Майнинг по цене ветра: криптостартапы, которые экспериментируют с возобновляемыми источниками энергии
Несколько лет назад биткоин оказался воплощением давней человеческой мечты получать деньги из ничего. Впрочем, времена, когда, оставив компьютер на ночь, можно было намайнить пятьдесят монет, давно прошли. Сейчас майнинг биткоинов требует и специального железа, и огромного количества электроэнергии: Эколог из Лейденского университета Себастьян Дитман насчитал, что в 2020 году майнинг биткоинов будет поглощать количество электричества, равное годовому энергопотреблению Дании.
«У биткоина есть много достоинств, но, возможно, его фатальным недостатком является растущее энергопотребление», — считает Гай Лейн, председатель фонда Long Future Foundation, в 2015 году опубликовавшего ещё более эксцентричное предположение, что при росте стоимости биткоина до миллиона долларов, майнинг будет потреблять до 13 140 терраватт электричества в год, что эквивалентно объему энергии, необходимому для обогрева 1,5 млрд домов или 57,92% от общемирового ежегодного объёма производства энергии. Впрочем, чтобы биткоин подорожал до миллиона долларов, ему всего-то нужно заменить этот самый доллар в качестве мировой резервной валюты. Но сути это не меняет: майнинг становится сложнее, энергии требуется больше, а электричество не бесплатное.
Вопрос «платы за свет» стал только острее после свершившегося уполовинивания. Так как для работы сети требуется всё большие мощности хэширования, производители оборудования постоянно увеличивают количество устройств для добычи биткоинов, которые потребляют всё больше энергии.
Майнинговые компании располагают свои фермы в странах с низкой стоимостью электроэнергии, но сложность майнинга продолжает расти, увеличивая потребность в электричестве, поэтому криптовалютная индустрия нуждается в альтернативных решениях — и вполне вероятно, что большую роль в ближайшее время могут сыграть возобновляемые источники энергии.
Цифровая валюта SolarCoin была разработана австралийским бизнесменом Ником Гогерти с целью поощрения людей, которые производят энергию с помощью фотоэлектрических солнечных панелей. Концепция SolarCoin была разработана еще в 2011 году и подробно описана в одном из исследований Гогерти, но суть ее такова, что за выработку 1 мегаватта солнечной энергии участник программы SolarCoin получит 1 SolarCoin совершенно безвозмездно.
Ник Гогерти также является основателем сайта Bitcarbon.org, где приводится его метод вычисления количества выбросов углерода, продуцируемых в процессе майнинга биткоинов — «углеродный след». По подсчетам Гогерти, час работы одной солнечной панели по генерации энергии, позволяет избежать выброса в атмосферу около 700 кг углекислого газа, 2,3 кг диоксида серы и почти килограмма азота. Солнечная криптовалюта имеет существенно меньший углеродный след, чем биткоин. Основная цель проекта — создать экономическую мотивацию для полного перехода человечества на альтернативные источники энергии.
Как и многие другие амбициозные проекты наших дней, они сочетают благие намерения с весьма эксцентричными пиар-ходами: две недели назад компания заключила соглашение с Cloud Constellation о размещении хранилища данных на самом настоящем искусственном спутнике Земли якобы в целях защиты от взлома. Что, безусловно, было бы верно, если бы хакеры взламывали хранилища данных как команда Джорджа Клуни фильме «Одиннадцать друзей Оушена».
Впрочем, выход на орбиту в «Гравитации» для его персонажа закончился куда более плачевно, но SolarCoin может по этому поводу пока не переживать: на сегодняшний день рыночная стоимость одной солнечной монеты составляет $0.063667, а рыночная капитализация SolarCoin — более 6 миллиардов долларов.
По их собственным оценкам, индустрию переработки солнечной энергии ожидает значительный скачок в развитии, а производителей солнечных панелей — существенный рост продаж. Гогерти называет Германию и Великобританию основными странами, на которые ориентирована его цифровая валюта.
