Кто такой куратор и с чем его едят?

Лирическое отступление. Дорогие читатели, мы продолжаем рассказывать о том, как работать в SM Lab! Ознакомьтесь с нашей предыдущей статьей, чтобы узнать больше о нашей культуре и принципах работы Как QA собеседование проходил. Следите за обновлениями, впереди еще много интересного!

Кто такой куратор и с чем его едят

Привет, хабровчане!

Меня зовут Оля Ермолаева, в айтишечке варюсь больше 15 лет, последние пару из которых я QA куратор в СМ Лаб.

Когда я только пришла сюда работать, меня приятно удивила принятая в компании структура, включающая в себя такую роль как куратор. Такого я в других компаниях не видела.

Мы с коллегами решили рассказать вам кто же это такие и почему быть куратором и работать с кураторами круто! Рассказать мы хотим много, поэтому запланировали серию статей и это первая из них. Здесь будет верхнеуровневый обзор «всего по немногу», а в следующих статьях мы заглянем в наши задачи и вызовы поглубже.

a815ef135d430ed2518e840ce702e458.png

ФУ куратора две основных ветви задач: с одной стороны это менеджер, за которым закреплены 3–6 продуктовых команд и куратор является руководителем QA инженеров в этих командах. В составе куратор-team«ов мы помогаем своим продуктовым командам работать более эффективно. 

С другой стороны QA куратор в составе Core Team своего центра компетенций участвует в развитии процессов обеспечения качества глобально во всём SM Lab и занимается другими полезными и нужными задачами.

Дальше обо всём чуть подробнее.

Задачи куратора в продуктовых командах

Наши системы разрабатываются продуктовыми командами, состоящими из аналитиков, разработчиков и тестировщиков, во главе продукта стоит Product Lead (PL). А рядом с каждой продуктовой командой есть куратор-team, состоящий из PL и кураторов от разработки, аналитики и QA.

Далее поговорим о том что делают кураторы, чтобы обеспечить продуктовую команду всем необходимым для эффективной работы.

Дизайн команды

Куратор-team дизайнит команду, т.е. решает каких профилей и каких уровней в команде нужны люди. Решают не просто с потолка, а отталкиваясь от потребностей и задач. Периодически требуется пересмотреть дизайн команды, т.к. планы и потребности меняются со временем, а еще бывает, что где-то возникают просадки, а где-то простои.

Найм

Из предыдущего пункта в т.ч. вытекает потребность в найме специалистов. Куратор здесь выступает в роли нанимающего менеджера — проводит технические собеседования и принимает решения о найме.

Онбординг и адаптация

Когда нужный человек был найден и согласился на оффер, куратор подготавливает всё для его комфортного выхода: заказывает оборудование и первичные доступы, подготавливает план адаптации, назначает ментора в команде.

В первые дни после оформления куратор помогает новичку освоится. Проводит первичный онбординг, рассказывая о процессах, принятых в компании, о плане адаптации, о менторе, о том, с какими вопросами к кому приходить и т.д. 

Далее, на протяжении всего испытательного срока, куратор проводит с сотрудником регулярные встречи, отслеживая процесс погружения и давая обратную связь.

Развитие сотрудников

В SM Lab мы создаём условия, чтобы наши сотрудники развивались и становились круче, ведь это выгодно обеим сторонам — и сотрудникам и компании. У нас выстроена система ИПР (индивидуальных планов развития) таким образом, что любой сотрудник при желании может по определенным опорным точкам составить себе ИПР, обсудить его с куратором и развивать свои навыки, двигаясь по этому плану.

В план обычно входят практические задачи, подкрепляемые теоретическими обучениями. Пункт плана — это обычно задача по применению в своей команде того навыка, который человек хочет прокачать, а в план работы по этому пункту уже входят книги, курсы (внутренние или внешние), видеолекции, статьи, опыт коллег — всё, что может помочь освоить материал, а потом идут шаги по выполнению задачи.

