Кражи на сетях
Недавно с одним из моих знакомых приключилась не слишком приятная история. Однажды утром, когда он собирал дочь в детский сад к нему в гости наведались следователи. Целью их визита было расследование кражи оборудования у одного из екатеринбургских провайдеров.
Оборудование было похищено с узла оператора связи, который располагался в подъезде жилого дома. Жильцы дома не сомневаясь описали человека приметы которого совпадали с внешностью героя моего рассказа. Долго искать его полиции не пришлось, поскольку в офисе оператора прекрасно знали этого молодого человека и тут же указали адрес его места жительства, потому как мой знакомый продолжительное время работал в штате оператора, и обслуживал те самые узлы связи. Не мудрено, что на него указали и жители, которые не раз видели молодого человека в своем подъезде с различным инструментом и непонятным оборудованием в руках.
Судя, по всему в полиции решили, что дело уже раскрыто, и на допросе предложили моему знакомому во всем сознаться, пообещав до суда оставить его под подпиской о невыезде. Но у него было железное алиби — на тот момент, когда совершалась кража, он играл с нами в футбол, что могло подтвердить более десяти человек.
В общем настоящих воров удалось найти несколько позже благодаря камерам наблюдения, которые поставил один из жильцов подъезда. На них отчетливо удалось запечатлеть молодых людей несущих в руках оборудование оператора. Оказалось, что они также сотрудники оператора, и обокрасть решили собственную компанию.
К чему это предисловие? Да к тому, ниже хотелось бы поговорить о кражах оборудования у операторов связи. О том почему так часты случаи краж на объектах инфраструктуры операторов нам рассказал человек не один год сотрудничающий с крупными сотовыми операторам страны.
Сотовые сети и сети интернет проникают в самые отдаленные уголки страны. Строительство идет, а крупные операторы больше стараются отдавать такие работы в руки сторонних компаний. В итоге работа передается из рук в руки, иной раз доходя до мелких бригад шабашников, не отличающихся профессионализмом. О подноготной такого подхода мы уже писали.
С одной стороны передача обслуживания сетей на аутсорс экономит операторам баснословные суммы, но с другой несете с собой ворох проблем — ведь аварии на сетях происходят не только из-за некачественной работы монтажных бригад, но и из-за краж оборудования. Зачастую воровство и мародерство на инфраструктуре оператора возникает из-за того, что нечестные на руку подрядчики просто не оплачивают труд исполнителей. В итоге последние кидаются во все тяжкие, пытаясь хоть как-то компенсировать свой труд. В сети даже можно найти список таких нерадивых подрядчиков.
Тех, кто занимается мародерством на объектах инфраструктуру операторов, можно разделить на два лагеря.
Первые — это обычные воры. Они не разбираются в оборудовании, а в основном просто режут кабель в надежде урвать немного меди. Или хватают железо, сбыть которое для них нереально.
Другие — это специалисты, разбирающиеся в оборудовании. Часто это монтажники, которым не заплатил подрядчик, и таким путем они стараются компенсировать свою работу.
По словам человека, сталкивающегося с подобными инцидентами в своей работе, по большей части исполнители, решившиеся на кражу оборудования с объектов заказчика, не знают даже куда его сбывать, потому как кроме оператора, оно никому не нужно.
Как нам стало известно, многое украденное оборудование с Урала отправляется на север страны, где сейчас идет активное строительство сетей. Там не стесняются использовать краденое оборудование. К слову такое железо легко идентифицировать, поскольку на каждое устройство вешается баркод. По баркоду можно определить SN, PN, наименование оборудования, а также кто его получал, когда, и т.д. Зачастую же продавцы просто не знают реальную стоимость, украденного ими железа, что еще раз говорит о том как оно им досталось, спонтанности самой кражи.
Есть же те кто, отлично разбирается в вопросе и знает, что нужно украсть дабы затем гарантированно продать. К такому железу относятся фидер, кабель питания, кабель заземления, системы питания, АКБ, кондиционеры, РРЛ, коммутаторы. В группах «ВКонтакте» можно найти много объявлений о продаже такого оборудования.
По словам нашего источника, с вандализм достигал немыслимых масштабов при активном строительстве сетей «Теле2» в Москве. Строительство хотели уложить в кратчайшие сроки. В итоге к работе привлекали кого попало. В основном в столице устанавливали столбовые позиции с ящиками «Энергомера». Проблема заключалась в том, что практически все ящики можно было открыть одним комплектом ключей. В каждом же ящике ставили как минимум 4 аккумулятора. В итоге ворам хватало нескольких минут, чтобы снять АКБ. Одна такая кража могла принести примерно пять тысяч рублей. Тогда почти 80% аварий на сетях «Теле2» в Москве происходило именно из-за воровства.
Операторы до сих пор не выработали адекватных мер по защите от краж на своих объектах. Где-то устанавливается видеонаблюдение, а кто-то совершает регулярное патрулирование собственных сетей с помощью квадрокоптера.
Информацию об инцидентах сразу же попадает в службу безопасности. Начинается расследование, поиск преступников. Социальные сети, видимо, особо не просматривают, однако там часто появляются сомнительные объявления о продаже операторского оборудования.
Ясно, что у операторов методы борьбы с хищениями схожи. В «МегаФоне» отметили, что как правило круг подозреваемых предопределен, и часто это сотрудники подрядных организаций.
В «МТС» для защиты объектов инфраструктуры разработали целый комплекс мер. Все базовые станции находятся под видеонаблюдением. Доступ на объекты сотрудников подрядных организаций строго контролируется.
В своем роде уникальным можно назвать опыт борьбы с кражами оператора «Корбина Телеком» Компания испытывала схожие с «Теле2» проблемы. В итоге, были приняты следующие меры. Весь персонал сразу же предупреждали о плачевных последствиях воровства. Во-вторых за анонимный донос на вора, предлагали солидное вознаграждение — 1 миллион рублей. Награду давали скупщикам такого железа. Эффективность такого подхода дала знать о себе мгновенно.
Как считает человек, регулярно сотрудничающий с операторами «большой четверки», такой четкой стратегии, как была у той же «Корбины Телеком» у сегодняшних федеральных операторов попросту нет.