Люби меня, люби. Как дизайнеру и продакту улучшить совместную работу
Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Три года назад я рассказывал, как дизайнеру подружиться с продактом, чтобы вместе создавать сильные решения. В продуктовых компаниях эта тема актуальна и сегодня, поэтому решил сделать апдейт статьи с учётом полученного опыта.
Дизайнерам и продактам она поможет понять, всё ли хорошо у них в работе друг с другом. А если это не так — подскажет, как наладить процесс.
Почему это так важно?
Ни в коем случае не стоит недооценивать вклад UX-исследователей, копирайтеров, системных аналитиков и других участников команды. Но слаженная работа дизайнера и продакта, в большей степени, является ключевой в создании сильного решения. Если на их уровне нет слаженной работы и взаимопонимания, то работа с другими участниками будет строиться по такому же принципу.
Когда сотрудничество неплодотворно
Представьте, приходит продакт к дизайнеру не с проблемой, а с готовым решением. Протягивает прототип интерфейса, нарисованный в Miro, и говорит: «Вот идея, отрисовывай». Будет отлично, если он расскажет о задаче, а не кинет ссылку на протокол. И это повторяется из раза в раз. При таком подходе, продакт видит в дизайнере лишь конечного исполнителя его идей.
Как это влияет на дизайнера
Слабеет мотивация. Он не влияет напрямую на продукт, а реализует чужие идеи.
Проблемы с самореализацией. В работе использует пару базовых навыков и всё, т.к. не задействует все свои силы и умения.
Ухудшаются навыки коммуникации. Не готов отстаивать свои решения, даже если они лучше предложенных продактом.
Слабая вовлечённость в продукт. Его подключают в середине процесса, и он не видит задачу целиком.
Как это влияет на компанию
Решения создаются в отрыве от контекста. Они не всегда получаются оптимальными и редко достигают поставленных метрик и целей.
Проблемы с коммуникацией. Когда идёт что-то не так, продакт заваливает дизайнера правками без внятных объяснений.
Нет общего понимания решений. Спустя какое-то количество задач интерфейс начинает «разваливаться», так как продакты редко следят за целостностью всего продукта.
Поверхностные решения. У продакта зачастую мало времени, чтобы хорошо продумать решение, поэтому интерфейс может быть построен буквально на его догадках.
Зачастую у такого продакта нет цели сделать задачу хорошо. Он стремится закрыть одну задачу и перейти к следующей. Эта «привычка» переходит дизайнеру и процесс замыкается: продакт даёт свое решение задачи → дизайнер отрисовывает не думая → задача уходит в разработку. Далее может всё обойтись, а может и нет: пользователь получит неудобный интерфейс, бизнес — падение ключевых метрик.
Дизайнеры, если вы узнали себя, подумайте, что будет с вами через год работы в таком темпе. Как далеко вы продвинетесь в своём развитии?
Что делать?
Для начала определитесь, приносит ли вам такой стиль работы удовлетворение. Ведь не каждому дизайнеру нужно постоянное развитие, можно довольствоваться и ролью исполнителя. Если вы решили, что это вас не устраивает, а компания вам нравится — пора налаживать процессы. Вот несколько советов, которые помогли нашей
Ничего не изменится в моменте. Для перемен нужно время и лучше быть готовым к этому. За три месяца вполне реально увидеть положительные изменения.
Старайтесь «показать», а не «доказать». Не доказывайте продакту, что он не прав. Покажите, что есть другие способы решения проблемы. Например, проведите интервью и покажите свой интерфейс бухгалтерии, поделитесь наблюдениями с ним. Помните, что вы оба хотите сделать лучшее решение и стоит направить силы на поиски этого решения, а не на пустые разговоры.
Вместе — сила. Захотели поработать над задачей вместе с продактом с самого начала, а он против? Покажите, что вами движет общая цель — повысить удобство использования продукта. Пользователь будет быстрее выполнять свои задачи, интерфейсом сможет пользоваться бабушка и т.п. И, главное, что вместе у вас больше шансов сделать это.
Подключайте логику. Аргументируйте свои решения логически и просите делать то же самое и продакта. Это поможет отсеять спорные решения в духе «мне так нравится больше». Хорошая практика опираться на результаты исследований: «я посмотрел конкурентов, и там вот так» или «показал прототип пользователям, и они сказали то и то».
Когда сотрудничество плодотворно
Что получается, когда продакт прислушивается к мнению дизайнера и видит в нём партнёра? Он осознаёт, что полезный для пользователя и ценный для бизнеса продукт нужно делать совместно, и начинает делегировать часть работы. Потому что доверяет. И приходит он к дизайнеру не с решением, а с сырой проблемой. Они вместе начинают думать над возможными решениями. На этом уровне взаимоотношений начинается настоящая работа.
С таким продактом дизайнер быстро приобретает новые навыки и сразу применяет их на практике. Он начинает смотреть шире и видеть задачу не в отрыве, а в контексте всего продукта.
Как это влияет на дизайнера
Возрастает мотивация. Дизайнер напрямую влияет на продукт и пользовательский опыт.
Самореализация — не проблема. В работе он использует разносторонние навыки, попутно развивая их.
Прокачиваются софт скиллы. Дизайнер учится проводить исследования, тестировать прототипы на пользователях, а также приобретает полезные качества продакта.
Высокая вовлечённость в продукт. В каждой задаче он стремится показать все свои знания и навыки.
Как это влияет на компанию
Уменьшаются итерации. Дизайнер понимает, что и для чего он делает, может предложить лучшие решения, и поэтому сокращается количество правок.
Повышается качество проектов. Делегируя часть задач дизайнеру, продакт уделяет больше времени на проработку самого решения.
Расширение ответственности. Дизайнер переживает не только за красоту интерфейса, но и за его результаты «в бою». Рост метрик радует и дизайнера, и компанию больше, чем красивые кнопки.
Вместо итогов
К сожалению, в 2022 году ещё не все продакты понимают преимущества такого принципа работы с дизайнерами. Первые консервативны — им сложно перенять такой подход. Вторые вроде и хотят, но не могут, потому что в компании сложно внедрять новые процессы. А третьи работают в своём комфортном темпе и просто закрывают задачи.
Точкой для изменений может послужить понимание того, что оба — продакт и дизайнер — хотят сделать лучший продукт на рынке. Чтобы этого достичь, им нужно задействовать все свои сильные стороны, которые раскрываются только в командой работе.
Люби меня, люби. Продуктовым огнём, ночью и днём.