Masterpiece as a service: итоги недели нейроарта
Не так давно завершились сезоны Kubernetes и Machine Learning, подарившие Хабру множество качественных технических статей. В межсезонье мы решили отвлечься от технохардкора и предложили вместо того, чтобы писать о технологии, использовать технологию и показать её результат с точки зрения пользователей. С 4 по 14 апреля мы провели на Хабре неделю нейроарта. Всё это время хабраюзеры неустанно публиковали статьи с тегом Kandinsky art, сопровождая их иллюстрациями, сгенерированными нейросетью Kandinsky 2.1.
Сегодня расскажем, как жилось авторам в симбиозе с искусственным интеллектом, и по результатам недели посмотрим, смогут ли генеративные модели составить конкуренцию художникам и иллюстраторам. А заодно объявим, кто те трое счастливчиков, что благодаря этому симбиозу получат по новенькому iPhone 14 Pro.
Синий всадник нейроапокалипсиса
Астрологи объявили год искусственного интеллекта. Количество людей, не слышавших о нейросетевых моделях вроде Midjourney или ChatGPT, сократилось до неприлично малых величин. Футурологи и трансгуманисты радостно смахивают пыль со своих прогнозов технологической сингулярности и прочего киберпанка.
Россия не осталась в стороне от нейросетевого «большого взрыва». В начале апреля Сбербанк выложил в открытый доступ модель Kandinsky 2.1. Модель названа в честь великого русского художника Василия Кандинского, который вместе со своей творческой группой «Синий всадник» произвёл революцию в живописи своей эпохи. Станет ли революционным Kandinsky 2.1, рассудит время, однако уже сейчас эта модель с огромной скоростью набирает популярность. За первые четыре дня сервис набрал более миллиона уникальных пользователей (напомню — ChatGPT для этого потребовалось на день больше), а репозиторий на GitHub побывал в топ-5 самых популярных в мире.
Даже если бы Василий Кандинский дожил до наших дней, едва ли авторам Хабра удалось уговорить его иллюстрировать их посты. «Нейросетевой» Кандинский в этом плане намного демократичнее — ни один из авторов недели нейроарта не получил от него отказ.
Торжественная раздача слонов
Итак, пришло время подвести итоги. Всего на конкурс было подано 70 работ самой разнообразной тематики. Хотите сохранить интригу — не заглядывайте под спойлер, там итоговая таблица.
Показания хабралюбви сняты 17.04 в 11:00
Статья | Автор | рейтинг |
После GPT-4 | man_of_letters | 209 |
Как я компьютер «Радио 86-РК» настраивал | Kekovsky | 107 |
Как я намайнил первое* в мире биткоин**-стихотворение | Sirion | 87 |
Ваш гений — полный идиот, или Что есть ИИ и грозит ли он кому-либо | olartamonov | 80 |
Что не так со Сбермегамаркетом, или Сбер, пора уже меняться | Maslukhin | 61 |
Ядро планеты Python. Интерактивный учебник | sepulkary | 56 |
Как мы кнопку Enter пытались сгенерировать | melpnz | 51 |
Письмо, которое я не смогу отправить себе в прошлое | Dragomalkin | 45 |
3 совета самому себе на случай, если я снова стану безработным | fynjy13 | 40 |
Виниловый проигрыватель «Вега ЭП-110» | RV3EFE | 39 |
Axiom: Инвертор для двигателя мощностью более 100 кВт | RV3EFE | 39 |
Легко давать советы другим, но не себе. Как не попасть в ловушку парадокса Соломона | AKlimenkov | 35 |
Какой ты, нафиг, программист? | Dragomalkin | 34 |
Нет, термоядерная энергия не будет «безграничной» / Хабр | SMGO | 32 |
Выступай! или Секреты захватывающей презентации | Interfer | 23 |
Пишем свой личный Duolingo на минималках | sepulkary | 23 |
Нелояльный, немотивированный | markshevchenko | 23 |
Законно ли хранить код на GitHub? | mshewzov | 21 |
Делаем гитару NiGo | Shvyrkin | 21 |
РЖД — это мираж: как они отстают и теряют рынок | paparazi430 | 17 |
Пара вопросов к мерчандайзерам «Леруа Мерлен» / Хабр | ksotar | 17 |
