Маркировка рекламы и отчетность для digital-агентства в 1ORD (ОРД Билайн)
Рассмотрим пошаговую инструкцию как маркировать рекламу для рекламного агентства в ОРД Билайн (ОРД Вымпелком / Первый ОРД) с получением токенов (erid), оформлением актов и статистики, выделение разаллокации по изначальному договору и креативам (площадкам)
Теоретическая часть
Системный материал для каждого участника рекламной цепочки при исполнении статьи 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ (закон о маркировке рекламы)
Практическая часть
Рекламное агентство как посредник, через которого проходят финансовые средства за размещение рекламных материалов, может быть встроено в различные рекламные цепочки, каждая из которых имеет свою специфику.
Рассмотрим классическую рекламную цепочку РД — РА — РР, где
РД — рекламодатель (лицо определившее объект/содержание рекламы)
РА — рекламное агентство либо фрилансер (мы)
РР — рекламораспространитель (владелец интернет-площадки)
Инструкции на примере данной цепочки будут иметь системный характер и могут быть интегрированы в любые иные схемы размещения рекламных материалов в интернете.
Первый сценарий: связка Рекламодатель — Агентство (мы)
Итак, Рекламодатель обратился к Рекламному агентству (мы), чтобы агентство организовало размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) на интернет-площадках, принадлежащих Рекламораспространителям. Причем заказчик является исходным Рекламодателем (РД) и не является Посредником, поэтому для данной цепочки договор между РД-РА и понятие изначальный договор это одно и тоже.
Напомним, изначальный договор — это договор между Рекламодателем (РД) и его первым контрагентом в рекламной цепочке. Первый контрагент в нашем случае это и есть РА (рекламное агентство).
Сторонами РД — РА была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РД — РА возьмет на себя РА (статус доходного договора), в том числе РА получит токены в своем ОРД. Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.
Предположим, что между РД и РА есть договор № 120 от 10 декабря 2023 года на размещение рекламных материалов в феврале 2024 года на сумму 1000 рублей, где на размещение РИМ бюджет составляет 800 рублей, а на изготовление креатива 200 рублей.
Рекламодатель оплатит услуги по размещению РИМ 05 марта 2024 года. РА выставит для РД бухгалтерский акт 120-Акт-1 от 05 марта 2024 года на общую сумму работ по договору в размере 1000 рублей
Далее пошаговые инструкции, что должно сделать РА в своем ОРД для отчетности по Первому сценарию за связку РД — РА
Первый этап:
Агентство (мы) пройдет регистрацию в ОРД на сайте 1ord.ru, предоставив все необходимые документы для получения аккаунта в 1ОРД
Второй этап:
В 1ОРД нет привычного нам блока Контрагенты. Каждого контрагента требуется указать в блоке Договоры на этапе занесения каждого отдельного договора
Агентство (мы) укажет договор с атрибутами (номер, дата, сумма договора необязательна) точь-в-точь как в бухгалтерском (бумажном) договоре №120 от 10 декабря 2023 года в блоке Договоры
Спускаемся ниже
В итоге так
По факту теперь в системе ОРД присутствует договор на распространение рекламы между Эльдорадо (Рекламодатель) и ИП Хатин Д.С. (Агентство), в котором (как указано выше) Агентство (мы) обязано загрузить креативы и получить токены с последующей оформлением разаллокации по изначальному договору и креативам.
Третий этап:
Требуется указать площадки размещения РИМ (рекламно-информационный материал)
Пусть это будет сайт dhprime и телеграм-канал dhprime_ppc.
Информация по данным площадкам будет известна Агентству (мы), если Агентство (мы) собственными силами подбирало владельцев интернет-площадок для размещения рекламы либо данную информацию Агентство (мы) получило от своего подрядчика справа по цепочке, когда, например, имело место рекламная цепочка РД-РА (мы)-Подрядчик (агентство)-РР (блогеры)
При добавлении Агентством (мы) площадки, естественно, нельзя указывать, что площадка принадлежит нам (галочку не ставить), так это площадка (и) Рекламораспространителя (ей), которые были отобраны и утверждены для размещения РИМ.
Четвертый этап:
Далее Агентство (мы), согласно договору 120 от 10 декабря 2023 года, загрузит креатив и получит токен.
Например, креативом будет баннер в качества РИМ (рекламно-информационный материал), который будет размещаться, согласно медиа-плану на площадках Рекламораспространителя (ей) — сайт dhprime и телеграм-канал dhprime_ppc.
А. Это можно сделать с помощью блока Договоры
Добавить договор активно, потому что при оформлении договора мы указали (поставили галочку), что данный договор является изначальным (см. Второй этап). А согласно фундаментальному правилу (см. Теоретическая часть — пункт 6) креатив всегда прикрепляется к изначальному договору
После клика на Добавить креатив система перебросит нас в блок Креативы
Б. Воспользуемся классическим способом и сразу перейдем в блок Креативы. Выберем для оформления нужный изначальный договор (в нашем случае это договор 120 от 10.12.23)
далее
далее
В итоге система выдаст нам токен (erid)
Прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом).
