Краткая история жанра: авиасимуляторы
Тренировочные стенды играют ключевую роль в подготовке пилотов — они позволяют освоить навыки управления летательным аппаратом без риска для жизни и собственно аппарата. Для них нужно и «железо», и программное обеспечение. И так вышло, что технологии образовательные и видеоигры развивались параллельно, иногда пересекаясь.
В новой статье предлагаю рассмотреть путь, который прошли авиасимуляторы на ПК и консолях, посмотреть на особенности жанра и обсудить, какие из видеоигр можно назвать лучшими и что выбрать сегодня.
Тренировочные стенды
Идеи для многих игр (как, в принципе, практически для любых произведений культуры) пришли из реальной жизни. Поэтому начать историю видеоигр в жанре авиасимуляторов стоит с изобретения производителя самолётов Antoinette. Это устройство получило название Antoinette-Barrel.
Братья Райт совершили свой исторический полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания в 1903 году. Тогда, на заре авиации, управление самолётом не было стандартизировано — все буквально изобретали велосипед.
В случае с самолётом Antoinette управление осуществлялось не рычагом, а двумя колёсами на противоположных сторонах кабины. Многие пилоты считали такую схему управления неинтуитивной и испытывали трудности с этой моделью.
В 1910 году французские военные заказали компании Antoinette разработку двухместного моноплана. Кроме того, компании поручили создать симулятор в качестве учебного пособия для изучения сложных элементов управления.
Чем это не современный игровой автомат? Ещё одно подтверждение тому, что в игровой форме может происходить обучение, и что игра сама по себе способна учить.
С тех пор тренажёры для пилотов претерпели множество изменений. И выглядят примерно так:
Вид снаружи:
Эпоха аркадных автоматов
Ранними авиасимуляторами были игры для аркадных автоматов, построенные на дискретной логике — то есть это ещё не были в привычном понимании компьютерные видеоигры.
В числе первых была игра Heli-Shooter от компании Sega. Аркадный автомат начали продавать в 1977 году. И это не только один из первых симуляторов полёта — это в принципе одна из первых игр в 3D-пространстве.
Ещё один интересный пример — видеоигра-симулятор боевых полётов 1993 года от Namco. Аркаду начали выпускать в 1993 году на базе платформы Namco System 21 — это была первая платформа для аркадных автоматов с 3D-графикой.
Flight Simulator и его последователи
Программист Брюс Артвик в 1970-х получал степень бакалавра естественных наук как инженер-электрик в Иллинойсском университете. Темой его диссертации стала многослойная динамическая компьютерная графика полёта. Он находил время для лётных уроков и понял, что можно создать модель воздушного судна с помощью ПК, затем доказал, что процессора Motorola 6800 для этого было достаточно.
По результатам своей работы Артвик написал о своей идее в несколько журналов, и один из редакторов позвонил ему и рассказал, что читатели хотели бы купить программу.
Тогда разработчик основал компанию subLOGIC и принялся за создание Flight Simulator. Программное обеспечение должно было работать на процессорах Motorola 6800, MOS Technology 6502 и Intel 8080.
Первые версии Flight Simulator работали на компьютерах Apple II, а затем на Radio Shack TRS-80.
Первая версия симулятора имела чёрно-белую графику, один самолёт и ограниченную симуляцию лётных процессов. При этом в 1981 году Flight Simulator стал самой продающейся развлекательной программой для Apple II.
Хотя IBM хотела получить лицензию на симулятор, Microsoft одержала победу — маленькой на тот момент компании Артвик доверил лицензию для портирования на архитектуру IBM PC.
В 1982 году версия для PC уже сильно отличалась от Flight Simulator для Apple II: появились погодные эффекты, обновилась система координат и даже режим боя.
Подробно об истории проекта рассказывали на Хабре.
Microsoft Flight Simulator 3.0, 1988 год
Microsoft Flight Simulator 10, 2006 год
В последней на данный момент 24-й версии, которую анонсировала Microsoft, появятся такие нововведения, как возможность выйти из самолёта и погулять по достопримечательностям, пассажиры в салоне, информация о турбулентности. Разработчики позаботились даже о такой мелочи, как одежда пассажиров в зависимости от погоды.
Microsoft Flight Simulator 2024
Логично было использовать симулятор полётов от Microsoft для обучения пилотов. Поэтому в 2009 году на базе Flight Simulator X американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin выпустила коммерческий симулятор Prepar3D.
У проекта Flight Simulator были и другие последователи. В 1988 году студия MicroProse выпустила боевой симулятор про вымышленный самолёт F-19. Первая версия была разработана под DOS, позже игру портировали на Atari и другие платформы.
F-19 Stealth Fighter был полностью переработанной версией Project Stealth Fighter, которая получилась в результате портирования игры c Commodore 64 и ZX Spectrum на PC.
В 1990-е годы для Mac OS X, Windows и Linux вышел симулятор X-Plane. В нём были предусмотрены коммерческие и военные самолёты, а пейзаж охватывал большую часть Земли. Поддержка симулятора продолжается и сейчас. Плагины позволяют создавать новые миры и копии реальной местности.
X-Plane 6, 2001 год
X-Plane 11, выпущена в 2017 году
В игру Air Combat с 1993 года можно было играть на аркадных автоматах, а в 1995 году она вышла на Sony PlayStation.
Ace Combat 7
«Ил-2 Штурмовик»
В 2001 году стартовала культовая серия «Ил-2». Об этой игре я уже не раз упоминал — в подборке видеоигр, созданных в СССР и России, и в статье об исторической лжи и правде в видеоиграх.
Игру разработала компания 1С: Maddox Games. С 2012 года за игру отвечает 1C Game Studios.
На старте игра была одной из самых технологичных в жанре. Разработка и поддержка серии продолжается, и до сих пор это одна из самых продаваемых видеоигр от российских разработчиков. Кроме того, согласно многим рейтингам игра считается одним из лучших авиасимуляторов в мире. В США, например, вокруг «Ил-2» выстроилось масштабное комьюнити. В будущем планируется выход очередного обновления — студия анонсировала видеоигру «Корея. Ил-2». Кроме собственно возможности полетать, в новой игре будет виртуальный музей, где можно будет узнать о корейской войне.
Особенно интересно читать сейчас, в 2024 году, обзор на игру, написанный 27 ноября 2001 года.
«Ил-2 Штурмовик», 2001 год
«Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград», выпущена в 2014 году
Симуляторы дронов
С развитием беспилотных летательных аппаратов, которые применяются во многих отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве, а также в качестве спортивной дисциплины, появилась необходимость обучать пилотированию. Желательно, чтобы при этом не нужно было тратить много, собственно, аппаратов. Для этого начали создавать соответствующие тренажёры.
В Steam можно найти такие игры, как Uncrashed: FPV Drone Simulator, DCL — The Game и VelociDrone FPV Racing Simulator.
Uncrashed: FPV Drone Simulator
Российская команда сейчас работает над профессиональным симулятором FPV-дрона «Квадросим спорт». В симуляторе будут использованы разнообразные локации, будет возможность детально настраивать модели. «Квадросим спорт» предназначен для тренировок дрон-рейсинга, кроме того, в нём можно будет в мультиплеерном режиме проводить виртуальные соревнования.
Особенности жанра
За полвека существования жанра сложилось несколько особенностей авиасимуляторов для ПК и консолей. И в первую очередь длительная поддержка проектов. Не один, не два и не пять лет могут выходить дополнения для игры, её значительные улучшения, новые самолёты и карты. Так что фраза «на релизе игры работа только начинается» в случае с авиасимуляторами имеет гораздо более глубокое значение, чем в случае с шутерами или стратегиями.
Дело в том, что воссоздание точных моделей самолёта, реалистичная физика полёта, зависимость от погодных условий, реалистичная карта местности требуют значительных затрат.
Но на помощь приходят геймеры. Многочисленные дополнения к играм могут создавать и сторонние разработчики в случае, если авторам игры своим проектом удастся заинтересовать большое количество людей. И это третий важный фактор: влияние сообщества.
Если же посмотреть на авиасимуляторы со стороны игрока, то можно отметить ещё одну особенность — сложность управления. Конечно, есть разные варианты управления, но иногда приходится задействовать чуть ли не всю клавиатуру и джойстик. В этом обзоре на Хабре можно узнать о Flight Simulator, там приводятся тонкости.
Но такое управление — малая цена за возможность почувствовать себя пилотом самолёта и увидеть с высоты поле боя на Курской дуге или крупнейшие города, горы и равнины по всей планете.
Лучшие игры в жанре
В комментариях предлагаю обсудить, какие игры вы считаете лучшими в жанре? А результат добавлю по итогу этого обсуждения в пост!