Магистратура во Франции: личный опыт обучения в grande école и обзор системы высших школ

Всем привет! Прерываю своё HABR-радио молчание, чтобы рассказать вам о моём опыте обучения во французской инженерной магистратуре. Подписки, комментарии, лайк в карму, «колокольчик» :)

Франция не самое популярное направление для магистратуры по ряду причин, и когда я начинала свой путь, мне очень не хватало опыта «бывалых». Хотелось убедиться, что это реально, никто от магистратуры по Франции не умер и всё хорошо :)

Учёба пришлась на 2021–2022 учебный год, когда во Франции уже были сняты многие ограничения по COVID-19, и занятия проходили в аудиториях, а не онлайн, как в самый разгар пандемии. У меня была сдвоенная программа Erasmus Mundus, по которой второй и завершающий год я провела во французском вузе. Здесь же было написание диплома и защита.

Образовательная система Франции довольно запутанная. Если для школьного образования ещё можно выделить некоторые сходства (Ecole maternelle — садик, Ecole primaire — младшие классы, Collège — средние классы, Lycée — старшие классы), то для «вышки» есть три разные комбинации. В 17 лет каждый юный француз, прямо как Илья Муромец на распутье, должен выбрать один из трёх путей:
n7dbzy_lthgskkuosxuxpyspujs.png
наглядная схема разделения системы образования Франции на три «потока»

Из моих бесед со знакомыми-французами, я поняла, что самая распространённая схема для инженерных специальностей — это путь через Grand écoles. Обучение в высших школах во Франции считается наиболее престижным вариантов образования, обеспечивающим впоследствии преимущество при трудоустройстве и статусе в обществе. Система организации высших школ уникальна для Франции и сложно транслируются на привычные ступени Болонской системы. Эта сложность обуславливается историчностью и элитарностью высших школ. Впервые появившись после Французской революции в 1794 году, они ставили своей целью предоставлять доступ к образованию высокого уровня (первыми профессорами были именитые математики и учёные, такие как Андре-Мари Ампер и Жан-Батист Жозеф Фурье) на основе исключительных академических заслуг. Эти принципы соблюдаются и сейчас.

Высшие школы делятся на ряд больших категорий

  • Высшие нормальные школы
  • Инженерные школы (grandes écoles d’ingénieurs)
  • Бизнес-школы (grandes écoles de commerce)
  • Grandes écoles без подготовительных классов
  • Университеты, присоединившиеся к Conférence des grandes écoles
  • Школы политических исследований, социальных наук и международных отношений
  • Военно-офицерские академии
  • Школы коммуникации, журналистики и медиа


Принцип обучения един для всех направлений, но я буду говорить только в контексте инженерии. Студенты, которые хотят связать свою жизнь с техническими науками, сперва должны выучиться 2 года в специализированных классах по подготовке (CPGE — Classe préparatoire aux grandes écoles). Часто встречается разговорное сокращение «prépas» («препа»), а зачисление на курсы осуществляется через сдачу конкурсного экзамена («concours»). По завершении этих классов студенты сдают новый экзамен уже на поступление в Grand écoles, обучение в которых длится для них три года и в международной системе эквивалентно степени магистра технических наук (Master of Science).

Рабочая нагрузка в препа является одной из самых высоких в Европе, от 29 до 45 контактных часов в неделю, включая до 10 часов лекций и устных экзаменов. Затем — национальный экзамен, состоящий из ряда письменных и устных тестирований, соответствующих специфике школы. По результатам экзамена студент получает окончательный национальный рейтинг, который определяет дальнейшее зачисление в высшие школы. Схожая с препа интенсивность учёбы сохраняется и в самой grande école. Строгость в отборе будущих учеников и интенсивная программа обучения определяет престижность полученного там образования и является своеобразным «знаком качества» выпускников.

Учитывая такую сильную подготовительную базу у студентов, высшие школы не предполагают длительное введение в предмет. Здесь для студентов, не прошедших препа, начинаются сложности. Для меня, безусловно, это был самый настоящий вызов, т.к. даже система обозначение различных математических переменных отличается во французском и беларуском образовании (например, импульс я привыкла писать как N, в то время как здесь писали как P).
lbnhoggzs_d4wsi1zlvkzosc5g4.jpeg
часто приходилось делать дополнительный переводы «французский-английский-русский», чтобы ликвидировать пробел в понимании ключевых терминов

Казалось бы, мелочи, но в бешеном ритме высшей школы любое промедление было губительно.
Часто различные предметы были разделены на несколько логических частей (к примеру, в моей программе курс Digital Communication был разделён на DCOM0, DCOM1 и DCOM2). Нулевая часть предполагала базовые понятия, а последующие — нарастающую сложность. Завершалась каждая часть контрольным срезом, проектом или стандартным письменным экзаменом. Балловая шкала во Франции идёт от 0 до 20, где 10 — проходной балл. При получении отметки ниже, студент отправлялся на пересдачу. Как и во многих других европейских образовательных системах, списывание либо любые другие попытки сжульничать жестоко наказывались.

