Macintosh 128K: от мечты к легенде в мире компьютеров

97d9d8b7a2736c8e1f315faacbcacef4.png

Не так давно вышло обновление macOS 14 Sonoma. Некоторые уже раскритиковали его за то, что Apple отошла от своих же принципов минимализма, добавив на рабочий стол виджеты. На эту тему можно долго спорить, но факт остается фактом: тот привычный образ GUI массовый пользователь узнал еще в 1984 году в первой ОС для «Макинтош» — System 1. 

Компьютер Macintosh был разработан в Apple командой под руководством Стива Джобса в 1980-х. Инженеры, включая Баррела Смита и Энди Херцфельда, фокусировались на доступности и простоте. Они интегрировали множество функций в ПЗУ и заменили заказные чипы на экономичные микросхемы PAL. Сталкиваясь с вызовами и жесткими сроками, команда создала инновационные решения, в том числе метод генерации звука через видеосхему. Запуск Macintosh стал переломным в истории персональных компьютеров.

И лучше всего о создании первого «Макинтоша» расскажут его создатели. В этой статье мы приведем «анекдоты» от Энди Херцфельда, автора книги «Революция в Долине: безумно великая история о том, как был создан Mac».

От Lisa — к Macintosh 

Первый Macintosh был представлен 24 января 1984 года. Он стал первым коммерчески успешным персональным компьютером, в котором были реализованы две известные, но до тех пор не популярные функции — мышь и графический интерфейс пользователя, а не интерфейс командной строки, как у его предшественников.

Изначально эта концепция была реализована в рабочей станции Lisa в 1983 году. Apple представила новую парадигму, основанную на идеях XEROX Parc: графический интерфейс, управляемый мышью. Однако широкое распространение и популярность она получила лишь в Macintosh. Рабочая станция Lisa получила высокую оценку за инновационный дизайн, но оказалась коммерчески неуспешна, в том числе по причине высокой цены — почти 10 000 долларов — и отсутствия библиотеки приложений.

Проект Macintosh начался в конце 1970-х годов с Джефа Раскина, который задумал создать простой в использовании и недорогой компьютер для рядового потребителя. Он хотел, чтобы компьютер был прост в использовании как тостер. 

Джеф Раскин

Джеф Раскин

«Не должно было быть никаких разъемов для периферийных устройств, чтобы покупатели не видели внутренностей машины (хотя внешние порты будут предусмотрены). Есть фиксированный объем памяти, чтобы все приложения работали на всех Macintosh. Экран, клавиатура, устройство хранения данных должны быть встроенными, чтобы покупатель получал действительно законченную систему, и чтобы мы могли контролировать внешний вид символов и графики», — вот как описывал базовую архитектуру и основные принципы проекта Macintosh Раскин. 

Раскин, профессор, ставший компьютерным консультантом, в 1976 году написал руководство по Integer BASIC для Apple II. Когда 3 января 1978 года (ровно через год после основания компании) 34-летний Раскин пришел в Apple в качестве сотрудника под номером 31, он занял должность менеджера отдела публикаций. Со временем он создал подразделение прикладного программного обеспечения.

По задумке Раскина будущий компьютер мог бы продаваться по цене 1000 долларов при условии его серийного производства и использования мощного микропроцессора. 

Тогда его идея не вызвала особого энтузиазма. В сентябре 1980 года совет директоров Apple хотел закрыть проект Macintosh, чтобы сосредоточиться на более важных проектах, но Раскину удалось добиться трехмесячной отсрочки.

Серия Lisa 2 была анонсирована в январе 1984 года вместе с Macintosh 

Серия Lisa 2 была анонсирована в январе 1984 года вместе с Macintosh 

Проект Macintosh всё же был запущен и на протяжении всего времени конкурировал с проектом Lisa. В 1981 году из Lisa выгнали Стива Джобса, и он присоединился к более мелкому проекту — команде Macintosh.

Поначалу Джобс был доволен тем, что руководил только аппаратной частью проекта, а Раскин отвечал за программное обеспечение и документацию. 

«Меня больше интересовал интерфейс, чем микросхемы внутри», — говорил Раскин, поэтому назначение Джобса не вызвало у него особого беспокойства. Кроме того, с приходом Джобса проект получил финансирование и поддержку, необходимые для создания продукта.

