Какие навыки понадобятся продакту в ближайшие 5 лет
Смотрим в будущее без раскладов Таро, регистрации и СМС
Меня зовут Марго Седова, я Head HR-продукта в Skyeng. Отвечаю за внутреннюю экосистему, которая строится вокруг EJM сотрудника в компании ― от момента, когда соискатель только подумал, что хочет у нас работать, и вплоть до его exit-интервью.
Сегодня расскажу, как в ближайшие 3–5 лет будет меняться роль продакт-менеджера и какие навыки понадобятся тем, кто хочет изловить золотую антилопу.
Дисклеймер: когда мы говорим о будущем, это всегда про ощущения на кончиках пальцев. Никто не может знать точно, что ждёт нас впереди. Зато мы можем отследить движение из прошлого в настоящее — и попробовать предугадать, каким же будет наше «завтра».
Эволюция продакта: как менялась профессия
Главные навыки продакта прошлого — широкие, но неглубокие знания, а также умение организовывать процессы. Фокусируется на создании продуктов и услуг, которые отвечали бы потребностям клиентов, решая их проблемы «здесь и сейчас».
Продакт недавнего прошлого уже начинает погружаться в более продуктовые задачи. Он умеет измерять вообще всё — от среднего чека в високосный год до длительности чиха пользователя. Не просто перекрасил кнопку из красного в синий, а провёл исследование длиною в месяц — потому что прочитал в умной книге, что так надо.
Продакт настоящего — дикий, дерзкий, как пуля резкий, у него нет права на ошибку, нужно попадать сразу в цель. Он видел, как гиганты индустрии разваливались за считаные часы, так что у него нет времени долго проверять гипотезы. Действует точно и быстро — спасибо способности фокусироваться.
Как видите, на каждом временном отрезке навыки продакта становятся глубже и шире.
Глубина экспертизы важнее, чем обширные знания — даже если их много и они очень интересные.
Способность принимать новое и адаптироваться к действительности, а не следовать устаревшим правилам, — бесценна.
А теперь посмотрим, как это влияет на его отношения с продуктом и командой!
Продакт и продукт
ИИ vs креативность
407 млрд $ достигнет объём рынка искусственного интеллекта к 2027 году.
37,3% в год составят темпы роста ИИ с 2023 по 2030 год.
1,8 трлн $ достигнет выручка глобального рынка ИИ в 2030 году.
40–60% рабочих мест может исчезнуть из-за ИИ.
Всё очень плохо: скоро ИИ заберёт у продактов работу, и они будут спать под картонкой на вокзале! Но на самом деле нет, особенно если продакт умеет быть креативным — по-настоящему, а не по-ИИ-шному.
Маргарет Боден, профессор когнитивных наук в Университете Сассекса, определяет креативность как »способность придумывать новые и ценные идеи или артефакты».
С первыми двумя задачами ИИ справляется, а вот к третьей есть вопросики. ИИ создаёт синтетический креатив, который существует лишь в определённых границах. Он объединяет и состыковывает похожие вещи, но работает исключительно в рамках запроса. В нём нет человеческого инстинкта и подсознания. Искры, если хотите.
Поэтому продакту будущего нужно делать ставку именно на творческое мышление и креативность. Всё остальное можно смело автоматизировать.
Как развить креативность, если вы (или кто-то другой) продакт?
Поймите свой творческий стиль: сделать это можно с помощью опросника адаптации — инновации Киртона или профиля мышления FourSight.
Практикуйте креативные методики: прямой и обратный мозговой штурм, 4 шляпы, SCAMPER, ассоциативные карты.
Развивайте насмотренность: фильмы, художественная литература, музыка, картины. Мы привыкли поглощать только «полезный» контент, но он не помогает развиваться абстрактному мышлению.
Не подавляйте эмоции, а трансформируйте их. Исследования учёных одного из университетов Вашингтона показали, что респонденты лучше и быстрее справляются с креативными задачами, если умеют делать это.
Стандарт vs инклюзивность
Инклюзивность — нечто большее, чем ментальные или физические особенности человека. Она про всех нестандартных нас — про гендер, язык, расу. Понимание того, почему пользователю необходим инклюзивный продукт, в будущем может принести нам деньги, лояльность и вовлечённость.
Важно уточнить, что все эти цифры отражают ситуацию на зарубежных рынках, потому что там инклюзивность в продуктах ― это скорее история про настоящее, чем про будущее. Нам в России только предстоит запрыгнуть в этот вагон.
Почему вообще возник запрос на инклюзивность? В мир клиента вошла осознанность, а вместе с ней ещё две вещи.
Требовательность. Люди хотят проявляться такими, какие они есть, — и быть принятыми. Они будут выбирать те продукты, в которых нет границ, но есть лояльность к запросам клиентов.
