Крупные операторы заработают на «законе Яровой», предоставляя услуги хостинга мелким операторам
В преддверии вступления в силу закона Яровой было много разговоров, какой непосильной ношей лягут затраты на крупных интернет-провайдеров и операторов сотовой связи. Но сейчас выясняется, что серьёзные затраты понесут не крупные, а мелкие провайдеры. Крупные операторы могут частично окупить расходы и даже получить прибыль, предоставляя мелким операторам платные услуги, пишет «Коммерсантъ».
Федеральные операторы связи готовятся предоставлять региональным услуги хранения данных. Например, такую возможность рассматривает «Мегафон». Представители оператора сказали, что получают много запросов от региональных компаний с просьбой об аутсорсинге данных. Сейчас им предлагается указать параметры сетей, включая число абонентов, входящий и исходящий трафик, пиковую нагрузку и прогноз по этим показателям на конец 2019 года — исходя из собранной статистики «Мегафон» рассчитывает целесообразность предоставления услуг и тарифы на хостинг.
По закону с 1 июля операторы обязаны хранить в течение шести месяцев все телефонные разговоры абонентов, SMS и электронные сообщения пользователей, а с 1 октября — весь интернет-трафик абонентов в течение 30 суток, в том числе зашифрованный и видеотрафик.
Возможность аутсорсинга рассматривают МТС и «Ростелеком». Последний уже принял решение хранить переговоры и трафик абонентов Tele2, поскольку владеет 45% его акций. Аналогичные запросы получает провайдер «Акадо». Вопрос о предоставлении услуги хостинга мелким операторам обсуждается в «Транстелекоме».
Возможные ежемесячные доходы «Ростелекома» от сдачи в аренду ЦОДов другим операторам могут исчисляться по меньшей мере сотнями миллионов рублей, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Гендиректор компании «Норси-Транс» (один из производителей сертифицированных решений для СОРМ и «закона Яровой») Сергей Овчинников пояснил, что крупные операторы могут предоставлять услугу двух видов, частичный или полный аутсорсинг хранения данных: «При частичном малым операторам всё же придется установить системы по съему и хранению голосового трафика, а хранение контента можно будет предоставить крупным операторам». Стоимость будет рассчитываться в зависимости от параметров сети.
Впрочем, все участники рынка делают оговорку, что сертифицированное оборудование пока отсутствует на рынке. Хотя примерно известно, что это будет за железо и какова его стоимость, но Минкомсвязь ещё не выпустила приказ о его сертификации. Кроме того, важно добиться от ФСБ разрешения на полный аутсорсинг: «Появление таких услуг от крупных операторов ожидаемо, — пояснил Овчинников. — Но в случае с небольшими региональными компаниями вопрос в том, придётся ли им хранить внутренний трафик или только внешний. Если ФСБ решит, что необходимо хранить и внутренний, в любом случае придётся ставить собственное оборудование».
Цены на услуги хранения данных от крупных операторов связи трудно прогнозировать. С одной стороны, известны тарифы на услуги обычного хостинга в дата-центрах. С другой стороны, здесь речь идёт о «специализированной услуге», которая соответствует новому законодательству и использует сертифицированное оборудование. Владельцы обычных дата-центров не могут предложить клиентам такую услугу. То есть у крупных операторов есть возможность воспользоваться «монопольным» положением и выставить цены выше рынка.
Однако у малых операторов нет выхода. Даже повышенные цены для них выгоднее, чем развёртывание полномасштабных собственных систем хранения данных. Сейчас системы оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) для «закона Яровой» предлагаются за 19 млн руб. за трафик 10 Гбит/с, рассказал гендиректор «ОрдерКом» Дмитрий Галушко.
Скорее всего, ежемесячный платеж для небольших операторов за хранение на аутсорсинге может оказаться ниже, чем если бы они внедряли такие решения сами: «Крупные операторы при этом смогут окупить расходы на увеличение хранилищ и, возможно, даже получат прибыль», — сказал источник в комментарии «Коммерсанту».
Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский неоднократно подчёркивал, что «на законе Яровой никто не заработает, все только потеряют», а предоставление услуг мелким компаниям позволит только частично компенсировать убытки. Однако некоторые независимые эксперты считают, что сдача инфраструктуры в аренду всё-таки позволит выйти в ноль.
Таким образом, бенефициарами от «закона Яровой» будет ограниченное количество компаний. В первую очередь, это поставщики сертифицированных решений для СОРМ, которые нужно интегрировать в дата-центры в соответствии с «законом Яровой». Во вторую очередь это крупные операторы, которые хотя и инвестируют в расширение дата-центров, но смогут окупить эти инвестиции за счёт мелких операторов.
Другими словами, основная часть затрат по исполнению «закона Яровой» ложится на региональных операторов. Они рассматриваются как доноры системы хранения, считает президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко. Ко всему прочему он выразил сомнение, что разработчики СОРМ смогут создать системы для обработки такого объёма данных. Сейчас установленные СОРМ-2 часто не работают, так как производители не могут их корректно настроить.
Предупреждение по просьбе администрации сайта: «При комментировании этого материала просим соблюдать правила. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения. В комментариях работает постмодерация».