Но вскоре Джобс начал критиковать Раскина. За год до своего ухода Раскин отправил президенту компании Майку Скотту конфиденциальную записку на четырех страницах, где подробно описал проблемы, возникшие у него при работе с Джобсом:

  1. Регулярно пропускает назначенные встречи.

  2. Действует необдуманно и неадекватно.

  3. Не отдает должного.

  4. Часто реагирует ad hominem (апеллирует к личности).

  5. Принимает абсурдные и расточительные решения.

  6. Перебивает и не слушает.

  7. Не выполняет обещаний и обязательств.

  8. Принимает решения ex cathedra (непререкаемо).

  9. Дает сверхоптимистичные оценки.

  10.  Часто бывает безответственным и невнимательным.

  11.  Плохой менеджер программных проектов.

Раскин уволился из компании в 1982 году, и дальше проект двигался под руководством Джобса. По словам Херцфельда, «Самое важное, что сделал Стив, — это воздвиг гигантский зонтик, спасающий от дерьма, которое лилось от злобных директоров. Тем самым он защитил проект».

Macintosh быстро превратился из исследовательского проекта в полномасштабную разработку продукта с несколькими десятками сотрудников. Джобс серьезно недооценил объем предстоящей работы и время, которое она займет. Он полагал, что его команда выпустит Macintosh в начале 1982 года, то есть всего через год. Он был настолько уверен в этом прогнозе, что поспорил с руководителем проекта Lisa Джоном Коучем на 5000 долларов, что Mac опередит Lisa на рынке, несмотря на то, что Lisa находилась в стадии серьезной разработки уже более двух лет, а проект Mac только начинался. В итоге Lisa появилась 19 января 1983 года, а Mac — в январе 1984. 

Философия команды Macintosh заключалась в постепенной разработке: каждый новый шаг подсказывал, что нужно делать дальше. Говоря сегодняшними словами, это можно было бы назвать Agile-программированием, хотя тогда еще такого термина не было.

Энди Херцфельд рассказывает, что у команды не было достаточного представления о Macintosh как о долговечной платформе: «Нам казалось, что мы делаем изысканный продукт, лучший из возможных на тот момент, но потом, через несколько лет, мы сделаем что-то гораздо лучшее, совершенно другое. Мы не представляли, что архитектура, которую мы создавали, может прослужить пять лет, не говоря уже о 10, 20, 30 годах».

За основу была взята рабочая станция Lisa, где использовался графический интерфейс: «окна» для отображения программ и «иконки» для выбора этих программ. Как говорил соавтор Finder Стив Кэппс: «Многие думают, что мы всё содрали с Xerox. Но на самом деле мы всё содрали у Lisa». 

Команде Macintosh пришлось полностью переработать ПО Lisa, которое было написано на Паскале. У Macintosh должно было быть гораздо меньше памяти чем у Lisa. Но при этом ПО Macintosh должно было работать быстрее, чем ПО Lisa, которое критиковали за медлительность. Аппаратный дизайн Macintosh был на порядки более продуманным, чем у Lisa. 

Первая плата Macintosh была разработана Барреллом Смитом и имела 64 Кб оперативной памяти, микропроцессор Motorola 6809E и поддержку черно-белого растрового дисплея с разрешением 256×256 пикселей. 

В конструкции Смита использовалось меньше чипов оперативной памяти, чем в Lisa, что сделало производство платы значительно более экономичным. Экран конечного продукта представлял собой 9-дюймовый монохромный дисплей с разрешением 512×342 пикселей, превосходивший прототипы.

В комплекте Macintosh поставлялись два приложения, призванные продемонстрировать его интерфейс: MacWrite и MacPaint. Несмотря на поддержку и восторги, некоторые называли новый компьютер просто «игрушкой». 

