Либо начальник плохой, либо плохой начальник…
Наверняка вы встречали в сети цитату, приписываемую Петру I: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Якобы царь в 1709 году тем самым хотел формализовать отношения между начальствующими и подчиняющимися. Не хочется разрушать красивую легенду, но в отечественной историографии подтверждения этому нет. Нет ни единого документа, свидетельствующего о наличии подобных распоряжений. Увы.
Тема взаимоотношений в коллективе, особенно на уровне «начальник-подчиненный», обычно вызывает острую дискуссию. Причем, температура и острота полемики зависят от того, кто держит слово. Эта как с водителями и пешеходами. На дороге всегда кто-то неправ. И «истина» за тем, кто в данный момент передвигает ногами по тротуару или крутит баранку. Так и здесь, довольно часто начальники считают свою правоту «правее» доводов и точки зрения подчиненных. И наоборот. Поговорим «про это»?
Кто на каком месте в пищевой цепочке?
За более чем двадцать лет в бизнесе, как вы понимаете, мне приходилось встречать совершенно разных руководителей и подчиненных. Были совсем клинические случаи, но чаще все сводилось к типичным, как мне кажется, ролевым моделям. По идее можно поглубже в соционику нырнуть, но я в этот раз просто поровняю грунт.
Боец — активный лидер. Как правило собственник, генеральный директор, руководитель направления.
Характеристики: чаще всего использует местоимение «Я». Категоричный. Жесткий. Часто довлеющий. По стилю руководства почти деспотичен и авторитарен. Требовательный. Ждет от сотрудников беспрекословного подчинения.
Из плюсов: обычно он ставит точку в цепочке принятия решений любой длины и сложности. Глубоко вовлечен в операционку. Не боится экспериментов — это хорошо сказывается на разработке. Особенно в применении новых подходов и инструментов. Именно с таким типом руководителя получается разнести условный монолит на микросервисы за год, а не за несколько лет. С ним не редки случаи ошибок, которые исправляются так же быстро, как и появляются — как говорится «Fail Fast», в самом чистом виде. С ним бюрократии вкусить не придется, ибо с той ему просто не по пути.
Из минусов: контакт с вами, в контексте задач, будет плотным настолько, что время суток, порой, не будет играть особой роли для ваших созвонов. Не умеет делегировать — отдать задачу вам и успокоится. Отсюда бесконечные и выносящие мозг «ну что готово?», «когда будет готово?», хотя про дедлайн договорено. С другой стороны если результат того стоит, то почему бы и нет)). Если и начинает вам доверять (ха-ха-ха, через длительное время), дальше редко проверяет.
Совместимость: любит себе подобных. Остальных может за людей не считать. Если хотите добиться прогресса в отношениях, придется рисковать, отстаивая свою точку зрения. И тут как у сапера, у вас только одна попытка перерезать «правильный провод».
Примеры: Стив Джобс, Владимир Потанин, Алишер Усманов.
Фантазер — яркий, эксцентричный лидер. Как правило собственник, генеральный директор, руководитель направления.
Характеристики: нарцисс, использующий местоимение «Я» чаще, чем приветствие «Здравствуйте!». Фонтанирует идеями. Склонен к риску и экспериментам. Редко управляем. Самодур.
При руководстве командой способен иногда быть гибким, порой жонглировать стилями управления. Чаще демократичный, реже либеральный. Питается энергией окружающих. Ждет похвалы и восторженной оценки своей выдающейся персоны. С сотрудниками демократичен до момента, пока не сталкивается с неисполнением приказа. В гневе истеричен. Особенно жестко слушать как он «шепчется» о каком-то провале со своими подчиненными — когда ты сидишь этажом ниже, а слышишь его как из соседнего кабинета.
Из плюсов: Энергичный. Обладает хорошим чувством юмора и развитыми социальными связями. Идея сделать что-то впервые — его слабость. Тщеславный. Развита интуиция. Отлично ладит с исполнителями.
Из минусов: Часто меняет точку зрения — «я такого не говорил», «вы меня не так поняли». Не доводит начатое до конца, переключаясь каждый раз на новый проект. Любит ярких людей под стать себе. Тяжело находит общий язык с системными и консервативными членами команды. Разочаровывается в людях с той же страстью, с которой любит, то есть по-настоящему и надолго.
