Мечтают ли удалёнщики о виртуальных печеньках?

В уже далёком 2016, работая в средней, но довольно известной на рынке компании, в описании вакансий разработчиков я писала про кофемашину и печеньки, а также небольшой тренажёрный зал в офисе. В это же время мои будущие коллеги из небольшого, но развивающегося IT агентства, куражились на совершенно безбашенных корпоративах, заказывали классный мерч, а написавшему не прошедший ревью код клеили вантуз на монитор.

45e4e0461ac52d44c144b47456dab049.jpeg

Шли годы. В 2019 стало совсем тяжело соперничать за кадры с крупными компаниями, представителями банковской индустрии или телекома и даже госсектора, которые поставили всё, что лет пять назад отличало небольшие гибкие компании, включая кофе с печеньками и гибкий график или свободное посещение, на фундамент жирного соцпакета и финансовой стабильности (так, наш коллега перешёл работать в один крупный банк из-за льготных процентов по ипотеке для сотрудников и из-за турбо ДМС для него и всей его семьи). Разве что бюрократия у них осталась, но и то не везде и не всегда, и в меньшей степени касается IT подразделений.

Так мы открыли канал 100% удалёнки: сотрудники искались быстрее, зарплатные ожидания в целом ощутимо отличались от столичных, а часть ребят так и вообще имела ИП. Поначалу на удалёнку откликались в основном те, для кого такой формат работы был уже знаком, а также бывшие фрилансеры с желанием поучаствовать в более крупном проекте. Но потихоньку подтягивались и те, кому были интересны именно задачи, —  и для них уход из офиса был новым опытом.

cf0e54ca101cd19d20af7a13c470228f.png

На этом можно было выезжать до 2020 года и ковидной трансформации, до момента, когда все крупняки отпустили разработчиков домой, и, в отличие от части других, не итшных сотрудников, так и не вернули их в офисное лоно. Ко всем плюшкам крупных компаний добавилась 100% удалёнка, и перед небольшими, но думающими о мотивации команды компаниями вновь встал вопрос поиска новых печенек.

Что же, прошло два года работы в новой реальности абсолютной нормы дистанционной работы, и, пожалуй, можно поделиться первыми итогами своих наблюдений. Мои наблюдения носят эмпирический характер, и было бы любопытно почитать в комментариях, согласны ли вы с ними или нет.

Вывод 1

Кто хочет ходить в офис (хотя бы иногда) по собственному желанию

8f9bd7ee5a0eaed34ef6ed16e4ff4b48.png

  1. Молодые отцы детей того возраста, когда ребёнок уже вполне себе бегает и постоянно от тебя чего-то хочет: иногда, во время брейншторма, он хочет какать, например, о чём громко сообщает миру. Знаю не один пример, когда папа под любым предлогом уходил в офис. Почему именно папа? Ну, во-первых, в ИТ всё же ощутимо больший % мужчин, во-вторых, честно, таких мам не видела, они обычно на удалёнке и приезжают в офис только на локальные мероприятия.

  2. Молодежь (от 18 до 25 лет), потому что хочет общаться, заводить друзей и ходить куда-то после работы.

  3. Те, кто живёт не один (и часто копит на ипотеку, поэтому не снимает). Дома родители, бабушка, племянница, Жучка и ещё кто-нибудь.

  4. Те, у кого хромает самодисциплина (не может дома настроиться на работу, отвлекается).

  5. Те, кому просто иногда хочется сменить обстановку и увидеть коллег в реальности.

Вывод 2

Это всё отлично, но что делать тем, кто хотел бы ходить в офис, но работает дистанционно из другого города (а то и страны)?

  1. Оплата коворкинга. Бывает, что удалёнщики сбиваются в стайки по географическому признаку, но это не обязательно, — для многих просто важно сменить обстановку, работать работу в таком пространстве, где другие тоже работают (а не стоит полный еды холодильник, лежит котэ и сушатся носки). Тут, к слову, давно пора было забыть об экономии на дистанционщиках: предоставлять технику, соц пакет и при возможности — коворкинг/микроофис, уже признак базовой мотивации в ИТ.

