людей, которые тестируют (в том числе и на себе) всевозможные новинки. Но что, если посмотреть чуть в сторону? Туда, где технологии не так важны. Туда, где царствует своеобразный луддизм? Я хочу познакомить вас с амишами. Людьми, которые добровольно отказываются от новых технологий, если не видят в них пользы. Откуда в этой среде появляются гики и хакеры, как они развивают своё сообщество и почему вокруг них столько мифов? Об этом и расскажу.
Амиши имеют отчасти заслуженную репутацию луддитов. То есть людей, которые отказываются использовать новые технологии. Самые упёртые из них не используют электричество и автомобили, а работают на ферме с ручными инструментами и ездят на лошадях. Или, в крайнем случае, пользуются багги, в которых также запрягают лошадь. И когда поднимается вопрос о необходимости применять новейшие технологии, амишей можно приводить как пример успешно реализуемой концепции отказа от этих технологий.
Однако амиши не такие уж и ретрограды. Они вполне допускают внедрение технологий в свою жизнь. Это связано с тем, что у них нет единого мнения о том, что можно использовать, а то нельзя. Жители Огайо могут позволять себе вещи, запрещённые нью-йоркским амишам, но при этом выглядеть весьма сдержанно на фоне своих единомышленников из Айовы. Вот и получается, что большинство амишей используют смесь старых и очень новых технологий. Но мы привыкли видеть в них людей, которые отказываются от всего нового.
Так выглядит инструмент, используемый амишамиКак это выглядит на практике? Ну, про багги на лошадиной силе я уже сказал. Некоторые люди допускают использование трактора на ферме, если у техники стальные колеса. Такой трактор не может ездить по дороге, как машина. Другие используют свои комбайны или молотилки на дизельном топливе, если двигатель лишь приводит в движение молотилки, не обеспечивая движения техники. Так что дымящаяся и шумная штуковина движется за счёт всё той же лошади. В некоторых городах амиши пользуются и обычными автомобилями. Но лишь в том случае, если они полностью чёрные (без хромированных деталей), чтобы избавить себя от искушения перейти на более красивую и новую модель.
Почему такая нелюбовь к автомобилям? А это пришло из жизненного опыта амишей. При появлении первых машин было замечено, что водители часто уезжают далеко-далеко за покупками или путешествуют по другим городам, вместо того, чтобы делать покупки в местных магазинах и навещать друзей или родственников по выходным. Так что «запрет на мобильность» был нацелен на то, чтобы затруднить дальние поездки и сфокусировать энергию людей на местном сообществе. Где-то эти запреты были максимально радикальными, где-то — послабже.
Похожая идея лежит в практике отказа от электричества. Было замечено, что электричество в домах амишей привело к тому, что они стали более привязанными к политике и повседневной городской суете. Электричество привязало их к миру, поэтому они решили отказаться от него, чтобы оставаться за пределами «чуждого» общества.
Кажется, что отказ от электричества делает этих людей какими-то недочеловеками, примитивными созданиями, не интересующимися происходящим вокруг. Но это совершенно не так. Приехав на ферму амишей, легко можно увидеть ребёнка в соломенной шляпе и забавных штанах на подтяжках, который катается на роликах. У них также вполне могут быть самокаты, на которых дети приезжают в школу. Самодельные, а не какого-то модного производителя. А в замызганных минивэнах, проезжающих по улице, на задних сиденьях сидят бородатые местные жители.
А есть и такие жителиКак это вяжется с их убеждениями? Всё просто. Действует «принцип не владения». То есть у амишей может не быть своего автомобиля, но добраться до нужного места на такси — это нормально. Так как чаще всего они работают на заводах и фабриках, то обычно всей компанией нанимают машину, чтобы доехать до места работы и обратно.
Разные группы амишей по-разному относятся к использованию технических средств. Например, группы Swartzentruber и Andy Weaver Amish — ультраконсерваторы, у них не разрешается даже использование фар, работающих от батареек. Группа Old Order Amish разрешает передвигаться на моторизированных средствах, включая самолеты, автомобили, но не разрешает владеть ими. Группа The New Order Amish разрешает использование электричества, владение автомобилем, современными средствами фермерского хозяйства (трактора и т.д.) и телефоном в доме.