Увольнение

Иногда бывает так, что нанятый человек не подошел команде или не слышит, не принимает обратной связи, которую ему дают. Тогда задача куратора наиболее мягко и быстро заменить такого сотрудника.

Помощь в выстраивании процессов в команде

В СМ Лаб приняты определенные процессы работы команд. Периодически процессы трансформируются и улучшаются — это непрерывный процесс. При этом, все команды разные и находятся на разных уровнях зрелости, поэтому общие процессы необходимо затачивать под конкретные реалии. 

Как раз этим и занимается куратор — помогает команде выстроить процессы, которые наиболее им подходят в каждой конкретной ситуации, а потом помогает эти процессы постепенно развивать.

Административные задачи

Куратор, помимо прочего, занимается так же и рутинной бюрократией, необходимой в большой компании. 

Сюда входят любые выдачи/замены оборудования, лицензий, оформления командировок и отпусков, согласование всего вышеперечисленного и еще дополнительного, например, обучений. По тем же вопросам, которые куратор напрямую не решает, сотрудники всё равно могут обратиться к куратору и спросить куда идти и что делать.

Задачи куратора в Core Team центра компетенций (ЦК)

Это второй блок задач куратора, который не касается напрямую продуктовых команд и сотрудников, но тоже на них влияет.

Развитие процессов и разработка методологий

Те самые общие процессы и методологии, которые куратор помогает внедрять и настраивать в командах, надо сначала придумать и описать, причем так, чтобы было понятно всем. Для решения таких задач мы собираем рабочие группы из 2–3 кураторов и постепенно продумываем и описываем то, что хотим потом нести в команды. 

Внутреннее профильное обучение

В наших ЦК предусмотрены кафедры. Это такие рабочие места, куда мы можем нанять стажеров, обучить их и передать нуждающейся команде. В 2023 году мы впервые работали с одним ВУЗом, где для желающих студентов проводится курс по тестированию, основанный на нашей программе. Сейчас мы отобрали оттуда четырёх стажеров, которые успешно прошли обучение и собеседование. Дальше будем их обучать уже у нас на практике и постепенно они станут самостоятельными QA-инженерами и будут приносить пользу в своих командах.

Также мы периодически набираем стажеров и просто с рынка.

Отдельного упоминания стоит наша Java-школа — набор внутренних курсов, на которых мануальные тестировщики могут научиться автоматизации. 

Организация клубов и внутренних мероприятий

Клубами мы называем внутренние мини-митапы. В SM Lab есть довольно много клубов по разным направлениям — разработка разных сортов, аналитика, менеджмент, soft, HR и т.д. И конечно же, мы организовали QA-клуб, в рамках которого делимся друг с другом и со всеми желающими своими практиками, подходами, наработками, процессами. Часть записей с клубов мы выкладываем в наш youtube-канал для широкой общественности. 

На клубе может выступить любой желающий, а ответственный за проведение клубов — один из наших кураторов.

Организация участия во внешних конференциях и митапах

Делиться опытом и учиться на чужом опыте — это здорово. Поэтому помимо внутренних мероприятий мы участвуем и во внешних — конференциях и митапах.

В основном это профильные QA мероприятия, такие как SQA days и Heisenbug куда мы ездим со своим стендом, с докладами и участниками. Но и на общих айти конференциях мы тоже появляемся. 

За участие в конференциях и внешних митапах как куратор отвечаю я — отбираю участников из желающих, помогаю с подготовкой докладов и организацией активностей на стендах.

Любой сотрудник может подать заявку на выступление на любую конференцию и если доклад примут, то компания поможет с подготовкой и позаботится о проезде и проживании при необходимости.

Операционные задачи

И конечно же, мы, как кураторы, следим за тем, чтобы на балансе нашего ЦК всегда были запасы необходимого оборудования и лицензий. Также выдаём и отзываем лицензии и следим, чтобы их хватало всем, кому они нужны.

© Habrahabr.ru