Совместимость: любит себе подобных и выше по статусу ;). Остальных за людей не считает. Прогресс в отношениях возможен через развитие доверительных отношений и яркие проекты с амбициозными целями по захвату мира.
Примеры: Ричард Брэнсон, Илон Маск, Дональд Трамп, Олег Тиньков, Евгений Чичваркин.
Калькулятор — системный, основательный, безэмоциональный лидер. Как правило собственник, генеральный директор, руководитель направления.
Характеристики: спокойный, трудолюбивый, эксперт высокой категории, добившийся положения своими знаниями и интеллектом. Местоимение «Мы» из его уст звучит чаще, чем собственное имя. Склонен к анализу и принятию взвешенных решений. Уважает чужое мнение, но не забывает о своем. Если принимает решение, редко его меняет. Не очень гибкий.
Чаще предпочитает демократичный стиль управления. Скромный. Редко ждет похвалы и вообще мало обращает внимание на мишуру и внешние атрибуты. Глубоко в теме. Хорошая память. Если разочаровывается, вторых шансов обычно не дает.
Из плюсов: Профессионал. Основательный. Обычно подкрепляет свою точку зрения убийственными аргументами. Отлично ладит с себе подобными, руководителями высшего уровня и исполнителями. Не любит фантазеров, хотя это у них взаимно.
Из минусов: Медленный. Иногда нерешительный. Не любит ярких и напыщенных людей. Смотрит в корень. Социальные связи нередко на среднем уровне — понимает значение команды рационально, на самом деле эмоциональной связи не чувствует. Хотя встречаются исключения. Обычно все идут к нему, а не наоборот.
Совместимость: любит себе подобных и выше по статусу. Хотя крайне уважительно относится ко всей линейке прямого подчинения и на несколько ярусов по пищевой корпоративной цепочке вниз. Прогресс в отношениях возможен через подтверждение ваших планов и целей реальными делами. Доверяет, но всегда проверяет.
Примеры: Билл Гейтс, Михаил Фридман, Аркадий Волож, Дмитрий Гришин.
Исполнитель — безынициативный, плывущий по течению лидер. Редко собственник, чаще нанятый генеральный директор или руководитель направления, сумевший удачно влиться в корпоративную среду, нередко пройдя путь с самых низов.
Характеристики: исполнительный карьерный менеджер. Обычно делает все, о чем просят акционеры, вышестоящие руководители. Совсем всё. Или не делает ничего, умело мимикрируя и создавая нужную атмосферу. Будучи не погруженным в контекст своих команд разработки — запросто может предложить акционерам идею отвязанную от реальности, за которую начнут спрашивать. Тот случай, когда «ни ума, ни фантазии». Местоимение «Мы» используется такими руководителями при всех возможных ситуациях, включая проколы и неудачи. Бюрократия — дом родной. «Надо уточнить», «надо вынести на совет», «надо согласовать» и тд
Причинами бед и несчастий могут быть все, кто угодно, кроме их самих. Не любят персональную ответственность. Серые. Тщеславие — это не про них. Гибкие, местами даже изворотливые. Меняют свою точку зрения в угоду текущей ситуации. «Слабого толкни, к сильному прижмись».
Чаще предпочитает либеральный стиль управления. Незаметный. Тихий. Неглубоко погружен в бизнес. Отдает все на откуп команде, особенно в контексте ответственности. Не себя же корить за неудачи))
Из плюсов: исполнителен. Настроен на поддержку текущих процессов. Редко склонен к реформам и революционным изменениям. Тут плюс не в отсутствии революционных изменений, а, скорее, в стабильности. Так сказать — работает, не трожь, ну и что, что медленно работает! Презирает конфликты. Конформист. Обычно стремится сохранить хорошие отношения на всех уровнях управления.
Из минусов: ленивый. Нерешительный. Не любит ответственность. Радеет за процесс, а не за результат. Осторожен, что существенно затягивает сроки, просто до бесконечности. Может действовать в ущерб собственным интересам и бизнесу. Ярких и напыщенных людей, фантазеров не любит. Социальные связи довольно развиты.