Из-за разбиения на части предметы шли внахлёст, т.к. имели разную длительность. К примеру, нулевая часть предмета А длится 3 недели, а нулевая часть предмета Б — 4 недели, соответственно, на последней неделе предмета Б студенты уже сдают свой первый экзамен в семестре, морально готовясь к следующему через неделю. Также зазоров между частями не было, поэтому было вполне обычным делом завершить нулевую часть в понедельник, а во вторник уже приступить ко второй. В одном семестре у нас было 11 предметов, каждый разделённый на 2–3 части. Думаю, вы можете себе приблизительно представить рабочую нагрузку студентов, пожелавших стать частью «французской элиты» :)

Французские преподаватели очень требовательны не только к своим предметам, но и к общему порядку проведения занятий. Занятия длятся по 3 часа с перерывом на 15 минут после полутора часов. На них нельзя опаздывать, иначе аудитория запиралась на ключ, а имена опоздавших вносились в списки как прогульщики. Знаменитая своими забастовками и перебоями в движении транспортная система Иль-де-Франс также не была достаточным оправданием для опоздания. Не прощались также опоздания из-за непогоды.

Поскольку мы застали пост-ковидные времена, некоторые санитарные ограничения сохранились при возвращении в классы (после удалённого формата во время локдауна). В аудиториях обязательно было сидеть в масках, их не разрешалось снимать на протяжении всего занятия. С такими требованиями даже глоток воды было сделать сложно, не получив замечание от преподавателя. Французы предпочитают очные занятия и личные взаимодействия, и даже пандемия не смогла изменить в них этой привычки. Когда несколько студентов из нашей группы получили положительный результат теста на COVID, занятия по-прежнему не были переведены на удалённый формат.
a5winmbp_kcynwlumy_p4jzam9e.jpeg
наша стандартная «униформа» на время занятий

Возможно, эти детали незначительны, но даже такие мелочи позволяют хорошо прочувствовать атмосферу и требовательность высших школ.

По окончании обучения нам предстояла обязательная стажировка («stage») на 4–6 месяцев для написания диплома. Grande école сотрудничают с большим количеством предприятий-профессионалов в отрасли-специфике школы, поэтому варианты трудоустройства достаточно прозрачны. Прохождение собеседований на стажировку ничем не отличается от прохождения интервью на постоянную работу, и зачастую поиск стажировки чрезвычайно сложен и занимает очень много времени. Далее необходимо согласование темы диплома с университетом, и в случае одобрения темы — подписание трёхстороннего договора между университетом и принимающей организацией. Похожая система реализована в Беларуси как обязательное распределение, с разницей в сроке контракта (в РБ это 2 года).

По окончании стажировки студент представляет разработанный проект на защиту комиссии, состоящей из преподавателей университета, представителей отрасли и модераторов. После серии вопросов и ответов студенту выставлялась отметка в том же интервале 0–20, усреднённая от оценок каждого члена комиссии. Моя специализация была связана с телекоммуникациями, стажировка была связана с граничными вычислениями в сети 5G при мобильности приложений. Звучит сложно, но после года в grande école и полугода стажировки на предприятии совсем не страшно :)
lbnhoggzs_d4wsi1zlvkzosc5g4.jpeg
фото с моей защиты проекта

Высшие школы Франции представляют собой многолетний предмет споров о создании неравенства в обществе и привилегированности одной группы выпускников над другой. Действительно, престиж высших школ в сравнении с обычной университетской стезёй (см. на схеме выше) создаёт ощущение «второсортности» последнего, ввиду отсутствия там строгого отбора и ограниченной доступности. Негласно французские работодатели по-прежнему отдают предпочтение выпускникам высших школ, даже при прочих равных в резюме кандидатов.
cmroa-x41yuwfjai1ugfdvc8vqo.gif
source: phdcomics.com

С другой стороны, оказываемые выпускникам преференции вполне обоснованы. Зачастую работодатели ищут кандидатов на позиции, связанные с новыми разработками, которые ещё не нашли отражения даже в стандартах и официальных релизах. Выпускники grande école имеют не только крепкую теоретическую базу, но и практический опыт в организациях-лидерах отрасли. Даже будучи начинающими специалистами («jeune travailleur»), они могут предложить работодателям уникальный набор навыков, недоступный при другой системе обучения.

Мой опыт учёбы в высшей школе оказался поистине исключительным, т.к. редко иностранцы имеют возможность присоединиться к «высшим эшелонам» образования Франции минуя препа. Конкретно для меня это также оказалось вызовом, поскольку перед магистратурой я долгое время работала, и возвращаться к студенческому режиму было непросто, но увлекательно. На данный момент я продолжаю своё развитие в сфере телекоммуникаций, но вполне возможно в будущем продолжу научную деятельность. Во Франции для этого много возможностей и хорошее финансирование.

Буду рада ответить на вопросы о магистратуре, её формате, особенностях и внутреннем устройстве как в комментариях, так и в рамках продолжения данной статьи. Спасибо за интерес к моей истории!

© Habrahabr.ru