Архитектура без критики. Уроки авторитарного проектирования
На берегу в Батуми есть гостиница «Мариотт», и каждый раз, когда я туда приезжаю, я смотрю на неё завороженно. Меня не покидает ощущение, что я наблюдаю результат классической авторитарной разработки продукта.
Что со стороны моря, что со стороны города, здание выглядит как огромный пенис.
Перед нами архитектурное решение, про которое ни один человек — ни в процессе планирования, ни в процессе реализации — не смог (или не решился) поднять вопрос о том, что получается херня.
На фото: выдающаяся архитектура
С точки зрения процесса разработки, это классический случай, когда главный человек («продакт», «архитектор», «предприниматель») приходит с великой идеей. Это может быть что-то вроде: «Слушайте, а давайте построим здание, которое будет сразу видно и с моря, и с города, нас запомнят на века, люди будут хотеть там жить, а мы изменим мир к лучшему!». Вроде бы всё логично: узнаваемость бренда, масштабность, символизм. Вдохновение архитектурными шедеврами мировой истории — и всё в этом духе.
Все развивается как обычно — собрали команду архитекторов, инженеров, дизайнеров, всем раздали задачи. Но дальше начинается самое интересное. Каждый из участников процесса на каком-то этапе видит, что что-то идёт не так. Стеклянный фасад с плавными линиями начинает слишком явно напоминать фаллический символ. Проект приобретает совершенно неожиданный поворот — буквально и визуально.
Но что происходит в этот момент? Кто-то, возможно, хотел бы сказать: «Кажется, это уже не просто отель, а что-то совсем иное…» — и тут его мысль обрывается. Почему? Потому что он смотрит на руководителя, который убеждён в своей гениальной задумке. И понимает: либо молчать и делать свою работу, либо начинать сложный разговор, который, скорее всего, не принесёт результата. Всем ясно, как это бывает в жёстко управляемых процессах: лучше не высовываться.
На фото: пока никто не высовывался — высунулось что-то другое
Дальше всё идёт по инерции. Все понимают, что здание уже не просто «необычное», а превращается в монументальные городские гениталии, но уже поздно. Все силы брошены на завершение проекта. Никто не хочет признавать очевидного. Даже когда появляется трёхмерная модель или первые чертежи, никого не смущает это странное чувство, что что-то пошло не так. На всех стадиях все делают вид, что это «новаторская архитектура». Сложные формы, стекло, бетон — всё звучит на бумаге красиво.
Но никто не винит руководителя, ведь он сделал то, что считал нужным. Просто, как это часто бывает, от начальной идеи до финального результата слишком многие побоялись сказать правду. Никто не остановил безумие. И вот оно перед нами — стройный, грандиозный пример того, как проект можно довести до абсурда, если не обсуждать очевидное.
В итоге перед нами не просто здание, а грандиозный памятник молчанию: когда никто не оспаривает, не критикует и не задаёт неудобных вопросов.
P.S Ну или собственник здания все-таки хотел построить огромный хрен, и тогда это, как минимум, весело.
P.P. S. Меня зовут Евгений Потапов, я инженер последние 20 лет, основатель компании ITSumma и веду личный телеграм канал. Там я пишу заметки о технологиях, высоких нагрузках, менеджменте и тайм менеджменте. Буду рад если добавитесь.