Личный опыт: Пять сложностей при запуске бизнеса в США
Вот уже пару лет я живу в США, развиваю два собственных проекта и сегодня решил поделиться опытом. Мне на глаза часто попадаются статьи с рассказами о том, как классно делать бизнес в США, авторы которых не рассказывают о возможных сложностях на этом пути. В итоге у многих может сложиться чересчур идеализированное представление о том, как они приедут в Кремниевую Долину со своим стартапом менять мить.
Так было и со мной, что неоднократно приводило к фрустрациям при столкновении с реальности. Поэтому сегодня я расскажу о сложностях в ведении бизнеса в Америке, к которым следует морально подготовиться еще до переезда.
Быть иностранцем — уже сложность
Довольно очевидный пункт, но лично я не до конца осознавал объем сложностей, возникающих только из-за того, что я не местный. Речь здесь не идет о том, что кто-то в Штатах недолюбливает иностранцев и конкретно россиян (хотя люди разные бывают), речь скорее в целом о том, что иностранцам делать бизнес труднее чем местным.
Например, только ленивый блогер или журналист делового СМИ в рунете не писал о том, что открыть компанию в США можно удаленно не вставая с дивана. На самом деле ситуация двоякая — с одной стороны, сделать так можно, с другой — есть нюансы
К примеру, если вы воспользуетесь услугами профильных юристов, то все пройдет гладко. Я делал так при открытии своей первой компании, проблем не было. Кроме одной — стоимость только регистрации фирмы превысила три тысячи долларов, при этом я получил абсолютно стандартный пакет документов без отклонений «вправо-влево».
При запуске второй компании я решил быть умнее. Ведь есть же Stripe Atlas, который всегда упоминают в статьях о том, «как надо делать». Несмотря на это, мне отказали в открытии компании через этот сервис. После отправки заявки очень быстро пришел ответ о том, что Stripe не регистрирует компании, «ведущие бизнес в определенных странах», и Россия в этом списке (еще в нем фигурируют такие прекрасные страны, как Сомали, Иран, Северная Корея).
При этом, у нас компания, нацеленная исключительно на мировой рынок, работать в России никто не собирался. Переписка с саппортом позволила выяснить реальную причину отказа — мой кофаундер на тот момент проживал в России, и в заявке мы указали его фактический адрес. Этого оказалось достаточно для того, чтобы получить отказ — хотя конкретно против россиян никто не имеет ничего против, как мне подчеркнули в переписке.
Когда я предложил просто вписать в заявку американский адрес, мне сказали, что это можно, только надо будет еще приложить контракт на годовую аренду, счета на свет/интернет на имя сооснователя за несколько месяцев и «ответить еще на ряд несложных вопросов» — в рекламе о таком не пишут.
Еще один пример из личного опыта. В США для ведения бухгалтерии очень популярна система QuickBooks. Она и впрямь очень удобна, у нее есть несколько разновидностей, включая облачный сервис. Одна из наиболее крутых фич — возможность рассылать инвойсы клиентам прямо из бухгалтерского софта. Оплатить такие счета можно хоть банковской картой, и все сразу попадает в программу.
Включаются такие платежи по отдельному запросу. Мне же, однако, около года отказывали в их активации из-за отсутствия кредитной истории — у новоприбывших иммигрантов ее нет: нужно открыть несколько кредитных карт и попользоваться ими без просрочек, чтобы credit score вырос. Спустя год, сразу мне не отказали, а прислали немаленький список документов, который надо предоставить:
Потратив пару часов, я все собрал и выслал, благо это можно сделать онлайн. В итоге получил письмо о том, что со списком что-то не так. Обмен мейлами со службой поддержки привел к тому, что мне позвонила девушка из QuickBooks и объяснила, что их не устроили мои водительские права (driver’s license) штата Флорида.
Дело оказалось в том, что поскольку я нахожусь в США по рабочей визе О1 (я рассказывал о ее получении), то срок действия прав ограничен сроком действия статуса по визе. То есть они «временные» (хоть и выдали их на несколько лет). А не временными они становятся при появлении у их обладателя гринкарты. То есть пока ты не постоянный резидент или не гражданин США, то платежи через QuickBooks принимать будет нельзя. Естественно, об этом не написано ни на одном из лендингов проекта.
Любой бизнес постоянно под угрозой юридического давления
Америка страна юристов. Это нравится далеко не всем в самих США — неслучайно профессия юриста входит в пятерку самых ненавидимых. Распространенное мнение, что в Штатах в суд подают по любому поводу как сами компании, так и их клиенты. Тут есть важное уточнение: так делают те, у кого есть на это деньги.
Юристы — дорогое удовольствие на всех этапах сотрудничества. Начальная консультация может стоить несколько сотен долларов, затем работа оплачивается на почасовой основе (ставки могут составлять и $400, и $500 в час).
Если у вас небольшой стартап на рынке с крупными и богатыми конкурентами, то вы автоматически в зоне риска — ведь у них есть деньги на юристов, а у вас нет. Я сам сталкивался с этим — спустя неделю после запуска сайта нового проекта один из конкурентов через юридическую фирму прислал письмо с угрозами.
