Бум музыкальных стриминговых сервисов связали с укорачиванием и ускорением треков
Кадр из клипа Queen «Bohemian Rhapsody». Продолжительность композиции — 6 минут.
Помните длинные, драматически затянувшиеся вступления в поп-балладах 80-х годов? Согласно новому исследованию, все композиции с длинными вступлениями не занимают топовых позиций музыкальных чартов, и в этом может быть виновато короткое внимание слушателей.
Вступление, которое в середине 80-х в среднем составляло более 20 секунд, сегодня не длится дольше 5 секунд, отмечается в исследовании. В зависимости от того, каким является музыкальный мир пользователя, он может ругать или благодарить стриминговые сервисы за отход от инструментального интро, говорит Юбер Левилль Говен (Hubert Léveillé Gauvin), докторант по теории музыки в Университете штата Огайо.
Левилль Говен несколько месяцев слушал и анализировал песни, попавшие в первую десятку хит-парадов с 1986 по 2015 год, и обнаружил резкий отказ от длинных вступлений. Он также зафиксировал заметное увеличение темпа и обратил внимание на то, что исполнители новейших успешных песен быстрее добираются до названия хита в тексте. Кроме того, названия песен сегодня короче, чем раньше — часто это всего лишь одно слово.
Левилль Говен называет причиной этих изменений «экономику внимания» современной поп-музыки. Это означает, что авторы композиций намеренно ускоряют музыкальные интро с тем, чтобы захватить внимание непостоянных слушателей, многие из которых пользуются Spotify, Pandora и другими стриминговыми сервисами.
Мы знаем, что голос — одна из самых привлекающих внимание вещей, которые есть в музыкальной композиции. Поэтому зачастую многие люди, которые стремятся сконцентрироваться, предпочитают инструментальную музыку.
«Это необходимо для выживания: песни, которым удается захватывать и удерживать внимание слушателей, проигрываются, а другие пропускаются. Всегда есть следующая песня, и если люди могут легко и бесплатно пропускать композиции, вы должны сделать что-то, чтобы привлечь внимание пользователей», — говорит Левилль Говен.
Он заметил, что вместо того, что чтобы искать прямой доход от стриминговых сервисов, артисты ищут что-то другое, чтобы привлечь слушателей к концертам или другим продуктам, которые они продают.
Артисты и продюсеры перестают делать культурные продукты. Вместо них они делают «рекламные объявления» для собственного продвижения. Продукт — не обязательно песня, это может быть личный бренд.
Левилль Говен измерил темп 303 синглов, входивших в топ-10 за 29 лет, и обнаружил четкую тенденцию к ускорению поп-музыки: в среднем темп увеличился примерно на 8%. Он сравнил количество слов в названиях песен и обнаружил все более сильное уменьшение слов в них по прошествии нескольких лет. Исследователь считает исчезновение интро действительно поразительным: время перед словами сократилось на 78%.
Чтобы проиллюстрировать разницу, Левилль Говен предлагает сравнить композицию «Nothing«s Gonna Stop Us Now», исполняемую Starship, с популярной песней Maroon 5 «Sugar».
У Starship переход к первому слову песни занимает около 22 секунд. Композиция играет в среднем темпе, и слушатель познакомится приблизительно с одной минутой трека, прежде чем узнает, что «звездный корабль не будет остановлен», то есть услышит название. Maroon 5, напротив, в ударном темпе добирается до названия песни в тексте — всего за 40 секунд. Вступление в два раза короче, чем у Starship. Однако есть исключения у этого тренда.
Популярная композиция Gotye «Somebody That I Used To Know» — хит 2012 года, — получила название почти в три раза более длинное, чем у других лидеров чартов того же года. 20-секундное инструментальное вступление было в четыре раза дольше среднего, и слушатель ждет две полных минуты до того, как услышит название в песне.
В своем втором исследовании Левилль Говен оценил данные, предоставленные Spotify, чтобы увидеть, насколько популярны песни исполнителя, чьи композиции больше подходят для привлечения внимания, по сравнению с менее популярными песнями, выпущенные этим артистом. В этой работе он не нашел подтверждения гипотезы «экономики внимания».
Музыка постоянно эволюционирует под воздействием множества факторов, и нет способа объяснить все изменения, которые исследователь обнаружил, изучая стриминговые сервисы. Но он уверен, что они, безусловно, вносят свой вклад.
Если заглянуть в прошлое, то технологические изменения, скорее всего, повлияли на то, как люди сочиняли и слушали музыку. Левилль Говен добавляет, что компакт-диск совершил прыжок и обогнал виниловые пластинки и кассеты.
В среднем длина песен на протяжении многих десятилетий оставалась неизменной — около трех минут. Почему именно столько, науке не известно. Некоторые специалисты предполагают, что причина носит технологический характер — первые фонографы проигрывали 10-дюймовые диски, на которых можно было вместить около трех минут музыки. Увеличение средней продолжительности треков началось после 1959 года, и этот показатель рос вплоть до 1992 года, что можно объяснить совершенствованием технологии производства виниловых пластинок и созданием компакт-дисков. Однако вопрос, почему после 90-х годов продолжительность композиций начала неуклонно сокращаться, до сих пор остается открытым.
doi: 10.1177/1029864917698010