Летающие автомобили — радикальное решение проблемы заторов
Люди давно мечтали создать летающие автомобили. Это так заманчиво, даёт незабываемое ощущение свободы. Лети куда хочешь, езжай куда хочешь. По крайней мере, так кажется тем, кто не сидел даже за джойстиком в авиасимуляторе. Тем не менее, желание подчинить небеса своим «железным коням» очень велико. Ещё Генри Форд, величайший авторитет автомобилестроения, лет 70 назад прогнозировал, что автомобилям прямая дорога в облака. Однако прошло уже немало лет, а особого прогресса в сфере «автолётов» не наблюдается. Вероятно, причина в том, что все экспериментальные образцы и летали плохо, и ездили не лучше. Помимо множества технических проблем, летающие автомобили создают кучу сложностей юридического характера. Например, относить их наземному транспорту или авиационному? Кто должен заниматься регулированием движения? В общем, как тут не вспомнить про «рождённого ползать».
Но в последнее время начались определённые подвижки. Всё чаще появляются любопытные новости из США, что вполне логично, учитывая их либеральное законодательство в сфере владения и использования населением транспортных средств. Скажем, если у вас есть права на вождение автомобиля или мотоцикла, а также лицензия пилота, то можно совершенно официально приобрести себе вот такой пепелац под названием Plane Drive PD-2:
Он представляет собой легкомоторный самолёт Glasair Sportsman со складным крыльевым оперением, к которому приделали половину мотоцикла (50 л.с.) и установили два передних поворачивающихся колеса. По шоссе этот гибрид может разгоняться до 110 км/ч, а запас хода составляет 320 км.
Из походного положения в боевое PD-2 переводится быстро и просто: достаточно снять «мотоблок», погрузить его позади сидений и перевести крылья в полётное положение. Воздушный винт вращается двигателем Lycoming мощностью 210 л.с. Дальность полёта достигает 760 км, а максимальная скорость — 240 км/ч. У себя на родине PD-2 стоит $60 000 — на уровне автомобиля премиум-класса.
Американская компания Terrafugia избрала иной подход. Вместо надругательства над самолётом они создали именно автомобиль, способный летать. К сожалению, получившийся автолёт Terrafugia Transition не имеет особых преимуществ перед PD-2, зато стоит аж $279 000. И в отличие от того же PD-2, он сертифицируется как автомобиль, а не мотоцикл.
Мотор здесь один, бензиновый Rotax мощностью 100 л.с. С помощью вариатора крутящий момент передаётся либо на колёса, либо на воздушный толкающий винт. Максимальная скорость по шоссе достигает 110 км/ч, запас хода 1300 км, расход топлива примерно 6,7 л на 100 км). Если захочется полетать, нужно опустить поднятые вверх крылья и переключить трансмиссию с колёс на винт. Максимальная скорость полёта составляет 185 км/ч, дальность — 780 км (при расходе 11 литров в час). Автолёт оснащён навигационной системой. Если его собьют зенитки возникнет аварийная ситуация, можно будет выпрыгнуть с парашютом. О доверии покупателей к этому образцу техники говорит тот факт, что за всё время с серийного выпуска — с 2012 года — продано только два экземпляра.
Но не в одних лишь США создаются автолёты. Словацкая компания AeroMobil создала очень стильно выглядящий аппарат, представляющий собой гибрид самолёта и спорткара. Основу конструкции составляет пространственная стальная рама, обшитая панелями из композиционных материалов. Крылья и элементы шасси также изготовлены из композитов. В «наземном» варианте длина составляет 6000 мм, ширина — 2240 мм, что удовлетворяет нормативам Евросоюза для легковых автомобилей. Здесь используется бензиновый четырёхцилиндровый оппозитный двигатель Rotax мощностью 100 л.с. Средний расход по шоссе составляет около 8 л, запас хода — 875 км. Максимальная скорость 160 км/ч.
Стоит отметить, что в мае произошла первая авиакатастрофа с участием AeroMobil. Им управляли разработчик автолёта, который успел выпустить аварийный парашют.
Для взлёта AeroMobil требуется участок шоссе или грунтовки длиной 300 м. Максимальная скорость полёта 200 км/ч, дальность — 700 км (расход 15 л на 100 км). Автолёт оснащён навигационной системой, автопилотом и дублирующей системой безопасности, которая может автоматически выпускать парашют и смягчать падение аппарата. Серийный выпуск начнётся в 2017 году, стоимость составит 200 000 евро.
На поприще автолётов отметились и немцы. Компания Carplane GmbH создала вот такой аппарат:
Потомки тевтонских рыцарей выбрали двухбалочную конструкцию. Однако это не самое примечательное в автолёте: разработчики явно вдохновлялись возможностями Автоботов, сделав Carplane настоящим трансформером. В походном положении крылья и воздушный винт находятся в пространстве между двумя фюзеляжами автолёта. А если захочется повторить подвиг Матиаса Руста, с помощью электродвигателей крылья разворачиваются в полётное положение, а задняя часть автолёта раздвигается, увеличивая общую длину аппарата с 5,44 до 7,45 м.
Двигатель мощностью 150 л.с. разгоняет аппарат по шоссе до 176 км/ч, максимальная лётная скорость 222 км/ч. При крейсерской скорости в 200 км/ч дальность полёта составляет 830 км.
Даже на первый взгляд очевидно, что автолёт сложен в производстве и дорог. Косвенно об этом свидетельствует и то, что Carplane до сих пор не может начать серийное производство.
Английская компания Parajet International решила не городить огород со сложными конструкциями и переделками. Они вообще не стали заморачиваться — просто оснастили багги толкающим винтом и парафойлом. Вариант для сильных духом, так сказать. К преимуществам получившегося автолёта можно отнести хорошую проходимость и отсутствие сложной крыльевой механизации. Правда, процесс взлёта с мягким парашютом-крылом лёгким не назовёшь.
Вес Parajet Skyliner составляет всего 420 кг, бензиновый двигатель Ford EcoBoost развивает мощность в 125 л.с. Максимальная скорость по шоссе составляет 185 км/ч, лётная — 88 км/ч. Дальность полёта составляет 320 км, потолок — 4500 м. Для Syliner не страшен отказ двигателя в воздухе, он может спокойно планировать на парафойле. Несмотря на простоту конструкции, просят за аппарат немало — 90 000 евро.
Само собой, не стоит ожидать, что в ближайшие годы мы сможем наблюдать, как автолёты пристраиваются к журавлиным стаям. Однако сам факт появления вполне работоспособных моделей не может не вдохновлять. Конечно, это транспорт далеко не для всех (да и автомобили тоже, если начистоту), но было бы чертовски приятно вдавить тапок в пол и полететь.