Аргументы из этого послания было легко разбить фактами, однако для составления грамотного ответа пришлось привлекать опытного юриста. Поэтому при старте любой активности на рынке США необходимо закладывать бюджет с запасом на возможные внезапные юридические затраты.
Нужно очень активно «прокачивать» разговорный английский
Даже если планируемая аудитория вашего бизнеса — русскоязычные иммигранты, и вы не собирались много взаимодействовать с местными, без разговорного английского продвинуть бизнес самостоятельно будет трудно. Например, я был очень удивлен, насколько в Америке народ любит говорить по телефону.
Сам я этого делать не люблю, и в России удавалось решать значительное число связанных с работой вопросов в электронном виде. Здесь же у многих компаний и госорганов есть онлайн-чаты, но главным образом они используются для продажи услуг. По более сложным вопросам нужно звонить — и я не раз поминал в таких случаях добрым словом онлайн-чат в моем банке на родине.
Я был уверен, что неплохо говорю по-английски, но реальность оказалась чуть более сложной, чем представлялось. В США такое огромное количество иммигрантов и просто людей с различным произношением, что провести простейший диалог по телефону оказывается подчас непростой задачей. Распространенная ситуация — звонить в саппорт по несколько раз и сбрасывать, пока не попадешь на оператора, которого понимаешь. Такое бывает даже с местными, это обычное дело.
Да, часто в государственных службах и крупных компаниях есть возможность воспользоваться услугами переводчика прямо по телефону. Однако это не всегда может решить проблему — во многих случаях переводчики, это не носители русского языка, а просто люди, которым кажется, что они его знают (на такого я попал, когда решал вопрос со сменой тарифа на корпоративной сим-карте в T-Mobile — ад еще тот), либо иммигранты старшего поколения. Качественно вести беседу через них далеко не всегда возможно, поэтому лучше тренировать разговорный английский еще до переезда, так можно будет решать свои вопросы, рассчитывая только на себя.
Госслужбы тоже регулярно ошибаются
США воспринимаются как страна, где во главу угла ставится эффективность и качество работы. К сожалению, это совсем не означает, что все здесь всегда функционирует как часы. Довольно часто бывает так, что важный документ от госорганов теряется и не приходит к вам по почте. Такое случается во взаимодействиях с любым ведомством — от федеральной иммиграционной службы до департаментов по делам бизнеса на уровне штатов.
Реальная ситуация — недавно я заказывал в соответствующем департаменте в Делавере сертификат, который подтверждает, что моя компания жива и ведет бизнес. Такой документ могут требовать много где, например, PayPal просит его для регистрации бизнес-аккаунта.
Certificate of good standing в штате Делавер
Я заполнил заявку, отправил ее по почте, деньги за услугу списались, в почтовый ящик пришел чек, подтверждающий это, а сам сертификат — нет. Звонки и попытки решить проблему в чате ничего не дали — «мы все отправили, вы должны были получить, до свидания».
Выход один — оплачивать сбор заново, и опять ждать нужный документ несколько недель. Не знаю, как другие, но раньше я был уверен, что здесь такое бывает очень редко.
Рынок огромный, но искать клиентов нелегко из-за конкуренции
Один из главных плюсов США — это огромный рынок практически в любой отрасли. Но также здесь и огромная конкуренция почти во всех нишах. Это означает, что продвигать бизнес здесь далеко не просто. Чем больше компаний конкурируют за внимание потенциальных покупателей, тем дороже реклама — как в офлайне так и в сети.
К примеру, мне известны случаи, когда компании платили по $100 тыс. долларов за наружную рекламу в Майами, и не получали никаких результатов. При этом, в онлайне затраты далеко не всегда оказываются ниже, а эффективность выше.
К примеру, в рунете есть некоторое количество онлайн-СМИ и блог платформ, вроде Хабра. Хоть таких площадок и не много, но их реально использовать для привлечения клиентов и пользователей новых проектов. В США с этим всё плохо: контекстная реклама в интернете стоит очень дорого, а СМИ далеко не так лояльны. К примеру, у меня был опыт взаимодействия с редактором крупного медиапроекта: ответ на одно письмо занимал у него около месяца. При этом в итоге в публикации было отказано без разъяснений. Платная же публикация в момент моего обращения стоила более 10 тысяч долларов.
В итоге ушло довольно много времени на разработку действенных стратегий продвижения в США и подбор инструментов для их реализаций — например, я рассказывал об использовании в качестве альтернативы традиционным СМИ блогов на Medium.
Не сразу, но мне удалось научиться продвигать проекты через Medium-блоги, посещаемость которых выше, чем у традиционных онлайн-СМИ
Заключение
При открытии бизнеса в США вам придется столкнуться с рядом сложностей. К ним важно быть готовым, чтобы не потратить больше и избежать проблем, но они преодолимы, если хотя бы морально быть к ним готовым. Всем удачи и спасибо за внимание!