Комплект программного обеспечения Apple MacWrite и MacPaint в оригинальной коробке с аудиокассетой в футляре, оригинальными дискетами и комплектом руководств 

Комплект программного обеспечения Apple MacWrite и MacPaint в оригинальной коробке с аудиокассетой в футляре, оригинальными дискетами и комплектом руководств 

Поскольку Macintosh был полностью построен на графическом интерфейсе, то существующие приложения, управляемые командами, пришлось переписать. Задача была трудоемкой, и поэтому изначально для новой системы программ было очень мало. При этом важным отличием «Макинтоша» было то, что программы для него могли писать сторонние разработчики, тогда как концепция Lisa заключалась в том, что все приложения для нее будет писать Apple. 

С самого начала Macintosh задумывался как открытая программная платформа, и команда проекта потратила немало усилий на привлечение сторонних разработчиков и их поддержку.

Наступил май 1983 года, а Mac все еще не был завершен. Все аппаратные изменения заняли больше времени, чем ожидалось, но ничто не отнимало столько времени, сколько завершение работы над программным обеспечением. Несмотря на то, что Джобс собрал в подразделении Mac множество самых талантливых специалистов, на выполнение невозможного требовалось время. 

Несмотря на невероятное давление, члены команды Mac работали до изнеможения, чтобы сделать Macintosh самым лучшим компьютером, на который только были способны. Они верили в мечту Джобса об изменении мира.

Наконец, потратив 78 млн долл. на разработку, компания Apple представила Macintosh на ежегодном собрании акционеров 24 января 1984 года.

Macintosh вышел в продажу по цене 2495 долларов.

Железо

Дэниел Коттке был одним из первых членов команды разработчиков Macintosh. Он принял участие в создании Apple II, Apple III и Macintosh, а также клавиатуры Macintosh.

Когда он начал работу в команде Mac в январе 81-го года, там имелся всего один прототип процессора Motorola серии 68000 с проволочной накруткой, поэтому первой задачей Коттке было начать делать больше прототипов вместе с Брайаном Ховардом, который выполнял разные задачи по сборке и отладке аппаратуры для Баррела Смита. Вместе с Брайаном они собрали еще 4–5 прототипов, которые были созданы на основе обычных печатных плат размером 8×9 дюймов. Их преимущество заключалось в том, что они легко поддавались модификации. 

08c2a50e89687854908e4b9a1d45e4a3.png

Вот что он рассказывает об эволюции плат для Macintosh:

Базовая архитектура Mac была следующей: около 32 микросхем, не считая 68000 и 16 микросхем ОЗУ. Был конечный автомат синхронизации (TSM), состоящий из PAL и нескольких триггеров; генератор линейных адресов (LAG), состоящий из PAL и пары счетчиков; блок управления шиной (BMU) PAL, 4 мультиплексора для адресации ОЗУ, 2 EPROM, несколько драйверов шины, выходной регистр сдвига и адаптер периферийного интерфейса 6522 (PIA), имеющий 16 программируемых линий ввода-вывода, которые обрабатывали интерфейсы клавиатуры и мыши и некоторые другие задачи. Это была основная архитектура, к которой добавлялись два последовательных порта, внутренний и внешний порты флоппи-дисководов, микросхема часов реального времени и звуковой выход. В качестве PAL использовались логические элементы Programmable Array Logic компании MMI, которые позволяли писать логические уравнения для определения каждого из 8 выходов. Они были довольно энергоемкими (по крайней мере, по сегодняшним меркам), но дешевыми и гибкими, и Баррелл широко использовал их.

Позже, в 1981 году, мы привлекли Колетт Аскеланд из подразделения Apple-II/III для разработки печатной платы Mac — первой из восьми итераций платы в период с 1981 года до окончательной версии в конце 1983 года. Сейчас эти платы кажутся просто антиквариатом. Ни одного компонента для поверхностного монтажа!  

Вот список восьми итераций платы:

№1 Первая печатная плата 1981 года MC1001–00 без шелкографии. 

Большие отверстия по периметру для установки «ограждения» — сплошной медной шины, которая должна была проходить по периметру платы и быть привязана к холодному заземлению или заземлению на массу для снижения излучения радиочастотной энергии от дискретной логики. В конце концов нам удалось разрезать «ограждение» и просто прогнать всё по заднему краю платы.

№2 Первая сборка, 1981 г. MC1001–01

33 микросхемы (не считая процессора, 128 КБ ОЗУ). Три EPROM, два UART 6551 (последовательные порты), 6522 PIA 3 PAL: BMU (блок управления шиной), LAG (генерация линейных адресов), TSM (синхронный конечный автомат).