Пример такого разделенияАльтернативные технологии
В районе Ланкастера, где находится община амишей, действует 2000 успешных амишских предприятий, многие из которых имеют многомиллионный оборот. Как они добиваются этого, избегая многих современных технологий? Многие амиши проводят четкую грань между тем, что разрешено на работе — смартфонами, доступом в интернет и так далее — и тем, что разрешено дома, где многие из этих технологий остаются запрещёнными.
Возьмём, к примеру, мебельную фабрику в Ланкастере, штат Пенсильвания. Большая часть интерьера тёмного здания освещается естественным образом из окон. Но в одной комнате, где принимают посетителей, горит электрическая лампочка. Да, в целом на фабрике не хватает электричества, зато нет недостатка в мощных промышленных установках. Фабрика буквально вибрирует от несмолкаемого грохота, производимого шлифовальными машинами, электропилами, рубанками, дрелями. Везде снуют люди, покрытые с головы до ног опилками. Это не слишком большая фабрика, но она использует большое количество мощного оборудования. Но откуда взялась энергия для него? Нет, не от ветряных мельниц.
В одном из помещений находится огромный дизельный генератор размером с самосвал. К нему приделан очень большой бак, который хранит сжатый воздух. Дизельный двигатель сжигает топливо для привода компрессора, который создаёт давление в резервуаре. Из резервуара в каждом углу фабрики идёт ряд труб высокого давления. Твердый резиновый гибкий шланг соединяет каждый механизм с трубой. Весь цех работает на сжатом воздухе. Каждая деталь машины работает на пневматическом приводе. Есть даже пневматический переключатель, который можно щелкать, как выключатель света, чтобы включить вентиляторы для сушки краски.
Эта система носит гордое название «Амишское электричество». Сначала она использовалась лишь в мастерских, но затем перекочевала и в дома амишей. Появилась даже целая индустрия, в которой техники занимаются переоснащением жилья под альтернативное электричество. Например, покупают мощный блендер, вытаскивают из него электромотор, заменяя пневматическим механизмом. И вуаля! У человека есть обычный блендер для кухни, на которой нет электричества.
Аналогичным образом можно купить пневматическую швейную машину и пневматическую стиральную машину с функцией сушки белья. Модификаторы-амиши (иногда их называют хакерами) стараются превзойти друг друга в создании пневматических версий электрических приборов. И каждый из ни твёрдо уверен в том, что пневматика лучше электрических устройств, потому что воздух оказывается более эффективным и долговечным по сравнению с электричеством, которое влечёт за собой сгорание мотора после нескольких лет эксплуатации.
Если вы заглянете в мастерскую модификаторов, то увидите, как человек, катающийся на багги с лошадиной упряжкой и принципиально не пользующийся мобильным телефоном, использует электричество для изготовления пневматических деталей и кухонных плит на керосине. Точность изготовления — две сотых доли миллиметра. В мастерской может работать вилочный погрузчик с пропановым приводом и металлическими колесами (вы ведь помните, почему они железные?). Погрузчик нужен, чтобы перемещать оборудование и сырьё. В мастерской производят высокоточные фрезерованные металлические детали для пневматических двигателей и керосиновых печей.
Мастерская модификатора из Ланкастера пару лет назад приобрела огромный фрезерный станок с ЧПУ стоимостью 400 000 долларов. Это дорогущее устройство размером с ГАЗель, а управляет им 14-летняя девочка, дочь владельца мастерской. И это обычное явление.
Нельзя сказать, что амиши вообще не пользуются электричеством. У них есть электрогенераторы для зарядки батарей, а также масса мелких устройств на батарейках (фонарики, калькуляторы). Батареи могут использоваться для питания фар и поворотников на конном транспорте. Серьёзно, один из модификаторов убил кучу времени, но нашёл способ взломать механизм, отвечающий за автоматическое отключение поворотника после завершения манёвра. И его изобретение используется на многих фермах.