Механизм автопилота мозга управляет сознанием | phenik | 16 |
Исследование https-трафика мобильного приложения | onegreyonewhite | 16 |
А может споём? Karaoke Eternal + Samba + K3s + MetallB | General_RJ-45 | 14 |
Недельный геймдев: #116 — 09 апреля, 2023 | Suvitruf | 14 |
Раскраски — лучшее применение генеративных сетей :) / Хабр | Maslukhin | 12 |
Пишем приложение на Python для интерактивной визуализации графов с NetworkX, Plotly и Dash | NechkaP | 12 |
Infinityformer: новый подход к обработке длинных последовательностей большими языковыми моделями / Хабр | Nikuson | 12 |
Swift async/await. Чем он лучше GCD? | kymacat | 12 |
Искусственный Художник — Google от мира Text-To-Img | nin-jin | 11 |
Классификация составляющих микроструктуры сталей с помощью компьютерного зрения | Alexey_golovskoy | 10 |
Искусственный интеллект в бизнесе. Внедряем сами и без затрат | AnatolyBelov | 10 |
Обмануть меня не трудно… Я сам обманываться рад | Valenta_design | 9 |
Тестирование Kandinsky art 2.1: краткие выводы | eaglehaast | 9 |
50 лет назад он сделал первый звонок по мобильному телефону | disachok | 9 |
«Иной путь» Джона Кармака к общему искусственному интеллекту. Часть 1 / Хабр | DeemChan | 8 |
О чём все эти люди говорят, ChatGPT? | svetofor_columb | 8 |
Нейросети и настольные игры. Экономия на художниках или инструмент для творчества? | akdengi | 7 |
Вот как это звучит, когда растения плачут | WaveBreaker | 7 |
BingAI устроился ко мне на работу. Мне пришлось его уволить | Alexdat2000 | 6 |
Как сделать калькулятор заказов на сайт в Excel и превратить его в генератор счетов | Robastik | 6 |
Кубернетес и микросервисы. О пользе стандартизации | Rikimaru22 | 6 |
Как программный код привёл к потерям большого количества денег и даже трагедиям | badcasedaily1 | 6 |
Мир математики глазами AI | Monotirg | 5 |
Любовь, смерть и разработка игр | GRaAL | 5 |
Синдром упущенных возможностей в цифровую эпоху: использование потенциала FOMO с помощью онлайн-конкурсов | helpme911 | 5 |
BlackMamba, или Как ChatGPT пишет вредоносы | iwannajustask | 4 |
Чем различаются ChatGPT3 и ChatGPT4 | Vital_Soorano | 4 |
Custom View в Android: краткое руководство | dmt_ovs | 4 |
Как IT-специалисты-экологи спасут планету | Marousssya | 3 |
Промпт-инженер: какие навыки освоить, чтобы зарабатывать на ChatGPT | UprightMan | 3 |
Гонка по развитию ИИ вышла из-под контроля и настолько же опасна, как и Манхэттенский проект | DeemChan | 3 |
Как научить Наивного Байеса давать персональные рекомендации | NewTechAudit | 2 |
RMT в World of Warcraft: почему Blizzard терпит реальную торговлю и как это меняет игру | Kelaina | 1 |
Открытие возможностей GPT-4: пять потрясающих проектов в рамках HustleGPT Challenge / Хабр | alexa_kitina | 1 |
Стартап хочет обучить ИИ генерировать арт на лицензионных картинках / Хабр | rudkoks | 0 |
ChatGPT против интеллекта | Lavitard | 0 |
Kandinsky 2.1 — лучший генератор мемов или нейросеть с душой? | vboturov | 0 |
Разговор с Kandinsky 2.1, или Неочевидный prompt | Dmittry_B | –1 |
Как меняются ваши чувства с возрастом и как сохранить их остроту | SurferSerzhka | –2 |
Влияние нейросетей на будущее человека | Vavakula | –6 |
Как видит нейросеть от Сбера одно из страшных заболеваний лица | ArsEve | –8 |
Кибербезопасность: защита от настоящих ниндзя в Сети | cyber_maks | –11 |
Парадокс четырехмерного пространства. Что, зачем и как? | IcyGrek | –14 |
Моё знакомство с Kandinsky 2.1 | faza-2000 | –18 |
Революция на рельсах: как Россия строит современную железную дорогу | paparazi430 | –37 |
Помимо самих постов, интересно также, в каких выражениях авторы упрашивали Kandinsky их проиллюстрировать. Мы составили топ-15 слов, которые использовались в промптах для иллюстраций недели нейроарта.
Отгадайте, кого генерировали чаще — котов или программистов?
программист
кот
фон
будущее
the
человек
чёрный
программирование
который
город
ядерный
взрыв
cat
in
and
Для КДПВ к этому посту мы взяли промпт, состоящий из шести самых частотных слов (не считая the). Можно сказать, что таким образом она иллюстрирует не только конкретную статью, но и неделю нейроарта в целом.
А теперь — фанфары! Лучшими нейроавторами недели стали:
После GPT-4 — @man_of_letters
Как я компьютер «Радио 86-РК» настраивал — @Kekovsky
Как я намайнил первое* в мире биткоин**‑стихотворение — @Sirion
Все победители получат ценные призы — iPhone 14 Pro 256 ГБ (либо, в случае аллергии на яблоки, Android‑смартфоны аналогичной стоимости). Кроме материальной выгоды авторы снискали вечную славу — их имена никогда не будут забыты Хабром!
Прямая речь
Для этого раздела мы хотели взять интервью у Kandinsky, но он сказал, что не является языковой моделью и потому не сможет с нами побеседовать. Поэтому задали несколько вопросов «кожаным мешкам». Что думают живые люди о совместной работе с железным мозгом? Каковы её перспективы? Об этом расскажут авторы и иллюстраторы Хабра.
Каждая статья в конкурсе — это гибрид творчества живого автора и бездушной нейросети, генерирующей картинки. Может ли иллюстратор назвать такой симбиоз успешным, насколько хорошо нейросети справляются с задачами художников и к чему это может привести?
Я думаю, что нейросети — отличный инструмент в помощь творчеству. Особенно в концепт‑арте, игровой и киноиндустрии и т. д. Оптимизировать процесс создания идей? Отличная задумка. Благодаря таланту художника и алгоритмам нейросети можно здорово освежить рынок.
Но на данном этапе своего развития нейросеть — это всего лишь компиляция чужих работ, которая не имеет художественной ценности. Ведь для создания настоящего художественного произведения нужны не данные, а мысль, чувства, эмоции и только потом ремесленный навык.
Да и вопрос об авторском праве и коммерциализации подобного контента ещё долго будет стоять открытым. Конечно, нейросети сами по себе никого не заменят — нужен будет грамотный оператор и корректор, а значит, новые рабочие места, что звучит ободряюще. Будущее наступает, и художникам остаётся только подстраиваться под новые реалии.
А как быть с тем, что нейросети уже теснят игровых художников? Неужели они и правда так хороши или им чего‑то ещё не хватает? Какую фичу стоит прикрутить нейронкам, чтобы они стали максимально полезны в геймдеве?
ака Suvitruf
В геймдеве сложно по максимуму использовать нейросети. Их юзают для каких-то конкретных задач: кто-то для креативов, кто-то — для генерации концептов, всё чаще стали использовать их для кода (а ранее уже был GitHub Copilot).
Ключевая и основная проблема применения нейросетей в геймдеве (да и в целом) в том, что они пока не очень умеют в контекст. Вот когда они его будут понимать и нормально учитывать, тогда увидим рост их использования по многим направлениям.
