Кто такой медиатор, техники медиаторства или как мы живем в двух реальностях

Мы живем в двух реальностях — в желаемой и лучшей. 

Это я понял из своего опыта медиатора. Кстати, мое имя Самойленко Геннадий, и я основатель курсов обучения по программе «HR BP организационное развитие». Медиатор — это нейтральное лицо в конфликте, которое помогает разобраться в спорных ситуациях. Мне пришлось несколько раз участвовать в роли Медиатора в «разводе» между собственниками и топами. Яйца раздора почти всегда одни и те же, только с разных сторон — стратегия, бабки, роли и власть.

Возвращаемся к реальностям. У всех нас есть представление о своей лучшей жизни — сюда входят наши мечты о доме, машине, какой должна быть вторая половинка, дети, отношения с окружающим миром, работа и многое другое. И вот мы эти мечты сбываем.

Казалось бы, шикарный дом на берегу озера или моря — это же самая лучшая реальность для меня! Кто с этим поспорит? К сожалению, это желаемая реальность, к которой мы так стремимся, и не всегда она лучшая. 

Мир устроен интереснее. 

За годы у меня сформировался простой образ реальностей. Например, вы любите кофе по утрам, такой нежный и знакомый с легкой горчинкой бодрящего вкуса. И вот вы подходите к автомату, платите за свою кружечку аромата, машина забурчала, закипела и… полилась струйка ожидаемого напитка. Но вы видите, что вам не долили гораздо больше, чем ожидали. Или в этот раз вкус совершенно иной, хуже, чем это было ранее. Или вообще машина поплевалась и ушла на перезагрузку. Как вы оцениваете это событие? Если честно, то конечно же как негативное, ибо оно не соответствует вашему желанию и заплаченным деньгам. А вот ваш организм может оценить его как положительное, ибо кофе повышает давление и так-то вредит здоровью. 

В этом и заключается разница между желаемой и лучшей реальностями. Иногда одна вредит другой. Поэтому так важно их синхронизировать. 

Кстати, убийственная разность реальностей хорошо показана в фильме «Опасная игра Слоун». Посмотрите, если еще не видели. 

e76cef9d5189e1b1f41d86b0c0a745a8.png

Когда я в роли медиатора, то чувствую себя мальчишкой-сорванцом. Если честно, я таков и есть в душе. Моя задача всех увлечь игрой и посадить в лодку. Всем раздать роли по желанию. Потом я встаю ногами на края лодки и начинаю ее жутко раскачивать, чтобы все вылетели из нее или еще хуже — она перевернулась. 

Так я тестирую новую собранную реальность. Это очень важно, особенно, когда все сделали вид, что конфликт исчерпан и можно спокойно расходиться. Но после такой раскачки так уже не кажется. Вот тут участники конфликта медленно наклоняются и на поверхность выкладывают свои чемоданы претензий и недовольства. 

К сожалению, меня приглашают медиатором, когда желаемая и лучшая реальность уже сильно разошлись. Лучше бы приглашали на берегу реки, прежде чем сесть в лодку, когда все договаривались. Так я был бы полезнее. Но люди устроены гораздо интереснее. Я нужен им, когда уже полная жопа и чуткое ощущение, что вот вот сейчас точно все порвется. И да, чаще всего рвется. Я всего лишь помогаю с этим разобраться. 

Но рассинхрон реальностей можно избежать. Прежде всего — в своем внутреннем мире. Когда он накапливается, я срочно беру билеты «куда-нибудь» на море и уезжаю на сборку. Я так это называю. После нее обычно происходит прорыв. 

Еще лучше — выделить каждый день по 1–2 часа для осознания. Лично я это делаю в момент прогулки. Во-первых, 20–15 км для здоровья и тела полезно. Во-вторых, меньше напряжения и не надо срочно уезжать 

Фото с утренней прогулки у озера.

я на утренней прогулке

я на утренней прогулке

Так что делает медиатор?

Медиатор — относительно новая роль и еще, к сожалению, редко встречаемая. Поэтому за всех не расскажу, только поделюсь своим опытом.

Так что же делаю на таких встречах?


Во-первых, важно научиться всем быть честными, называть вещи своими именами. Если в классических конфликтах важно сохранить нейтральность сторон и не допускать повышенный тон, то в спорных ситуациях собственников и топов с точностью наоборот, важно всем снять маски — выйти из ролей и рамок сдерживания, считай из равновесия, и прямо высказать все претензии и обвинения. Заранее предупреждаю, что нельзя это делать, специально неподготовив группу.

