Марш победителей. Семь принципов проектного управления

Азбука с картинками для начинающих менеджеров проектов Знание нескольких принципов освобождает от запоминания множества фактов.

Клод Гельвеций113406e2b8324f26bf5cafface5a18cb.jpg Здесь я написал о главном принципе управления программным проектом. О «Принципе 4П». Не люди должны строиться под выбранную модель процесса, а модель процесса должна гибко подстраиваться под конкретную команду, проект и продукт, чтобы обеспечить наивысшую эффективность.

Это первый, но не единственный принцип эффективного управления проектом разработки ПО. Есть и другие. Их всего семь.

Принцип 2. Принцип достаточного разнообразия Для «хорошего» управления количество возможных состояний управляющего устройства (разнообразие) должно быть не меньше, чем количество состояний объекта управления. © У.Р. Эшби «Введение в кибернетику» М., ИЛ, 1959Работа менеджера — ежедневный цикл: наблюдать, общаться, анализировать и выявлять первопричину проблем, синтезировать корректирующее воздействие, пробовать и обобщать полученный результат.9b6974bf88a04c2986a94c715f15b064.jpg Сколько людей и ситуаций, столько и вариантов решений должен иметь эффективный руководитель в своем арсенале. «Если у руководителя в руках только молоток, то все вокруг будут похожи на гвозди». Понять человека можно, только слушая и слыша, что он говорит. Руководитель, который в течение недели не пообщался индивидуально с каждым из своих прямых подчиненных, зря получает зарплату.Принцип 3. Четыре условия эффективной работы 64691befc7e347829f6a053e91ee9360.jpg Для того чтобы сотрудник мог эффективно решить поставленную руководителем задачу, необходимо и достаточно, чтобы он:1.Понимал цель работы.2.Умел ее делать.3.Имел возможность ее сделать.4.Хотел ее сделать.Ни одна задача не будет решена за любое, отведенное на это время, если человек не захочет ее сделать. У каждого участника рабочей группы должна быть личная цель (внутренняя мотивация), которую он сможет достичь, продвигая проект к успеху. Если у сотрудника нет такой личной цели, не стоит его брать в проект.

Принцип 4. Четыре роли руководителя Для того чтобы обеспечить четыре условия эффективной работы руководитель должен уметь исполнять четыре роли: 081537a46e84497bab50593b952b441d.jpgПомним, наставник это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Добиться от участника приверженности проекту больше, чем имеется у руководителя, никому не удавалось.

Принцип 5. Принцип лидерства Руководитель программного проекта должен стать лидером, вокруг которого сплотится эффективная команда.f7d1abc9e3c84b2fbf261c2a82d28c64.jpg В разработке ПО многие уже признали, что наиболее эффективные процессы взаимодействия складываются в самоуправляемых и самоорганизующихся рабочих командах. Но, как не бывает лидеров без последователей, так и не бывает команд без лидеров. Лидера нельзя назначить. Лидер должен получить от команды признание своих профессиональных качеств и завоевать полное доверие.Принцип 5. Четыре стратегии лидерства В зависимости от готовности каждого участника рабочей группы выполнять задания руководителя, он должен использовать одну из 4-х стратегий: 3b09341612344364a8151381cfa5fa81.jpg Не существует одной лучшей стратегии руководства, стиль лидерства должен определяться конкретной ситуацией. Чтобы получить признание профессиональной компетенции лидер должен сочетать директивное управление и объяснения — «продавать» свои решения, убеждать в их правильности. Завоевать доверие можно, если поощрять коллективное принятие решений, обмен идеями, поддерживать инициативу сотрудников. Делегирование возможно только при взаимном доверии.Принцип 7. Принцип цикличности Четыре фазы развития команды: формирование, конфликты, становление, отдача, — должны циклически повторяться, чтобы обеспечивать непрерывный рост эффективности.Если руководитель не будет прилагать дополнительные усилия, команда, рано или поздно, начнет «сползать» с плато наивысшей эффективности в состояние застоя и стагнации.

eb3ab36236974e51bfbeb278c20f7565.jpg Руководитель должен постоянно искать ответы на вопросы: «Что лишнее мы делаем?»; «Что можно делать проще?»; «Что угрожает проекту?», — работать на сокращение ненужных усилий вместо того, чтобы «стремиться к новым героическим подвигам». Необходимо перестраиваться, отказываться от того, что перестало действовать или стало работать неэффективно. Разумеется, делать это следует, после сдачи очередного релиза программного продукта, ну и, возможно, в случае глубокого кризиса проекта.Заключение Одна из книг Эдварда Йордана называется «Смертельный марш» (Полное руководство для разработчика программного обеспечения по выживанию в безнадежных проектах). Уверен, можно жить не по Йордану. Хорошо управляемый проект может быть успешно выполнен обычной командой разработчиков.

© Habrahabr.ru