    74f0ab5d80633218eae117da8fd58fc0.png
  1. Офлайн мероприятия для всех сотрудников. Да, это потребует дополнительных затрат, но это инвестиции в команду (надеюсь, не нужно объяснять, что удержать старых гораздо эффективнее и дешевле, чем нанять, обучить и адаптировать новых). Важно делать как рабочие, так и развлекательные форматы. Для рабочих не обязательно созывать всю компанию сразу. Достаточно собрать команду, которая трудится над одним проектом. Обычно проводятся командировки, бронируется жильё и покупаются билеты, также зачастую на время пребывания сотрудника в городе головного офиса его подключают к системе корпоративного такси. У небольших компаний есть возможность оформлять такие мероприятия весьма внезапно, в крупных же скорее всего придётся планировать их заранее.

    Развлекательные корпоративы, желательно с какой-то активностью по командообразованию, для всей компании. Если в вашей компании до 200–300 человек, это вполне реально.

    Различные сервисы по автоматизации командировок активно развиваются и готовы помочь даже самому неактивному HR —  оправдания найти не получится. К вашим услугам Авиасейлз для бизнеса, Островок для бизнеса, сервис Smartway и некоторые другие.

    cf1f47061a8371a3ace5bf521b80c2c5.png
  2. Что-то персональное для дистанционных сотрудников: закажите цветы с доставкой на день рождения, пиццу в пятницу вечером или доставку печенек с утра в понедельник на неделю вперёд. В одной из компаний у нас была практика во время небольших корпоративных тусовок, на которых не выделялось бюджета на сбор команды (зачастую это просто было бы нецелесообразно), заказывать ребятам из других городов пиццы на дом, с последующим онлайном через ноутбук в общем зале.

  3. Индивидуальный подход в бенефитах: кому-то из сотрудников нужен ДМС, кому-то — что-то другое, а бывают и непредвиденные ситуации. Как-то наш дистанционный сотрудник вечером упал с борда и разбил голову. Единственный, кому он успел позвонить до отключки из кареты скорой помощи, был его менеджер (родители были на отдыхе, а номер менеджера был последний из набранных), он сообщил, куда его везут и всё. Ранним утром мы заказали все необходимые гигиенические принадлежности, зарядку для телефона и небольшой набор еды в Самокате. Курьеру пришлось постараться, чтобы найти отделение, в котором он лежал, мы давали ему чёткие ЦУ о том, что говорить на КПП,   — в итоге курьер был награждён чаевыми, а посылка дошла до получателя через медсестру. Через день родители срочно вернулись, рана оказалось не критичной и парня забрали домой. Не стоит говорить, что сотрудник оценил поддержку — и в первую очередь, потому что она была действительно искренней и своевременной.

    cfe08302b2bde086639669696c7e49a5.png

    p.s. Мораль — катайтесь в шлеме.

  4. Вечера/небольшие гайды/видео, посвященные городам коллег. Что есть интересного в твоём городе? Чаще всего вам об этом расскажут с воодушевлением. Куда сходить, что посмотреть рядом. Даже негативные стороны можно обыграть с юмором (у нас были шутки про Читу от бурята, например, — прим. Чита, привет, ничего личного! Чита рулит! )

    96cc383aa357371582541abeab2c076e.png
  5. Карта сотрудников, пусть это будет картой вашей экспансии. При найме новеньких делитесь с ними информацией, есть ли уже у вас сотрудники из их городов, обозначьте возможность совместной работы.

  6. Обустройство рабочего места. Представьте удалёнщику не только ноутбук или ПК, но и монитор, периферию и рабочее кресло. Помогите создать ему пространство, комфортное для работы, в котором легко будет сосредоточиться или творить. И не забудьте частично компенсировать оплату интернета и электричества!

В рамках мотивационного пакета может быть, например, помощь в релокации  (что сейчас особенно актуально), но подобные бенефиты не относятся к тем, которые связаны с тоской по человеческому теплу и небольшим разговорчикам у кофемашины, посему и не упоминаются в данной статье.

Формат «печенек» давно изменился, мотивация требует новых вариантов исполнения, — ищите их, радуйте своих коллег и тогда они будут радовать вас.

Возможно, у вас есть ещё идеи или личный опыт, — чего вам не хватает на удалёнке, мечтаете ли вы о виртуальных снеках)? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

© Habrahabr.ru