В прошлом году крупная майнинговая компания BitVest заключила долгосрочный контракт с Verne Global, исландской компанией, владеющей и обслуживающей гигантский дата-центр в Кеблавике размером в 17,8 га, разместившийся на территории бывшей военно-воздушной базы НАТО. Деятельность дата-центра на 100% обеспечивается за счет комбинации 2 возобновляемых источников энергии: гидроэнергии и геотермальной энергии.
Для BitVest это сотрудничество означает существенную экономию: помимо низкой стоимости самой энергии, компания экономит ресурсы за счет низких температур. Как известно, в процессе добычи профессиональные майнеры генерируют большое количество тепловой энергии, поэтому в более теплых широтах много мощности тратится на их охлаждение. Расположение майнингового центра в Исландии уже позволило BitVest снизить затраты на электроэнергию на 30%.
У HashFlare тоже есть свой опыт размещения майнинговой фермы в Исландии — впрочем, с другими результатами. В Исландии действительно выходит очень дешёвое электричество, но обслуживание и прочие затраты сводят на нет эти преимущества. Поэтому вместо исландской фермы мы открыли одну в Китае. Посмотрим, как дела пойдут у BitVest в дальнейшем.
Ещё один пример использования возобновимой энергии нашими коллегами, который HashFlare может сравнить с собственным опытом: Дэйв Карлсон — основатель огромного дата-центр Megabigpower для майнинга биткоинов в штате Вашингтон, с мощностью 10 терахэш/с (10 000 гигахэш/с), которые до уполовинивания обеспечивали прибыль в размере 1 биткоин в день. Е
го оборудование тратит 240 кВт/ч, что соответствует выбросу 217 кг углерода ежечасно по данным EIA. Такое производство ежедневно производило бы весьма существенный урон для окружающей среды — если бы электроэнергия, которую использует Megabigpower добывалась путем сжигания топлива.
Майнинговый центр Дейва, расположенный на берегу реки Колумбия, где гидроэлектрическая станция обеспечивает самые низкие в стране затраты на электричество, на 100% обеспечивается гидроэнергией и остается прибыльной. В будущем он надеется открыть самый большой солнечно-ветровой майнинг-центр, а также подумывает о реинвестировании в ветроэнергетику.
Что касается нашего опыта, то здесь история следующая: почти 10 лет назад Эстония субсидировала производителей зелёной энергии, выкупая электричество по высокой цене. Сейчас период субсидий подошёл к концу, и владельцы небольших электростанций продают свои киловатты за копейки. Их бизнес находится на грани банкротства. HashFlare сотрудничает с некоторыми из таких компаний, размещая на территории ГЭС наше оборудование. В отличие от исландского кейса, это гораздо более удачный опыт —, но всё-таки в этом случае дело не столько в дешевизне гидроэлектроэнергии как таковой, сколько в последствиях неудачной государственной программы, которая открывает возможности для одних, являясь катастрофой для других.
EDRCoin — ещё одна валюта, концепция которая появилась на свет благодаря зеленому тренду. Процесс майнинга EDRCoin, по заявлению создателей, не оставляет углеродного следа вовсе, и реализуется с использованием комбинации альтернативных источников энергии, в сотрудничестве с частными фермами, расположенными в самых разных частях света. 7% дохода стартапа будет направлено в Фонд помощи восстановления мангровых лесов Азии, а также на разработку новейших солнечных электростанций. Стоимость 1 EDRC соответствует $1.
Понятно, что это пока выглядит не столько как бизнес, сколько благотворительный проект. Но в каком-то смысле, это касается всех проектов, пытающихся совмещать возобновимые источники энергии с майнингом. Разве аренда хранилища данных на спутнике — это бизнес? Нет, это чистый пиар — затраты, которые не имеют особого практического смысла, но приносят упоминания в статьях по всему миру, включая эту. Так же, как наш опыт в Исландии показывает, что геотермальное электричество тоже не такое дешёвое, как кажется.
Впрочем, если эти компании могут себе это позволить — почему нет? Если майнинг биткоина таким образом хоть даже косвенно поспособствует развитию зелёных и космических технологий — это всё того стоило.
Майнить ещё не поздно: