Аудиосоцсети только-только вошли в тренды, но уже успели всем надоесть — обсуждаем ситуацию
Кажется, мы рассказали о Clubhouse за пару недель до того, как он успел надоесть большей части русскоязычного веба. Дело в том, что недавнее появление Илона Маска в голосовых комнатах нового аудиопроекта вызвало невиданную волну интереса: в Facebook и других соцсетях все начали делиться друг с другом инвайтами и приглашать друзей немедленно присоединиться к обсуждениям в Clubhouse. Дошло до того, что в эфир стали выходить топ-менеджеры ведущих российских компаний, а в мире к трансляциям подключились сотни знаменитостей вроде Канье Уэста и других звезд музыкальной индустрии и мира кино. Несмотря на то что хайп затронул исключительно iOS-аудиторию, этого хватило, чтобы привлечь внимание команды Facebook, которая — по данным The New York Times — начала разработку аналогичного функционала.
Фотография: Josh Rose. Источник: Unsplash.comКопируй как Марк
Clubhouse девять месяцев, и он уже переживает кризис. Локальный «харассментгейт» поставил на повестку дня вопрос о необходимости модерации аудиоконтента — теперь команда всерьез задумывается о хранении записей разговоров на случай разбирательств и жалоб пользователей. Еще один казус заключается в том, что несмотря на постоянное обсуждение проекта в медиа и соцсетях, аудитория большей части его голосовых комнат не может и близко приблизиться к YouTube-стримам или показателям популярных подкастов. Получается, что обыватель еле-еле привлекает пару десятков подписчиков и фактически оказывается в ситуации очередного скайп-колла или зум-конференции, но только c достаточно низким качеством звука, а в эфирах с тысячами участников — он выступает по большей части в роли простого статиста.
Даже те, кто две недели назад пытался попасть в ряды Clubhouse-спикеров, сейчас задаются закономерными вопросами о том, как найти время на прослушивание такого количества прямых трансляций, стоит ли это делать и инвестировать силы в то, чтобы сделать свой контент действительно полезным для слушателей. Пока маркетологи и пиарщики размышляют над ответами, готовят руководства и гайды, соцсеть постепенно движется к новому кризису.
Фотография: William Krause. Источник: Unsplash.comНо даже он не помешает Facebook «клонировать» проект или его определенные части — по версии NYTimes, компания Марка Цукерберга заинтересовалась Clubhouse и готовится представить ряд похожих возможностей для собственной социальной платформы. Эти планы изданию подтвердили два источника, сообщив о соответствующих распоряжениях руководства.
Как заметили журналисты, такой подход нельзя назвать новым. В 2016-м аналогичным образом в Facebook и Instagram появились истории и селфи-маски, ставшие трендом благодаря усилиям Snapchat, а в конце прошлого года — так называемые Reels — короткие видео, которые многим напоминают ролики из TikTok«а. Пока представители Clubhouse не комментируют слухи, но все идет к тому, что их опыт популяризации аудиоконтента используют в сторонних продуктах.
Конкурируй как Тим
Достаточно агрессивный подход к развитию крупнейших платформ сегодня привлекает не только внимание регуляторов, которые все чаще говорят о разделении крупнейших медиаплатформ на более компактные и управляемые проекты, но и потенциальных конкурентов из мира ИТ. Так — по случайному совпадению — две недели назад на одной из профильных конференций Тим Кук раскритиковал бизнес-модели, базирующиеся на эксплуатации пользовательских данных. Он не не упоминал Facebook, однако многие предположили, что речь шла именно об этой соцсети.
Фотография: B Rosen. Источник: Flickr.comВ этом свете Clubhouse и его монофункциональные аналоги действительно выглядят перспективно. Другое дело, что им еще предстоит разобраться в задачах пользователей и адаптировать интерфейсы, исходя из той динамики, которую команда наблюдает в настоящий момент. Есть ли конкуренты и жизнеспособные альтернативы у Clubhouse — разберемся в одном из следующих материалов, где мы поговорим о социальной сети Audlist, проекте High Fidelity от фаудера Second Life и парочке других разработок, которые могут заинтересовать аудиторию.
Что еще у нас есть для дополнительного чтения: