Краткая история жанра: авиасимуляторы

Тренировочные стенды играют ключевую роль в подготовке пилотов — они позволяют освоить навыки управления летательным аппаратом без риска для жизни и собственно аппарата. Для них нужно и «железо», и программное обеспечение. И так вышло, что технологии образовательные и видеоигры развивались параллельно, иногда пересекаясь.  

В новой статье предлагаю рассмотреть путь, который прошли авиасимуляторы на ПК и консолях, посмотреть на особенности жанра и обсудить, какие из видеоигр можно назвать лучшими и что выбрать сегодня.

7a418574a6a28beddafc3c2585a49e15.png

Тренировочные стенды

Идеи для многих игр (как, в принципе, практически для любых произведений культуры) пришли из реальной жизни. Поэтому начать историю видеоигр в жанре авиасимуляторов стоит с изобретения производителя самолётов Antoinette. Это устройство получило название Antoinette-Barrel. 

Братья Райт совершили свой исторический полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания в 1903 году. Тогда, на заре авиации, управление самолётом не было стандартизировано — все буквально изобретали велосипед. 

В случае с самолётом Antoinette управление осуществлялось не рычагом, а двумя колёсами на противоположных сторонах кабины. Многие пилоты считали такую ​​схему управления неинтуитивной и испытывали трудности с этой моделью. 

В 1910 году французские военные заказали компании Antoinette разработку двухместного моноплана. Кроме того, компании поручили создать симулятор в качестве учебного пособия для изучения сложных элементов управления. 

Чем это не современный игровой автомат? Ещё одно подтверждение тому, что в игровой форме может происходить обучение, и что игра сама по себе способна учить.

b77877674bef8f1bb86f616e48355956.png

С тех пор тренажёры для пилотов претерпели множество изменений. И выглядят примерно так:  

357b4bea8abc8b4067f9c254d8116289.png

Вид снаружи:  

d1b3b7b8d74ae996e58829cd8a06fe7f.png

Эпоха аркадных автоматов

Ранними авиасимуляторами были игры для аркадных автоматов, построенные на дискретной логике — то есть это ещё не были в привычном понимании компьютерные видеоигры. 

В числе первых была игра Heli-Shooter от компании Sega. Аркадный автомат начали продавать в 1977 году. И это не только один из первых симуляторов полёта — это в принципе одна из первых игр в 3D-пространстве. 

d8d1db1a8915e35d785ca5e5343cf5d2.png

Ещё один интересный пример — видеоигра-симулятор боевых полётов 1993 года от Namco. Аркаду начали выпускать в 1993 году на базе платформы Namco System 21 — это была первая платформа для аркадных автоматов с 3D-графикой. 

d02b806fe87e912733a9b4a7b655ccdd.png

Flight Simulator и его последователи

Программист Брюс Артвик в 1970-х получал степень бакалавра естественных наук как инженер-электрик в Иллинойсском университете. Темой его диссертации стала многослойная динамическая компьютерная графика полёта. Он находил время для лётных уроков и понял, что можно создать модель воздушного судна с помощью ПК, затем доказал, что процессора Motorola 6800 для этого было достаточно. 

f4756289ce6b0b0e48fd82cb3eaf0818.png

По результатам своей работы Артвик написал о своей идее в несколько журналов, и один из редакторов позвонил ему и рассказал, что читатели хотели бы купить программу. 

Тогда разработчик основал компанию subLOGIC и принялся за создание Flight Simulator. Программное обеспечение должно было работать на процессорах Motorola 6800, MOS Technology 6502 и Intel 8080. 

Первые версии Flight Simulator работали на компьютерах Apple II, а затем на Radio Shack TRS-80. 

Первая версия симулятора имела чёрно-белую графику, один самолёт и ограниченную симуляцию лётных процессов. При этом в 1981 году Flight Simulator стал самой продающейся развлекательной программой для Apple II. 

5dbee48c5c97e1cd8d5f88d00d65c298.pnga74e6ca72b39a24758680329ae0ab3a0.png

Хотя IBM хотела получить лицензию на симулятор, Microsoft одержала победу — маленькой на тот момент компании Артвик доверил лицензию для портирования на архитектуру IBM PC. 

В 1982 году версия для PC уже сильно отличалась от Flight Simulator для Apple II: появились погодные эффекты, обновилась система координат и даже режим боя. 

Подробно об истории проекта рассказывали на Хабре.

Microsoft Flight Simulator 3.0, 1988 год

Microsoft Flight Simulator 3.0, 1988 год

Microsoft Flight Simulator 10, 2006 год

Microsoft Flight Simulator 10, 2006 год

В последней на данный момент 24-й версии, которую анонсировала Microsoft, появятся такие нововведения, как возможность выйти из самолёта и погулять по достопримечательностям, пассажиры в салоне, информация о турбулентности. Разработчики позаботились даже о такой мелочи, как одежда пассажиров в зависимости от погоды. 