Во-вторых, к любым обвинениям во всех смертельных грехах нужно правильно относиться. И для этого так же нужно готовить группу, а еще лучше каждого по отдельности. Обвинение всегда из области желаемой реальности, а точнее — все наши самые яркие эмоции (впрочем которые потом нами же рационализируются) возникают из-за несовпадения желаемой и объективной реальности. Другими словами — претензия, это всего лишь внутренняя нестыковка каждого участника. Ну или точнее — рассинхрон личности, который давит, напрягает и жаждет разрядки, которая чаще всего осуществляется через конфликт и расставания — как выход из ситуации напряжения. И вот тут третье.

В-третьих, важно каждую сценарную линию развить по максимуму. Например, — Ок, вы расстались. Давайте это представим, что дальше? Или, ок, вы остались вместе, что дальше? Потом от каждой сценарий линии (опять таки которая отражает желаемую реальность) мы развиваем ветви других сценариев событий, — если мы вносим «это», то как это влияет на реальность? А если удаляем «вот это», что что может произойти? Нужно сказать, что эта часть обычно проходит мирно и спокойно, без внутреннего напряжения, а это возможно, если первая часть была горячей и все выпустили пар.

В-четвертых, каждую выбранную реальность мы проверяем «на прочность». Всем участникам предлагается ее раскритиковать в пух и прах. Вот именно здесь я искусно расшатываю лодку как шторм, чтобы всех выбросило в открытое море и они почувствовали себя беззащитными или ущемленными. И если есть сила притяжения, она сработает и удержит лодке или закинет всех обратно, так как без друг друга страшно и одиноко, ну или попросту — не выгодно.

Теперь самое главное — честность, честность и еще раз честность. Вот как из серой зоны, недосказанности и надуманности возникают конфликты интересов, так вот в нее и нужно запускать больше света, ясности и определенности. И каждый раз стоит задаваться вопросами:

  • Все ли факторы ситуации мы раскрыли?

  • Есть ли недосказанность в этом вопросе?

  • Нужна ли тебе ясность в этой ситуации?

  • Ты готов открыть второе дно?

  • Можно ли это позицию считать открытой или есть еще второе дно?

  • Чего ты хочешь?

  • На самом ли деле ты этого хочешь?

  • Какая твоя идеальная картина мира, пусть даже утопия?

  • Какая самая нежелательная реальность?

  • Чего ты боишься? (по мне — самый важный и тонкий вопрос)

  • Чего ты хотел бы искренне избежать?

  • Как ты себя чувствуешь в этой реальности?

  • Найди 10 причин, почему это не сработает/ сработает

  • Найди 10 причин, почему это не надо/ надо делать

  • и др.

Какие еще есть техники медиаторства

Медиаторы используют различные техники для содействия эффективному диалогу и помощи сторонам в достижении соглашения. Вот некоторые из соответствующих техник медиации:

1. Активное слушание: Медиатор внимательно слушает каждую сторону, чтобы полностью понять их позиции и переживания.

2. Переформулирование: Медиатор может переформулировать или пересказать сказанное участником, тем самым помогая прояснить или акцентировать важные моменты.

3. Кларифицирование: Задача медиатора — уточнить неясные или двусмысленные высказывания для обеспечения понимания между сторонами.

4. Открытые вопросы: Медиатор использует открытые вопросы для того, чтобы стороны могли более полно выразить свои мысли и чувства.

5. Суммирование: Регулярное суммирование услышанного помогает убедиться, что участники медиации понимают друг друга и ведут конструктивный диалог.

6. Поощрение эмпатии: Медиатор может предложить сторонам взглянуть на ситуацию с точки зрения противоположной стороны для развития взаимопонимания.

7. Идентификация интересов: Проведение разговора от позиций к интересам помогает выявить подлинные потребности и цели участников спора.

8. Похвала и усиление: Акцентирование положительной роли и вклада сторон в процесс медиации для поддержания конструктивной атмосферы.

9. Брейнсторминг и разработка опций: Содействие процессу совместного поиска решений и изучение различных вариантов.

10. Рефрейминг и подача вопросов: Медиатор помогает переименовать проблемы и конфликты в задачи, которые необходимо решить, делая акцент на возможностях, а не на разногласиях.

11. Разделение сторон на отдельные сессии (каукусы): Проведение приватных встреч с каждой стороной, если это необходимо для обсуждения чувствительных вопросов или уменьшения напряженности.

12. Постановка реалистичных ожиданий: Медиатор реально оценивает возможные результаты и помогает сторонам увидеть недостижимость некоторых их требований.

Использование этих и других техник и инструментов медиации позволяет медиаторам помогать сторонам решать конфликты мирным путем и достигать взаимовыгодных соглашений.

© Habrahabr.ru