Кредитки — нельзя, подгузники и ГМО — можно
Необходимость использования технологий искусственного оплодотворения, солнечной энергии и интернет-технологий пока что обсуждаются амишами. Они пользуются интернетом в библиотеках, и даже создают собственные сайты. Зато кредитки под запретом. Несколько амишей получили их, по-видимому, для своего бизнеса. Но затем стал наблюдаться перерасход средств, фермеры начали влезать в долги, что отразилось не только на них, но и на сообществе в целом. Поэтому кредитные карты не прошли «испытательный срок» и были изъяты из употребления.
Также амиши вполне активно используют одноразовые подгузники и ГМО. Да-да, это не опечатка. Если с «нужностью» подгузников согласится каждый человек, у которого были дети, то с генно-модифицированными продуктами всё не так просто.
Необходимость в посадке ГМО возникла, когда стали падать урожаи кукурузы. Стебли многих растений были поражены вредителем (кукурузным мотыльком), из-за чего они подламывались, и зрелый початок оказывался на земле. Комбайны же во время работы не отличали больные стебли от здоровых. Они просто перемалывали всё подряд, отправляя вполне хорошую кукурузу в отходы. Из-за этого собирать урожай приходилось преимущественно вручную. А это адский труд. Поэтому амиши стали сажать кукурузу, которая несёт в себе гены врага кукурузного мотылька. Меньше стеблей оказывается сломанными, урожай может быть механизирован, а урожайность повышается.
Альтернативой использованию ГМО было приобретение дорогого и более современного уборочного оборудования. А этого никто не хотел. Таким образом, технология генетически модифицированных сельскохозяйственных культур позволила амишам продолжать использовать старое, хорошо зарекомендовавшее себя оборудование. И не залезать в кредиты, пытаясь с помощью новых технологий сохранить семейную ферму.
Отдельного внимания заслуживает амишский транспорт — коляски (нередко напоминающие самые настоящие кареты). При беглом осмотре они могут показаться примитивными и старомодными. Но если посмотреть, как они производятся, то становится понятно: перед нами по-настоящему сложные и высокотехнологичные изделия. Отлитые вручную из стекловолокна, они лёгкие и прочные, оснащены фурнитурой из нержавеющей стали и аккуратными светодиодными лампами. Это действительно впечатляет!
Но как вообще технологии приходят в эту среду? Как и везде, благодаря гикам. В среде амишей есть отдельные люди, которые всегда первыми оценивают новый гаджет или технику. Например, ему в голову пришла мысль, что новая гравицапа будет весьма полезна обществу. Он обосновывает свою мысль перед руководителем. Тот даёт добро на испытание, и амиш-гик начинается пользоваться этой технологией. А остальные смотрят на гравицапу, оценивая её преимущества и недостатки. И если общество видит, что технология не особо полезна или даже вредна, то отказываются от её использования.
Заключение
Отношение амишей к технологиям можно сформулировать в четырёх правилах:
Избирательность. Они умеют говорить «нет» и не боятся отказываться от новых вещей. Они запрещают больше, чем принимают.
Оценка новых вещей по опыту, а не по теории. Они позволяют гикам получать удовольствие от испытания новых технологий, но внимательно контролируют процесс.
Наличие строгих критерии выбора: технологии должны укреплять семью и общество и не мешать дистанцироваться от внешнего мира.
Выбор не индивидуальный, а общий. Сообщество определяет технологическое развитие.
В целом, создаётся впечатление, что амиши живут в своём времени, лет на 50 отстающим от нашего. Жизнь амишей совсем не анти-технологична. Просто они не принимают всё новое сразу, а сначала смотрят, что даст им новая технология. Это фактически медленные гики — люди, которые уважают новые вещи, но внедряют в свою жизнь лишь то, что кажется полезным.
Как правило, к моменту одобрения очередной технологии становятся очевидны её преимущества и недостатки. Проверенные технологии стабильны и обходятся дешевле. Как говорят сами амиши, «мы не хотим останавливать прогресс, мы просто хотим замедлить его». Их позиция кажется необычной и странной, но достойна уважения. Хотя бы за то упорство, с которым они пытаются развивать свои технологии.