Магистратура и аспирантура в Японии: 10 лет спустя

79fb4d96ac6d55e6ec34025759baafd3.jpg

Время летит фантастически незаметно, и мне решительно не верится, что я впервые написал о том, как устроено обучение для иностранцев в японской магистратуре и аспирантуре, целых десять лет тому назад. А поскольку у нас уже объявлен старт нового сезона, я решил немного актуализировать информацию.

Основной особенностью отлаженной системы является её отлаженность. А это значит, что за истекшие десять лет мало что поменялось, и предыдущая статья по большей части актуальна. Кое-где обновились ссылки, слегка подкорректировались процедуры, но не более того. Моё же собственное понимание среды, надеюсь, стало немного более выпуклым, трёхмерным. Поэтому имеет смысл поделиться несколькими соображениями о том, как это всё выглядит по прошествии некоторого времени.

Краткое содержание предыдущей серии (с обновлениями)

С 2009 года я работаю в Университете Айдзу, computer science-ориентированном университете, расположенного в префектуре Фукусима. Это государственный вуз регионального уровня (public university), достаточно известный в IT-среде страны и, конечно, в гораздо меньшей степени известный широкой публике. У нас нет таких широких людских, денежных и репутационных ресурсов, как у «больших ребят», но на своём уровне мы держим марку, и регулярно попадаем во всякие рейтинги, списки, и т.п., нередко опережая заведения с формально более высоким статусом. Получается это за счёт того, что мы пытаемся работать не только как учебное заведение, но и как исследовательский университет, то есть активно публикуемся, проводим конференции, заводим международные контакты — в общем, делаем всё, что полагается.

Поскольку университетское образование в Японии платное (хотя и недорогое в сравнении с Великобританией или США), большинство «внешних» студентов рассчитывают на стипендию. Иногда стипендия перепадает от исходной страны, иногда отыскивается в Японии. Для последнего сценария имеется масса самых разных фондов, но основная их часть специализируется по конкретному направлению или региону и стипендий выдаёт немного. Основной же поток — это правительственная стипендия MEXT, которая не накладывает практически никаких ограничений.

Часть стипендий распределяется через посольства Японии по всему миру. Там обычно довольно сильный конкурс и непонятная для меня процедура отбора. Мы в ней никак не участвуем (разве что можем написать рекомендательное письмо). Такие люди к нам периодически попадают. Распределение оставшихся стипендий даются на усмотрение вузам, то есть у каждого вуза есть какая-то квота, и в рамках квоты мы оформляем приглашение конкретным кандидатам. В больших вузах и квоты большие; нам же обычно дают два места в год или около того, но ситуация может меняться.

В целом кандидаты сами решают, на какой уровень (магистратура / аспирантура) им подаваться. Система устроена так, что магистратура легко переходит в аспирантуру, так что при желании можно получить сразу весь пакет. Разумеется, основной объём курсов на этом этапе ведётся на английском языке, так что без японского можно обойтись.

Японская воронка

Основная задача обычного среднего студента — это с наименьшим напрягом для себя окончить бакалавриат и устроиться на хорошую работу (вряд ли я сейчас кому-то открываю Америку, да?) Соответственно, обычный средний работодатель на такую примерно публику и рассчитывает. Отсюда следует, что магистратура у нас (да и не только у нас) совсем не переполнена, и идёт в неё только всякого рода избранная публика. Избранная она обычно двух видов: 1) те, кому интересно, и 2) те, кто не сумел за вменяемое время найти работу (то есть всё плохо), и считает, что лучше ещё потусоваться в вузе, чем иметь в резюме такого вот рода неприятный пробел. Вторых, скажем так, больше, чем хотелось бы, но такова жизнь.

Неочевидный вывод из этого наблюдения состоит в том, каким образом магистранты проводят здесь время. На «пересиживающих» мы, конечно, не ориентируемся, а вот «интересующихся» пытаемся занять всякого рода околонаучной деятельностью. То есть всевозможной учёбой студентов грузят мало (а в аспирантуре так совсем мало), зато есть ожидание, что они будут читать/писать статьи, проводить эксперименты и тому подобное. Это, конечно, не значит, что они потом все строем пойдут в науку — пойдёт абсолютное меньшинство, но в целом направление такое.

Ещё менее очевидный вывод касается процедуры отбора кандидатов. Если нам надо выбрать, кого отрекомендовать на стипендию, мы по умолчанию отдаём приоритет людям с более сильным академическим профилем, то есть с публикациями в международных журналах, на конференциях и т.п. Может показаться странным ожидать от вчерашнего четверокурсника подобных свершений, но практика показывает, что этих людей не так уж и мало, а нам много и не требуется. Ну и сложно объективно оценить, кто из списка иностранцев более отличный отличник учёбы, учитывая, что приходится иметь дело с самыми разными странами и вузами.

Атмосфера

Переходим к сложным и субъективным темам :) Выше всё-таки была в основном фактология. Попадая в качестве студента в тот или иной вуз, я бы спросил себя: что за люди будут меня окружать, как вообще выглядит повседневная жизнь, насколько атмосфера доставляет удовольствие и способствует росту, каковы перспективы, ну и так далее. А дальше мы натыкаемся на трудность: с чем сравнивать? Как студент я учился в трёх вузах, но там я не был преподавателем. Здесь я профессор, но не был студентом.