№3 MC1001–02, февраль 1982 г., сборка из 50 штук.

32 микросхемы (не считая процессора и оперативной памяти), Z8530 SCC, ОЗУ шириной в слово (вместо байта) и только 2 разъема EPROM. По особому требованию нашего гуру эстетики Стива Джобса массив оперативной памяти был растянут так, чтобы соответствовать обычному шагу сетки других чипов, что оказалось не очень удачным решением: увеличенная длина цепи создавала неприятный рост шума на высокоскоростных сигналах ОЗУ, поэтому на следующей плате мы вернулись к более плотному расположению массива. На этой плате также была установлена новая микросхема тактового генератора STFCLK (Special Task Force), предназначенная для отслеживания реального времени и способная хранить некоторые значения системных предпочтений. Разъем для подключения мыши был перенесен на заднюю панель платы. 

№4 MC1019–00 плата IBM, лето 1982 г.

IBM (Integrated Burrell Machine) — специальная 64-выводная микросхема VLSI (такого же размера, как 68000 uP), с которой было интегрировано большое количество основных частей Mac в попытке сделать конструкцию более экономичной и устойчивой к реверс-инжинирингу. К сожалению, при проектировании возникли «низкоуровневые» проблемы, и деталь так и не заработала должным образом, после чего проект был прекращен как слишком дорогой и рискованный. На этой плате установлена микросхема IWM (Integrated Woz Machine) — контроллер флоппи-дисков, разработанный Венделлом Сандером в качестве усовершенствования оригинального контроллера флоппи-дисков Apple-II, разработанного Возом.

Прототип платы с логотипом MacMan авторства бельгийского художника-плакатиста Мишеля Фолона 

Прототип платы с логотипом MacMan авторства бельгийского художника-плакатиста Мишеля Фолона 

№5 MC1023–00 плата MAC512, 1982 г. 

Теперь плата поддерживала 512 кб оперативной памяти (по-прежнему только 16 микросхем). Этот вариант был близок к окончательному и имел 5 PAL: TSM, LAG, BMU0 и BMU1, и ASG (аналоговый звуковой генератор). Кроме того, на ней был 4-контактный разъем (J8), который, как мне помнится, мы добавили для вывода нескольких ключевых видеосигналов, позволяющих в будущем создавать цветное или в градациях серого видео.

№6 820–0086–00 MAC512, 200 build, май 1983, логотип MacMan

Добавлен 6-й PAL — TSG (Timing Signal Generator).

№7 820–0086-B, логотип MacMan был удален, как и внешний видеоразъем J8.

№8 820–0086-C, финальная плата, 1983 г. Какие изменения были сделаны для этой последней версии — неясно, за исключением того, что были перемещены несколько компонентов, чтобы освободить место под логотип Macintosh на задней левой стороне.

Об эстетике печатных плат вспоминает Херцфельд:

Первые прототипы были сделаны вручную с помощью накрутки проводов, когда каждый сигнал направляется путем обмотки отдельного провода на два контакта. Первый прототип Баррелл сделал сам, а другие — Брайан Ховард и Дэн Коттке. Но накрутка отнимает много времени и чревата ошибками.

К весне 1981 года аппаратная конструкция Mac была достаточно стабильной, чтобы можно было изготовить печатную плату, позволяющую делать прототипы гораздо быстрее.

В июне 1981 года начались еженедельные совещания руководства, на которых присутствовало большинство членов команды. На втором или третьем совещании Баррел представил сложный чертеж печатной платы, который уже использовался для создания нескольких рабочих прототипов, увеличенный в четыре раза.

Стив начал критиковать схему, руководствуясь чисто эстетическими соображениями. «Эта часть очень красивая, — заявил он. — Но посмотрите на чипы памяти. Они уродские. Линии расположены слишком близко друг к другу».

Инженер Джордж Кроу, недавно принятый на работу, прервал Стива: «Да какая разница, как выглядит плата? Единственное, что важно — насколько хорошо она работает. Никто не будет разглядывать ее».