Microsoft Flight Simulator 2024

Microsoft Flight Simulator 2024

Логично было использовать симулятор полётов от Microsoft для обучения пилотов. Поэтому в 2009 году на базе Flight Simulator X американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin выпустила коммерческий симулятор Prepar3D. 

f14e7a884f639390c2811d3790ea7373.png

У проекта Flight Simulator были и другие последователи. В 1988 году студия MicroProse выпустила боевой симулятор про вымышленный самолёт F-19. Первая версия была разработана под DOS, позже игру портировали на Atari и другие платформы. 

F-19 Stealth Fighter был полностью переработанной версией Project Stealth Fighter, которая получилась в результате портирования игры c Commodore 64 и ZX Spectrum на PC.

b4a95e54a3c02f217415f8b5eaf0f04e.png4e64cdefbc2f11f6af8caffec53dbbfd.png8d97773d4625e8a1338c642a41496fa7.png

В 1990-е годы для Mac OS X, Windows и Linux вышел симулятор X-Plane. В нём были предусмотрены коммерческие и военные самолёты, а пейзаж охватывал большую часть Земли. Поддержка симулятора продолжается и сейчас. Плагины позволяют создавать новые миры и копии реальной местности. 

X-Plane 6, 2001 год

X-Plane 6, 2001 год

X-Plane 11, выпущена в 2017 году

X-Plane 11, выпущена в 2017 году

В игру Air Combat с 1993 года можно было играть на аркадных автоматах, а в 1995 году она вышла на Sony PlayStation. 

53a7706a06b255744d0cf944426f4471.png86430142b625127696190c4f899a892e.pngAce Combat 7

Ace Combat 7

«Ил-2 Штурмовик»

В 2001 году стартовала культовая серия «Ил-2». Об этой игре я уже не раз упоминал — в подборке видеоигр, созданных в СССР и России, и в статье об исторической лжи и правде в видеоиграх. 

Игру разработала компания 1С: Maddox Games. С 2012 года за игру отвечает 1C Game Studios. 

На старте игра была одной из самых технологичных в жанре. Разработка и поддержка серии продолжается, и до сих пор это одна из самых продаваемых видеоигр от российских разработчиков. Кроме того, согласно многим рейтингам игра считается одним из лучших авиасимуляторов в мире. В США, например, вокруг «Ил-2» выстроилось масштабное комьюнити. В будущем планируется выход очередного обновления — студия анонсировала видеоигру «Корея. Ил-2». Кроме собственно возможности полетать, в новой игре будет виртуальный музей, где можно будет узнать о корейской войне. 

Особенно интересно читать сейчас, в 2024 году, обзор на игру, написанный 27 ноября 2001 года.

«Ил-2 Штурмовик», 2001 год

«Ил-2 Штурмовик», 2001 год

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград», выпущена в 2014 году

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград», выпущена в 2014 году

Симуляторы дронов

С развитием беспилотных летательных аппаратов, которые применяются во многих отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве, а также в качестве спортивной дисциплины, появилась необходимость обучать пилотированию. Желательно, чтобы при этом не нужно было тратить много, собственно, аппаратов. Для этого начали создавать соответствующие тренажёры.

В Steam можно найти такие игры, как Uncrashed: FPV Drone Simulator, DCL — The Game и VelociDrone FPV Racing Simulator. 

Uncrashed : FPV Drone Simulator

Uncrashed: FPV Drone Simulator

Российская команда сейчас работает над профессиональным симулятором FPV-дрона «Квадросим спорт». В симуляторе будут использованы разнообразные локации, будет возможность детально настраивать модели. «Квадросим спорт» предназначен для тренировок дрон-рейсинга, кроме того, в нём можно будет в мультиплеерном режиме проводить виртуальные соревнования. 

Особенности жанра

За полвека существования жанра сложилось несколько особенностей авиасимуляторов для ПК и консолей. И в первую очередь длительная поддержка проектов. Не один, не два и не пять лет могут выходить дополнения для игры, её значительные улучшения, новые самолёты и карты. Так что фраза «на релизе игры работа только начинается» в случае с авиасимуляторами имеет гораздо более глубокое значение, чем в случае с шутерами или стратегиями. 

Дело в том, что воссоздание точных моделей самолёта, реалистичная физика полёта, зависимость от погодных условий, реалистичная карта местности требуют значительных затрат. 

Но на помощь приходят геймеры. Многочисленные дополнения к играм могут создавать и сторонние разработчики в случае, если авторам игры своим проектом удастся заинтересовать большое количество людей. И это третий важный фактор: влияние сообщества. 

Если же посмотреть на авиасимуляторы со стороны игрока, то можно отметить ещё одну особенность — сложность управления. Конечно, есть разные варианты управления, но иногда приходится задействовать чуть ли не всю клавиатуру и джойстик. В этом обзоре на Хабре можно узнать о Flight Simulator, там приводятся тонкости. 

Но такое управление — малая цена за возможность почувствовать себя пилотом самолёта и увидеть с высоты поле боя на Курской дуге или крупнейшие города, горы и равнины по всей планете.

Лучшие игры в жанре

В комментариях предлагаю обсудить, какие игры вы считаете лучшими в жанре? А результат добавлю по итогу этого обсуждения в пост!

© Habrahabr.ru