В нашем случае, при короткой рекламной цепочке по нашему Первому сценарию, Изначальный договор и договор РД-РА это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 120 от 10 декабря 2023 года.
В поле Модель оплаты креатива при размещении РИМ у блогеров в пабликах либо у владельцев интернет-площадок, как правило, указывается именно Иное, как универсальный вариант.
Агентство (мы) направит токены своему Подрядчику направо по цепочке для обеспечения нанесения атрибутов маркировки на рекламно-информационные материалы.
Затем произойдет размещение РИМ в феврале 2024 года, согласно договору на утвержденных интернет-площадках рекламораспространителя (в нашем случае это сайт dhprime.ru и телеграм-канал dhprime_ppc).
Каким образом правильно наносить атрибуты маркировки рекламы на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.
Пятый этап:
После окончания размещения Агентству (мы) необходимо оформить и передать Рекламодателю бухгалтерские акты, а также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по изначальному договору и указать Статистику по показам креатива (РИМ) с разаллокациями по креативам и площадкам.
В Первый ОРД нет блока Статистика, но в блоке Креативы реализована возможность оформлять все необходимое по статистике с разаллокациями по креативам и площадкам
В блоке Креативы нажать на Три точки в строке нашего креатива
Кликнем по Подать статистику
Спускаемся ниже и кликнем на Добавить статистику по креативу
Добавим статистику для первой площадки размещения: сайт dhprime
Далее заполним данные для телеграм-канала dhprime_ppc
В итоге разаллокация (детализация) по креативам и площадкам произведена
У нас один (единый) креатив будет размещаться на двух площадках. Если бы у нас было два креатива (два токена), но одна площадка, то также в статистике присутствовало бы две строчки — каждая для своего креатива, но с одинаковой площадкой размещения. Если бы было два креатива и две площадки размещения, то в статистике имело место бы 4 строки.
Количество показов, указанные выше можно взять из систем аналитики платформы размещения (например, из ленты Телеграм-канала либо системы аналитики платформы Телеграм) и с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы в феврале 2023 года, где был размещен рекламный материал.
Был указан точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.02.24 по 29.02.24, то указать надо именно его.
Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 800 рублей, а площадки две, то мы указываем сумму для каждой площадки по 400 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке.
Стоимость единицы оказания услуг для типа Иное указано 400 рублей, так как мы платим блогеру за услугу — размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга стоила 800 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2.
Шестой этап:
В блоке Акты сначала требуется занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму).
Как указано в вводной части, РА выполняло не только услуги по размещению РИМ, но также изготавливало креативы по договору. Следовательно, сначала (в бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 1 000 рублей
Спускаемся вниз и заполним блок разаллокации по изначальному договору
Стоит заметить, что если прикрепление статистики уже было произведено в блоке Креативы, то в блоке Акты повторно прикреплять статистику не требуется — надо использовать чек-бокс Нет статистики
Таким образом была произведена разаллокация суммы размещения по изначальному договору 120 от 10.12.23 в блоке Акты, а также произведена разаллокация (детализация суммы и показов) по креативам и площадкам с указанием показов для каждой площадки размещения в блоке Креативы
В итоге, Агентство (мы) оформило все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РА по Первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил и подготовил РА.
Стоит заметить, что если бы Агентство (мы) не получало токены, то Агентство (мы) не стало бы заполнять блок Креативы, не стал бы оформлять Статистику с разаллокациями по креативам и площадкам в блоке Креативы, а заполнило в вопросе отчетности только блок Акт с указанием разаллокации по изначальному договору.
Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в феврале 2024 года (01.02.24 — 29.02.24) и с марта РИМ был убран с площадок размещения. Если бы этого не произошло (в договоре контрагентами это должно быть обозначено), то тот, кто получал токены (в нашем случае это Агентство (мы)) обязан будет за размещение с марта и далее каждый месяц отчитываться статистикой с нулевыми суммами, но с указанием количества показов в блоке Креативы у соответствующего креатива, но без актов в блоке Акты. Имело место, так называемая, вечная отчетность.
Второй сценарий: Рекламодатель — Посредник-Агентство (мы) — РР
Мы рассмотрели классическую рекламную цепочку РД — Агентство (мы)-Рекламораспространитель, но также возможен вариант, когда заказчиком у нас будет не исходный Рекламодатель, а Посредник (другое рекламное агентство либо фрилансер). Рекламная цепочка тогда будет иметь вид РД — Посредник — Агентство (мы) — Рекламораспространитель.
В данном случае логика работы для нашего агентства РА будет аналогичная, описанному в Первом сценарии, но изначальным договором теперь будет договор РД — Посредник. Поэтому Агентству (мы) в блоке Договоры придется дополнительно заносить атрибуты изначального договора между РД — Посредник
Атрибуты данного изначального договора Посредник должен в обязательном порядке (закрепить это в договоре Посредник — Агентство) передать Агентству (мы) для того, чтобы Агентство (мы) имело возможность в своем ОРД прикреплять токены в блоке Креативы к изначальному договору (РД-Посредник). А также производить разаллокацию по изначальному договору (РД-Посредник) в блоке Акты
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Агентству по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в ОРД Билайн (1ОРД)