Есть очень важный момент, который связан с тем, что даже для создателей нейронки это чёрный ящик, что очень сильно ограничивает их возможности к улучшению.
Если нейросети пока не могут полностью заменить труд человека, то способны ли они хотя бы задавать тренды и стандарты в дизайне? А в будущем такое возможно?
Хабрадизайнер, ака melpnz
Нужно решить, какой смысл мы вкладываем в слово «тренд». Если это какой‑то стиль у изображения, то, думаю, и да, и нет, т. к. нейронка может скомпилировать из 2–3 старых стилей нечто промежуточное, и из этого получится что‑то новое. Но сказать о том, что это круто, ей должен человек.
Если тренд рассматривать как некий стандарт качества у изображения, то, думаю, да. Нейронки совершенствуются и выдают более крутой результат, люди привыкают к этому, и, естественно, художникам/иллюстраторам придётся придерживаться новой, более высокой планки.
А если рассматривать тренд как трансформацию профессий, то точно да. Всё вокруг меняется, вчера рисовали сайты в Фотошопе, сегодня делаем это в Фигме, ускорив свою работу в разы. Вчера занимались ретушью фотографий, сегодня это может сделать нейронка. Если сегодня ты не научишься это делать, то завтра уже будет в разы сложнее конкурировать на рынке.
Поговорим о Хабре. Использовать здесь картинки, сгенерированные нейросетью, — это вообще законно? Стоит ли этим увлекаться и в каких случаях такой подход оправдан?
ака Exosphere модератор «Хабра»
Конкурс получился очень разным как по уровню статей, так и по уровню работы с промтами: были удачные картинки, были не очень. В целом все нейросети косячат в изображениях, но и картинка к статье — не элемент академического знания. Конечно, использовать нейросети для генерации КДПВ (картинок для привлечения внимания) в статьях на Хабре можно и иногда даже полезно (когда, например, придумал подходящий образ, но не можешь его найти в картинках или нарисовать).
Но авторам не стоит забывать, что прежде всего нужно заботиться о качестве публикации, её осмысленности, полезности и подаче. И вот здесь нейросети пока что худший помощник. Поэтому правило простое: писать самостоятельно на основе знаний, опыта и исследований, а визуализировать — творчески и со вкусом.
Каково будущее нейросетей? Станут ли они незаменимым инструментом в работе или их развитие, скорее, остановится на каком-то этапе?
Повышение доступности вычислительных мощностей стимулировало активное использования нейронных сетей в большинстве сфер нашей жизни — от развлечений до высокоточной медицины. Не обошли стороной нейронные сети сферу аудита, обогатив инструментарий аудиторов.
В будущем применение нейронных сетей расширится и развитие их будет ограничено только техническими возможностями. Однако нейронные сети, несмотря на все достигнутые результаты, не осознают, что они делаю: у них нет разума, интеллекта, а только вычисления. Качественный скачок в развитии нейронных сетей могут совершить нейроморфные, то есть подобные мозгу, нейронные сети.
Неделя нейроарта подошла к концу, однако сам тема ИИ набирает обороты. Кого‑то пугает идея о том, что машины начнут думать и творить, а не просто вычислять. Кто‑то не воспринимает такую возможность всерьёз, т. к. считает, что мышление или даже имитация мышления в принципе не свойственны компьютерам и программам. А кто‑то с нетерпением ждёт времени, когда компьютеры заменят человека не только в работе, но и в повседневной жизни.
Возможно, какой‑нибудь Tolstoy 3.0 вскоре станет и соавтором текстов. Возможно, однажды интерфейс хабраредактора сократится до одной кнопки «Сделать крутую статью». Но пока этот день не настал, нейросеть — лишь один из инструментов творца. И за создание шедевра в конечном счёте отвечает человек. Приглашаем всех желающих подискутировать на эту тему в комментариях, а для тех, кто хорошо отдохнул, мы запустили Сезон Big Data.