Ценности. Люди тянутся к вещам, которые совпадают с их представлением о мире. Мало просто продавать вкусную газировку, надо ещё и иметь свою позицию, транслировать её, вовремя реагировать на события, внедрять эту позицию в продукт.
Навык инклюзивного подхода поможет уйти от стандартного набора параметров и представлений к уникальности и разнообразию. А ещё даст дополнительный виток той широте взглядов, которой должен обладать продакт будущего!
Что здесь может помочь?
Пользуйтесь готовыми инструментами: гайдом по доступному дизайну от Microsoft или лабораторией доступности от GitHub.
Добавляйте вопросы о доступности и возможностях: например, в сценарий интервью, опросники и другие исследования.
Погрузитесь в среду: попробуйте попользоваться приложением только левой рукой или забронировать столик в ресторане на сайте так, чтобы на пути к нему не пришлось преодолевать никакие ступеньки.
Цифра vs человек
Осознав свою индивидуальность, пользователь потребует к себе особого, точечного подхода. Поэтому знания о клиенте будут становиться все сложнее, многообразней и глубже. Это тоже подтверждается конкретными данными:
Портрет пользователя ― это хорошо. Но без понимания его жизни, целей, желаний этот портрет выйдет плоским. Поэтому продакту необходима развитая эмпатия. Что она даст нам?
Классный клиентоориентированный продукт.
Эмоциональную привязанность клиента к бизнесу.
Понимание, почему пользователь сделал то или это. Мы будем видеть взаимосвязь в поступках намного глубже и одушевим его портрет.
Как понять и простить пользователя?
Превращать данные в персонализированный опыт. Цифры, покупки, ответы на вопросы — всё это формирует историю, которую мы сможем использовать.
Анализировать настроение пользователя. Да, даже когда он уже заплатил вам деньги. Потому что эмоциональный фон — то, что напрямую влияет на лояльность и удовлетворённость клиента.
Ты и ты/команда
Через пять лет инструменты возьмут на себя работу по контролю, целеполаганию и эффективности.
Что останется руководителю? Роль коуча. Отношения будет сложно назвать деловыми или рабочими — это история про наставничество, помощь и поддержку.
Психика и эмпатия
Уже не получится не разбираться с собой. Все наши психологические крючки напрямую влияют на людей, с которыми мы находимся 80% своего времени. Стабильность и адекватность психики лидера команды решает!
Work-life balance blend
Работа — это часть вашей жизни, так что work-life balance слишком категоричен. Там есть работа, мгла и серость с 9 до 6, а тут жизнь — взболтать, но не смешивать.
Blend же показывает, что работа — это один из ингредиентов смузи, который невозможно отделить. Продакт будущего расставляет границы и приоритеты, исходя из своего состояния. Нет ничего страшного в том, чтобы перенести встречу в понедельник и пойти в кино, а в воскресенье пару часов поработать.
Growth mindset
Антагонист growth mindset — это фиксированное мышление, которое говорит нам, что характер, способности, талант, интеллект — базовые настройки и с ними ничего сделать невозможно. Отсюда фразы «у меня нет способности к языкам» или «мне медведь на ухо наступил».
Growth mindset — про то, что твои дефолтные настройки не имеют значения. Ты можешь всё, что хочешь: вопрос в том, какое количество итераций ты предпримешь, пока не добьёшься конечной цели.
Фиксированное мышление опасно тем, что человек всегда стремится показать другим, что его база самая базовая лучше. Из-за этого любые падения, неудачи сопровождаются жуткой тревогой и воспринимаются очень болезненно. А c growth mindset мы действуем в стиле «споткнулись → упали → встали → отряхнулись → запомнили, что нас заставило упасть → пошли дальше».
Поэтому внедрение мышления роста поможет создать в команде среду открытости, гибкости и понимания, что всё реально.
Что по выводам?
Заглянули в будущее, а теперь подытожим:
Вектор развития навыков продакта будущего направлен от поверхности к глубине, от узости к ширине. Классные продукты будут рождаться на стыке погружения в человеческое устройство, мировоззрение, пользовательское поведение и понимания, что в этой жизни возможно всё.
Маст-хэв-навыки для взаимодействия с продуктом — это креативность, инклюзивность и эмпатия.
Продакт становится не руководителем и контролёром, а наставником. Он работает с собственной психикой, мастерски встраивает работу в жизнь и воспринимает ошибки как точку роста.
Продукт перестаёт быть прикладным инструментом для обычных, рутинных задач или действий. Он становится намного глубже и транслирует философию, ценности, мироощущение и эмоции.
Развитие продукта и его стратегия зависит от тех самых ощущений на кончиках пальцев, про которые я говорила вначале. Зависит от того будущего, которое мы сами хотим и представляем. И если бы я сейчас получила письмо от Марго из будущего, там было бы написано: «Мечтай. Это единственное, ради чего стоит двигаться». И вы мечтайте!