Стив резко ответил: «Я буду! И я хочу, чтобы она была как можно красивее. И неважно, что она внутри корпуса. Хороший плотник не возьмет паршивую древесину для задней стенки шкафа, даже если ее никто не увидит».

Новичок Джордж, еще не знавший, что препираться со Стивом бесполезно, продолжил спорить, но Баррел прервал его.

«Ну, здесь все сложно из-за шины памяти, — ответил Баррел. — Если мы изменим ее, она будет барахлить».

«Хорошо, — сказал Стив. — Сделаем другую схему, чтобы плата выглядела красивее. Если будет работать хуже — вернём всё обратно».

Так мы потратили еще около 5 тыс. долл. на изготовление нескольких новых плат, в которых шина памяти была расположена по одобренной Стивом схеме. Но, как и предсказывал Баррелл, новые платы работали плохо, и мы вернулись к старому дизайну для следующей партии прототипов.

Софт

По словам Херцфельда, в процессе разработки Macintosh было сделано много маленьких открытий для улучшения программного обеспечения.

Один из примеров — так называемое масштабирование мыши. Как правило, простой способ реализации мыши заключается в том, что каждая маленькая отметка, которую перемещает пользователь, будет перемещаться на один пиксель. В таком случае перемещение курсора сверху вниз станет очень медленным, поэтому разработчикам пришла в голову идея ввести коэффициент ускорения. Чем быстрее пользователь перемещает курсор между пикселями, тем больше пикселей он проходит. Это и есть масштабирование мыши, которое сейчас используется во всех графических системах.

А вот что Херцфельд рассказывал про так называемые «украшения» рабочего стола Mac, которые создавали иллюзию многозадачности:

Одним из первых архитектурных решений, принятых нами с Бадом Трибблом весной 1981 года для системного ПО Macintosh, была попытка запускать только одно приложение за раз. У нас едва хватало оперативной памяти и места на экране, чтобы сделать это, и мы считали, что выиграем от упрощения системы. Кроме того, многозадачность должна была стать сильной стороной Lisa, а мы не хотели присваивать себе преимущества Lisa.

Однажды осенью 1981 года Бад Триббл пришел ко мне необычайно взволнованным. «Я тут подумал. Даже если мы можем запускать только одно крупное приложение, то что нам мешает запускать при этом несколько маленьких миниатюрных приложений в отдельных окнах?»

Это показалось мне интересным. «Что за маленькие приложения? Чем они будут отличаться?»

«Ну, они должны вписываться в мир основного приложения, — ответил Бад, —, а не наоборот. Например, основное приложение владеет строкой меню, и у маленького приложения может быть меню, когда оно активно. Главное приложение будет по-прежнему выполнять свой цикл событий, но время от времени будет передавать события маленьким программкам».

Бад покинул Apple в декабре 1981 года, но я объяснил его концепцию новым членам команды. Крису Эспинозе идея понравилась, и он поработал над визуализацией калькулятора в рамках обучения программированию с помощью QuickDraw. Результатом стал набор для конструирования калькулятора (Calculator Construction Set). Когда были реализованы начальные варианты менеджеров окон, меню и событий, к маю 1982 года мы сделали достаточно заготовок, чтобы попробовать «украшения» рабочего стола.

В зарождающейся операционной системе Mac уже была реализация загружаемых драйверов устройств, когда с диска можно было загрузить устанавливаемый код для управления дополнительными периферийными устройствами. Я решил представить «украшения» рабочего стола как особый вид драйверов, добавив несколько дополнительных вызовов, чтобы они могли поддерживать окно на экране, получать события от главного приложения и периодически получать некоторое время на обработку выполнения какой-либо задачи. 

Самым первым «украшением» было скучное приложение TestOrn, которое представляло собой прямоугольное окно с увеличивающимся счетчиком. Оно показывало, что может выполнять фоновую обработку, даже если не является главным окном. Выглядело не сильно впечатляюще, но именно TestOrn стал тем шаблоном, из которого выросли все остальные «украшения».

Требовался способ управления различными параметрами системы — громкостью звука или масштабированием мыши. Мы решили, что для этого идеально подойдет «украшение», поскольку к нему будет легко получить доступ независимо от того, в каком приложении находится пользователь. 