Наверно, приятнее всего мне было в Университете Йоэнсуу (после реорганизации — часть UEF). Вокруг было постоянно много новых ребят со всего света, и не было ощущения, что в какой-то момент ты окажешься без денег и статуса, и, стало быть, надо всё время думать, что же будет дальше. Казалось, что все вокруг так или иначе при деле, и ты тоже с голоду не помрёшь. Но это моё личное ощущение, были у меня однокурсники, которые смотрели на окружающую жизнь с меньшим энтузиазмом.

Однако надо понимать, что всё вокруг почему-то, а не просто так. Европа в рамках интеграции (т.е. развития общеевропейских программ) всячески поддерживает программы обмена типа Erasmus, часто не требует со студентов денег (а значит, остаться ещё на годик-другой обычно не трагедия) и достаточно хорошо спонсирует аспирантов. Поэтому в университетах имеется здоровый баланс между студентами и аспирантами/постдоками, которые уже могут брать на себя лидерство и помогать браться за проекты побольше. Плюс Европа состоит в основном из городов среднего размера, в которых имеется всякая жизнь и движуха, так что в кампусе какого-нибудь небольшого городка не чувствуешь себя на обочине жизни.

Обратная сторона этого явления состоит в том, что основная масса аспирантов и постдоков дальше упрётся в отсутствие сравнимого количества постоянных позиций и, помыкавшись, из академии уйдёт. Это, к сожалению, ярко выраженный рынок работодателя, который заставляет людей менять города и страны ради места.

В Японии людей стимулируют выходить из системы раньше, поэтому ситуация с работой в вузах менее печальная. Зато и атмосфера выглядит куда скучнее: в больших университетах есть ещё группы аспирантов-иностранцев, а у нас это отдельные люди. То есть получается так, что профессоров у нас больше, чем аспирантов или постдоков. Студенты же в основном озабочены не тем, какая интересная тема досталась им для диплома, а тем, на какие средства они будут кушать после защиты. Но тут надо иметь в виду, что как студент я общался с довольно узким кругом однокашников, а как преподаватель вижу всех, и, может, поэтому средний уровень кажется низковатым, а кругозор — узковатым. Ну и заодно к теме скучности добавим то, что провинциальная Япония по большей части представляет собой огромный спальный район. Так что любителям урбании и современной культуры тут не очень. Природа, правда, хороша, так что если хочется поездить по красивым местам, с этим куда проще.

«Околонаучная деятельность»

Ранее я назвал наши занятия «околонаучной деятельностью». Слово «наука» слишком громкое что ли. Сказать, что ты учёный и занимаешься наукой — это примерно как назвать себя философом, имея диплом по специальности «философия». С другой стороны, это игра в слова, вытекающая из образов романтического периода культуры — герои, одиночки-нонконформисты, революционеры, ну вы понимаете. Как мне объяснил один коллега, наша реалистичная цель должна состоять не в геройстве, а в организации и поддержании продуктивной среды, этакого инкубатора, в котором вызревают идеи.

Я тут выше писал о рынке работодателя. Он приводит к тому, что и в Европе, и в Америке, и в Японии в университетах средней руки работает множество очень сильных специалистов. Не могут же все работать в Кембридже и MIT. Количество вакансий обычно стабильно, а текучка кадров очень низка, поэтому место специалиста по конкретной теме в том или ином заведении может быть занято годами, если не десятилетиями. Бывают вузы совсем печальной категории, куда и студенты, и преподаватели идут от отчаяния. Там всем всё понятно, мы делаем вид, что учимся, вы делаете вид, что учите, выдайте уж какой-никакой диплом, и до свидания. В средне-нормальных университетах преподаватели уже обычно люди нетривиального склада характера, и они действительно пытаются что-то делать. Иными словами, нет ощущения политики «вот наши флагманы, а остальное шушера», мы все участники одного процесса, хотя и с разным весом.

Собственно, в этом и состоит большой вызов: как встроиться в общемировой научный процесс так, чтобы ты делал какие-то толковые работы (пусть и не нобелевского уровня), чтобы тебя цитировали, приглашали на достойные конференции, ну и в целом относились к тебе серьёзно. При этом понятно, что каких-то гениальных сотрудников или больших денег у тебя, скорее всего, не будет.

На этот вопрос каждый отвечает по-своему, но если изучить публикации наших сотрудников, видно, что люди пытаются заниматься делом. Если брать что-то модное, например, наш университет приложил руку к известному проекту «Хаябуса 2». Но это так, случайно взятый пример, чтобы не быть голословным; по большому счёту, у каждого своё представление о «крутых» и «интересных» темах, это же вопрос вкуса и личных пристрастий, так что не буду рекламировать никого конкретно.

Сам я в последние годы занимаюсь в основном искусственным интеллектом для компьютерных игр. Точнее, так тема звучит для студентов второго курса, и они на неё активно «клюют» (чего я и добивался, ибо это позволяет мне устраивать конкурс на вход в лабораторию, чтобы не брать совсем уж случайных людей). На практике это более широкая тема, в рамках которой обычно обсуждают AI с нестандартными целевыми функциями, действующий в различных типах «виртуальных миров». Например, сюда попадает как совершенно классическая постановка задачи «выиграть в детерминированной настольной игре» (привет, AlphaGo), так и менее стандартная вроде «быть виртуальной футбольной командой, играющей в стиле реальной команды» или даже «быть хорошим партнёром человеку», что бы это ни значило. Однако всё это совершенно отдельный разговор, которому когда-нибудь можно будет посвятить статью.

Так что на сей раз, пожалуй, закончим. Тем обсудить можно превеликое множество, но не будем же пытаться объять необъятное за раз. Спасибо за внимание!

© Habrahabr.ru