Совместимость: любит себе подобных и выше по статусу. Плохо взаимодействует с яркими, деспотичными собственниками. При открытых конфликтах не идет на конфронтацию. Может отступить. Прогресс в отношениях возможен, но никогда нельзя быть в этом уверенным на 100%. Чаще не доверяет и редко проверяет, ибо лень.
Примеры: сами допишите в комментариях. Наверняка, таких менеджеров вы встречали часто.
Чайка — это менеджер-мутант. Это даже не типаж, а стиль жизни и образ мышления. Учитывая необходимую академичность повествования, принятую на страницах нашего корпоративного блога, попробую дать литературное описание этого феномена. Чайка-менеджер обычно внезапно прилетает, много шумит, гадит и улетает.
Характеристики: служитель культа ИБД (имитация бурной деятельности). Много громкой показательной инициативы, минимальное погружение в предмет своих душевных волнений. Комок нервов и возбужденный спинной мозг в одном флаконе. При виде руководителя, в глазах которого надо вырасти — резко меняется. За считанные секунды переходит в иной режим — из спокойного сослуживца перерастает в оратора — «кто так делает?», «надо делать вот так вот, а вы неучи».
Из плюсов: ооочень тонизирует. Чрезмерно активен, особенно в чатах. Если нагрубит в общем чате — может извиниться (иногда бывает), но уже в личных сообщениях.
Из минусов: Конфликтен. Бесполезен для командной работы. Плохая память с той точки зрения, что ради своих интересов перешагнет через тех, кто его поддерживал. Ни за что не отвечает. Есть его мнение и неправильное. Звездная болезнь.
Совместимость: слабая совместимость с системно мыслящими типажами сотрудников и руководителей. Уважает только силу. Признает иерархию. К нижестоящим сотрудникам или коллегам может проявлять немотивированную агрессию. Нередко переходит к оскорблениям коллег.
Примеры: не хочется никого обижать. Но поверьте на слово, встречаю подобных персонажей с завидной регулярностью.
Кстати и некстати
На случай, если вы забыли, чем отличаются стили управления, ниже приведена краткая шпаргалка. Думаю, она даст общее представление о структуре управления временем того или иного управленца. Понятно, что все утрировано и в реальности все может быть иначе, но пусть это будет своего рода точка опоры.
Немного чеснока и специй
Вернемся к заявленной изначально теме, напомню, что звучит она не иначе, как «Либо начальник плохой, либо плохой начальник». Так вот, должен ли руководитель быть «жилеткой», «большой материнской грудью» для своих сотрудников? Давайте подискутируем. Мой жизненный опыт говорит, что нет. Иначе сотрудники не будут развиваться и будут боятся принимать самостоятельные решения до определенного уровня. Рано или поздно при таком подходе тебе садятся на шею и больше никогда не слезают. Еще очень важно помнить про баланс. Ведь одно дело «жилетка», и другое дело «чувствовать» коллектив — иметь возможность вовремя обнаружить желание сотрудника покинуть компанию, почувствовать чье то выгорание и тд.
Современному руководителю, особенно в ИТ-среде, необходимо прокачивать эмоциональный интеллект, эмпатию и прочие модные сверхспособности, но в час сурового дедлайна, он должен иметь стальные я…нервы, чтобы вблизи майлстоуна, фигурально выражаясь, надавать по щщам всем сопричастным с придурковатыми минами на лицах и сдать проект вовремя.
Более того, способность давать обратную связь без умеренной токсичности не живет. Говорить правду в лицо дискомфортно. Тут требуется определенный навык. При этом негатив неизбежен. Для всех быть хорошим просто невозможно. Некоторые люди, к сожалению, не могут работать без нависающей над ними угрозы и фрейдистского «влечения к смерти». Многие из нас любят пощекотать себе нервишки, отправляя работу в последнюю минуту дедлайна, а отдельная категория граждан постоянно исследует границы дозволенного в стиле «пока меня не переедет поезд, я не успокоюсь».
Согласны? Не согласны? Можете рассказать свои истории взаимодействия с токсичными и экологичными руководителями? Может проще завести на работе котика для антистресса?