Итогом стала панель управления. Сьюзен Кэр предложила красивый графический дизайн (без текста), который я реализовал, используя отдельный ресурс для каждого раздела. В нем были кролик и черепаха, обозначающие диапазон скоростей, и множество других графических украшений. В одном из обзоров его назвали игрушкой для детской кроватки, что я воспринял как комплимент.

Сьюзен Кэр, «художник Macintosh», 1984 год

Сьюзен Кэр, «художник Macintosh», 1984 год

Самой спорной частью панели управления был редактор шаблонов рабочего стола, который я сохранил из его предыдущей самостоятельной инкарнации. Пользователь мог выбрать один из нескольких десятков готовых шаблонов рабочего стола или отредактировать свой. Именно с последней возможностью и возникли проблемы, поскольку создавать некрасивые шаблоны оказалось очень легко.

Билл Аткинсон жаловался, что было ошибкой разрешать пользователям задавать свои собственные шаблоны рабочего стола, поскольку все это вело к появлению уродливых рабочих столов. 

Но я считал, что пользователи вольны делать то, что им нравится, поскольку это их рабочий стол, и они легко могут вернуться к одному из встроенных шаблонов. Билл же больше всего заботился о MacPaint и не хотел, чтобы потенциально безобразный шаблон омрачал его творение. 

Поэтому он сделал так, что MacPaint выделял при запуске окно размером с экран и заполнял его стандартным 50%-ным серым узором, скрывая рабочий стол. Тем самым он защищал бедных пользователей от их необдуманных эстетических ошибок, по крайней мере, в MacPaint.

79dfff84e424f1e1ef04ef9f3c81d76a.png

Маркетинг

Джобс был полон решимости доказать, что может создать компьютер лучше, чем Lisa, но становилось все более очевидным, что реальная конкуренция идет не с подразделением Lisa, а с International Business Machines — IBM. 

Мощная маркетинговая кампания началась еще до официального выхода Macintosh, и подразделению выделили небывалый бюджет в 30 миллионов долларов

В январе 1984 года телезрители, смотревшие футбольный матч Супербоул, увидели пафосный рекламный ролик режиссёра Ридли Скотта, где обыгрывается сюжет книги Оруэлла »1984». Таким образом Apple выступала против IBM, которая в то время почти полностью монополизировала рынок.

Apple 1984 Super Bowl Commercial Introducing Macintosh Computer (HD)

Другие телевизионные ролики, а также реклама в журналах и на билбордах рассказывали о том, как легко научиться пользоваться Macintosh. 

d1417b9a255afd4e391651ba8778e12d.png

Например, вот как писал журнал inCider про Mac в марте 1984 года:

«Macintosh — лучшее аппаратное обеспечение в истории (хотя пока и короткой) персональных компьютеров. Это машина, которая понравится широким массам, у которых нет ни времени, ни желания приступать к длительному процессу обучения, необходимому для освоения тонкостей персонального компьютера нынешнего поколения. Если исключить непредвиденные технические сбои и предположить, что к концу года будет создана достаточная библиотека программного обеспечения, Macintosh должен утвердиться в качестве следующего стандарта среди персональных компьютеров».

В журнале InfoWorld писали, что «Macintosh — это единственная машина, способная бросить вызов позиции IBM на рынке».

Уже в дальнейшем противостояние Apple и IBM вылилось в серии роликов «Get a Mac», которые транслировались с 2006 по 2009 год.

В роликах «Get a Mac», Джон Ходжман (слева) в строгом костюме представлял PC, а Джастин Лонг (справа) представлял Mac

В роликах «Get a Mac», Джон Ходжман (слева) в строгом костюме представлял PC, а Джастин Лонг (справа) представлял Mac

В рамках рекламной кампании, приуроченной к выпуску первого Macintosh, Apple также организовала небольшой тур с участием известных личностей, которым предстояло позировать с новым компьютером. Одним из них был Мик Джаггер.

Вот как историю о «Маке для Мика» рассказывает в своей книге Энди Херцфельд:

Последние несколько недель перед презентацией Macintosh 24 января были крайне напряженными. Программное обеспечение все еще не было готово, и было неясно, хватит ли времени, чтобы привести его в порядок. В то же время PR-машина Apple была запущена на полную мощность, поэтому было запланировано много мероприятий.

Дедлайном работы над ПО было открытие завода в 6 утра в понедельник, то есть за восемь дней до презентации. Придя на работу в пятницу, 13 января, я знал, что, скорее всего, останусь там на все выходные вместе с остальными членами команды. Стив Джобс, Майк Мюррей, Боб Бельвиль и другие были в Нью-Йорке в пресс-туре. Я рассчитывал, что мы не будем ни на что отвлекаться и сосредоточимся на исправлении багов.

Я пришел на работу около полудня, поскольку накануне проработал в Apple до трех часов ночи и хотел как следует выспаться перед финальным рывком. На своем стуле я увидел записку от Патти Кинг, которая получила сообщение от секретаря Стива Джобса Линн Такахаши.

«Энди, позвонил Стив Дж. Мы должны завтра доставить Mac Мику Джаггеру. Ты можешь вылететь на встречу с ним завтра к полудню и взять с собой какой-нибудь интересный софт. Если сможешь, организуй поездку через Линн. Стив перезвонит через пару часов, он будет завтра в отеле Carlyle».

Вот это да! Шанс встретиться с Миком Джаггером выпадает раз в жизни. Но до дедлайна оставалось еще три дня, а меня в таком случае не будет минимум сутки.

Я перезвонил Линн и сказал, что не смогу приехать. Но мне было интересно узнать реакцию Мика.

В четверг вечером Стив отправился на вечеринку, где его познакомили с Энди Уорхолом. Энди пришел в восторг от Macintosh, когда Стив показал ему компьютер. «Ты должен показать его Мику», — заявил Уорхол и договорился, что в субботу днем Стив и команда Apple отправятся к Джаггеру.

Стив Джобс, Майк Мюррей и Билл Аткинсон вышли из такси перед двухэтажным домом Джаггера. Они постучали в дверь по указанному им адресу, но ответа не последовало. Наконец, дверь открыли два здоровенных парня, явно телохранители, которые судя по всему были не слишком впечатлены тем, что разговаривают с соучредителем Apple.

Представителей Apple провели в элегантно обставленную комнату, где они стали ждать Мика. Билл установил Mac, запустил MacPaint и начал возиться с ним. И тут в комнату неожиданно вошел Мик Джаггер, одетый в футболку и голубые джинсы.

Мик был вежлив, но, похоже, что он вообще не слышал ни об Apple, ни о Стиве Джобсе, ни о Macintosh. Стив попытался завязать разговор, но у него ничего не получилось.

По словам Стива, Мик никак не мог составить связное предложение. «Его речь была невнятной и очень медленной, — говорил Стив позже, — мне показалось, что он был под чем-то. Ну, или у него повреждение мозга».

Через несколько минут стало ясно, что Мику совершенно не интересны ни Apple, ни Macintosh. Наступило неловкое молчание.

К счастью, в комнату вошла двенадцатилетняя дочь Мика — Джейд. Ее глаза загорелись, когда она увидела MacPaint. Билл показал ей, как работать с программой, и вскоре Джейд уже радостно щелкала мышкой, увлеченная тем, что можно делать с помощью MacPaint.

Несмотря на то, что Мик ушел в другую комнату, сотрудники Apple пробыли с Джейд еще около получаса, показывая Macintosh и отвечая на ее вопросы. В конце концов они оставили ей компьютер, поскольку она не хотела с ним расставаться.

Итоги

Команда Macintosh проделала огромную работу, которая определила настоящее использование технологий. 

Несмотря на то, что первый Macintosh не имел впечатляющего коммерческого успеха и имел ряд ограничений, он заложил основы для дальнейшего развития и в целом выполнил всё, что обещал пользователям. Он стал первым по-настоящему массовым компьютером с готовым к использованию графическим интерфейсом и давал пользователям новый необычный опыт. Компьютер стал более дружелюбным и доступным для среднего пользователя-нетехнаря.

Комикс Shatter Special #1

Комикс Shatter Special #1

Кроме того, благодаря Macintosh появился рынок настольных издательских систем. Например, чуть более чем через год после появления Mac целиком на компьютере был создан первый новаторский комикс. Но это уже другая история.

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

© Habrahabr.ru